Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
Оценка 4.8
Конкурсы
pptx
чтение
1 кл
31.03.2017
Данная презентация соответствует теме мастер-класса: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности".
Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приёмами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника(автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, умения извлекать информацию из текста.
Районные педчтения по теме Технология формирования типа правильной читательской деятельности.pptx
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
Районные педчтения по
теме:
«Стандарты многомерны
как сама жизнь»
Мастер-класс: «Технология
формирования типа правильной
читательской деятельности».
МОУ «Железногорская СОШ
№2»
Шаршунова М.В.
учитель начальных классов
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
Введение
образовательных
Главный смысл разработки федеральных
государственных
стандартов
второго поколения (ФГОС) заключается в создании
условий для решения стратегической задачи
развития российского образования – повышения
качества
новых
образовательных результатов. Иначе говоря, ФГОС
предназначен
состояния
образования, достигнутого на предыдущих этапах
его развития, а ориентирует образование на
достижение нового качества,
адекватного
современным (и даже прогнозируемым) запросам
личности, общества и государства.
не для фиксации
образования,
достижения
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
Методологической основой
стандартов начального общего
образования нового поколения
является системно –
деятельностный поход, который
нацелен на развитие личности, на
формирование гражданской
идентичности.
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
Учебно-методический комплекс Образовательной
системы «Школа 2100» реализует деятельностный подход
через ряд деятельностно ориентированных принципов,
сформулированных А.А. Леонтьевым (1996) :
а) принцип обучения деятельности;
б) принципы управляемого перехода от деятельности в
учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от
совместной учебно-познавательной деятельности к
самостоятельной деятельности.
деятельности (продуктивного чтения);
• технология оценивания учебных успехов;
• проектная технология.
И основываются на совокупности нескольких
технологий, эффективное использование которых позволяет
педагогу в полном объеме реализовать деятельностный
подход в работе с учащимися.
Это:
• проблемно- диалогическая технология;
• технология формирования типа правильной читательской
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
«Сквозная цель образования – воспитание
грамотного, компетентного читателя, человека,
имеющего устойчивую привычку к чтению и
потребность в нем как в средстве познания мира и
самого себя, человека с высоким уровнем языковой
культуры, чувств и мышления».
- Кого можно назвать «грамотным читателем»?
Грамотность чтения – это способность понимать
письменные тексты, рефлексировать на
содержание текстов:
- размышлять над содержанием;
- оценивать прочитанное;
- излагать свои мысли о прочитанном
- использовать содержание текстов для
достижения собственных целей (развития
возможностей, активного участия в жизни
общества и т.п.)
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
Великий И.В. Гете сказал: «Чего человек
не понимает, тем он не владеет». Эту
мысль можно продолжить: «Чего человек
не понимает, тем он не владеет и то он не
любит».
Школьная практика подтверждает, что
нелюбовь к чтению и связанные с этим
учебные затруднения, вплоть до потери
интереса к познанию, часто возникают из-за
неумения ученика понимать прочитанное.
Обучение приёмам работы с текстом,
закладывающее основу умения учиться,
формирующее навык самостоятельной
учебной работы, – одна из самых актуальных
дидактических задач.
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
формирования
Решением этой проблемы является
технология
типа
правильной
читательской
деятельности,
разработанная
профессором Н.Н. Светловской и
Образовательной
заявленная
программе «Школа 2100».
в
На материале текстов учебника
строится развитие умений слушать и
читать текст,
читательской деятельности.
формирование правильной
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
Эта
технология
направлена
деятельности
Технология формирования типа правильной
читательской
(технология
продуктивного чтения) обеспечивает понимание
текста за счёт овладения приёмами его освоения
на этапах до чтения, во время чтения и после
чтения.
на
формирование коммуникативных универсальных
учебных
умение
истолковывать прочитанное и формулировать
свою
понимать
собеседника(автора), умение осознанно читать
учебников;
вслух
про
познавательных
учебных
действий,
извлекать
информацию из текста.
себя
тексты
универсальных
умения
обеспечивая
позицию,
адекватно
действий,
и
например,
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
Этапов с работой будет три.
Внутри каждого этапа существует
определённая последовательность
«шагов».
Технология
чтения
продуктивного
самостоятельно
Цель-
учим
понимать текст.
Средство- приемы освоения текста
до чтения, во время чтения и
после чтения.
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
Работа с текстом до чтения.
Цель- развитие такого важнейшего читательского
учения, как антиципация, т.е. умения предполагать,
предвосхищать содержание текста по заглавию,
иллюстрации и группе ключевых слов.
Дети читают фамилию автора, заглавие произведения,
рассматривают иллюстрацию, которая предшествует
тексту,
свои
высказывают
предположения о героях, теме, содержании.
затем
на
Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова,
которые учитель заранее вычленяет из текста и
записывает
свои
предположения о теме произведения, героях, развитии
действия.
Уточняют
доске.
Учитель ставит задачу провести "диалог с автором" через
текст, про верить и уточнить свои первоначальные
предположения.
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
Работа с текстом во время чтения
Цель - достижение понимания текста на уровне
содержания.
Дети самостоятельно читают текст
(главу,
законченный фрагмент)про себя с установкой
проверить свои предположения, которые были
сделаны до начала чтения.
Чтение вслух по предложениям или небольшим
абзацам (2-3 предложения) с комментариями.
По ходу чтения (а не после!) учитель задает
уточняющие вопросы на понимание, регулярно
возвращает детей к их предположениям, как
только
их
подтвердить.
возможность
текст
дает
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
Словарная работа (объяснение и уточнение значений
слов) также ведется по ходу чтения. В этом случае она
становится мотивированной и интересной: ведь
именно по ходу чтения становится понятно, какие
слова нуждаются в толковании, и само слово толкуется
в контексте. Вопросы, которые задает учитель по ходу
чтения, - это вопросы к ав тору, ответы на них нужно
искать или в уже прочитанной части текста, или в той,
которую еще нужно прочитать. Комментарии учителя
должны быть краткими, но емкими, не уводящими
далеко от читаемого текста. Таким образом, дети
видят суть процесса "вчитывания" в текст. Идут по
тексту вслед за автором, попутно думают над смыслом
слов, на блюдают, как "разворачиваются" перед ними
характеры героев. Работают над языком, представляют
картины, которые нарисовал автор, видят, как
постепенно "накапливаются смыслы" в тексте.
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
Задается уточняющий вопрос на
понимание
содержания
главы(фрагмента)
целом.
в
Результатом понимания может
быть озаглавливание этой части
текста.
работа
со
(шаги
1-3)
Такая же
следующим
проводится
законченным фрагментом текста,
и так до тех пор, пока текст не
прочитан до конца.
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
Если текст большой по объему и за один урок
до конца не прочитан, то можно предложить
детям дома прочитать про себя следующий
фрагмент, главу. А на уроке начать сразу с чтения
вслух. Какую-то часть текста может прочитать
вслух учитель, а затем провести работу с текстом
во время чтения детей вслух. Здесь возможны
варианты.
систематически
следовать описанной технологии на этапе работы
с текстом до чтения (антиципация) и во время
чтения (чтение про себя, затем вслух, медленное
движение "за автором" по строчкам, "диалог с
автором"). Опыт показывает, что дети понимают
ее и осваивают, то есть начи нают действовать
так же, когда читают самостоятельно вне уроков.
Главное,
нужно
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
5. Беседа по содержанию
текста в целом, повторное,
выборочное чтение. Ответ на
вопрос: в чем совпали и в чем не
совпали первоначальные
предположения о теме и
содержании текста, развитии
событий, о героях?
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
Работа с текстом после чтения
Цель- достижение понимания на
уровне смысла (понимание основной
мысли, подтекста - "чтение между
строк").
Учитель ставит проблемный вопрос к
тексту в целом. Далее следуют
ответы детей на этот вопрос и
беседа. Ее результатом должно стать
замысла,
понимание
"спрятанного между строк".
авторского
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
Рассказ учителя о писателе. Беседа с
детьми о его личности после чтения
произведения, а не до, поскольку
именно после чтения эта информация
ляжет на подготовленную почву:
ребенок сможет соотнести ее с тем
представлением о личности автора,
которое у него сложилось в процессе
чтения.
грамотно
о писателе
построенный рассказ
углубит
прочитанного
понимание
произведения.
Кроме
того,
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
Повторное обращение к заглавию
произведения и иллюстрации.
Беседа о смысле заглавия, о его
связи с темой, мыслью автора и т.д.
Вопросы по иллюстрации: какой
текста
именно
(а
проиллюстрировал
может быть, это иллюстрация ко
всему тексту в целом)?
художник
фрагмент
Точен ли художник в деталях?
Совпадает ли его видение с вашим?
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
технология на конкретном примере:
текст «Туман» (Букварь, с.76)
– Посмотрите на нижнюю часть
страницы. Что мы сейчас будем
делать? (Читать текст.)
– С чего начнём работу?
Вполне возможно, что дети уже сами
Рассмотрим, как работает данная
смогут предложить рассмотреть
иллюстрацию, прочитать название.
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
а)
Работа
иллюстрации.
до
чтения.
Рассматривание
• Опишите
предметы,
которые
видите
на
иллюстрации.
• Какое это время года?
• А время суток? Понятно ли по картинке?
• Какое настроение вызывает картинка?
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
б) Во время чтения. Первичное чтение текста
про себя. Проверка первичного восприятия.
– Так какое же время дня описано в тексте?
Повторное чтение вслух с комментированием.
Туман.
Сумрак. (Какое время суток?) Туман сонно плыл
по лугу, по кустам. (А как это – туман сонно
плыл?)
У ракиты туман уснул. (А как можно сказать по-
другому? Исчез.) Он спал, спал, а утром уплыл.
(Неужели туман может спать?) Ракита стоит и
грустит... (Что, из-за того, что туман уплыл?)
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
в) Беседа после чтения.
– Что такое ракита? (Дерево или
кустарник семейства ивовых, растущее
обычно по берегам рек.)
– А где обычно растёт ракита? Кто видел
такое дерево?
– Какой вид у ракиты? (Ветви всегда
опущены и смотрят в реку, отсюда и
впечатление, что она грустит.)
– Знаком ли вам знак, которым автор
закончил текст?
– Кто знает, что он обозначает?
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
– Сколько предложений в этом тексте?
Подчеркните все точки двумя чертами.
– Какое предложение самое короткое?
– Сколько в нём слов? Составьте
(выберите на доске) схему этого
предложения.
– Найдите предложение с
повторяющимися словами.
– Зачем автор два раза употребил слово
спал?
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
– Прочитайте ещё раз это предложение.
– Кто главные действующие лица в тексте?
– Это одушевлённые предметы?
– А почему тогда автор употребляет слова, которые
характерны для одушевлённых предметов?
– Есть ли в тексте местоимение, т.е. слово вместо
имени?
– Вместо какого слова его употребили?
– Что ещё нового сегодня узнали?
– Найдите предложение, которое начинается с
предлога. Прочитайте его.
– Обведите предлог в треугольник. Что знаете про
предлоги? Какие ещё предлоги встречаются в
тексте? Обведите их в треугольник. (Предлог по.)
– Прочитайте текст с продолжением.
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
Работа с текстом
Н. Сладкова «Лесные силачи» «Букварь» с. 115.
А) Работа с текстом до чтения. Рассматривание
иллюстраций, чтение названия текста.
– Рассмотрите картинку. Можно ли догадаться,
кого Николай Сладков называет лесными
силачами?
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
Б) Работа с текстом во время чтения.
Ученики читают вслух с попутным
комментированием.
После 1-го предложения:
– Что явилось сигналом к началу
соревнований?
– Какие соревнования это могут быть?
(Предположения детей.)
После 2-го предложения:
– Какие грибы соревновались? В чём они
могли соревноваться?
– Соотнесите с картинкой.
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
После 3-го предложения:
– Где растут подберёзовики?
– В чём же соревновались грибы?
– Как это – выжимал вес? (Поднимал.)
– Как гриб всё это мог поднять? (На шляпке.)
– Внимательно ли художник прочитал текст?
(Нет, лист должен быть жёлтого цвета.)
После 4-го предложения:
– Почему гриб так называется? Найдите
однокоренные слова.
– Все листья нарисовал художник?
После 5-го предложения:
– Почему гриб моховик так назвали? (Растёт во
мху.)
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
После 6–7-го предложений:
– Почему расхвастался моховик?
– Что он решил поднять?
После 8-го предложения:
– Почему слово жал повторяется несколько раз?
– Как надо прочитать предложение?
После 9-го предложения:
– Почему у моховика шляпка раздвоенная?
После 10-го предложения:
– С чем автор сравнивает шляпку моховика?
– Сможете ли вы этот гриб, если найдёте в лесу, отличить от
других? Как?
После 11-го предложения:
– Кто же стал победителем? Почему?
После 12-го предложения:
– Что значит алая? (Красная.)
– Что имеет в виду автор?
– Носит ли эту «майку» подосиновик? (Да. Это его шляпка.)
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
В) Вопросы после чтения.
– Вы прочитали сказку или рассказ?
– Что в произведении сказочного? (Грибы
соревнуются.)
– А почему это рассказ? (Автор представлял себе
рост грибов как соревнование, а их внешний вид
– как итог этих соревнований.)
– Как вы думаете, почему рассказ Н. Сладкова
назван «Лесные силачи»? (Автор сравнивает
грибы с лесными силачами, потому что они во
время дождя хорошо растут, набирают силу, а не
за то, какой гриб сколько может поднять.)
– Как представляет себе автор грибы, сравнивая их
с силачами, которые соревнуются между собой?
(Он грибы представляет в виде людей,
очеловечивает их, наделяет силой, сноровкой.)
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
– Рассмотрите иллюстрации. Найдите всех героев рассказа, кто
где. (Художник разместил грибы на пьедестале почёта по
местам.)
– Расскажите, кто на первом месте, на втором, третьем.
– Можно ли, прочитав текст, догадаться, о чём любил писать
Николай Сладков? Каков характер этого человека? (Да, это
человек, который любит природу, лес, наблюдательный,
любознательный человек, фантазёр.)
– Что мы сейчас делали?
– Какое умение формировали? (Умение работать с
информацией, умение владеть речью.)
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
Применение технологии
продуктивного чтения на уроках
в начальной школе позволит
решить задачи в рамках ФГОС,
поставленные
перед
образовательными учреждениями
государством.
Презентация мастер-класса по теме: "Технология формирования типа правильной читательской деятельности"
Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.