Презентация методической разработки "Развитие познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей обучающихся через взаимодействие в процессе групповой работы"
Оценка 4.8

Презентация методической разработки "Развитие познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей обучающихся через взаимодействие в процессе групповой работы"

Оценка 4.8
Карточки-задания +4
docx
математика +1
8 кл—11 кл +1
01.04.2018
Презентация методической разработки "Развитие познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей обучающихся через взаимодействие в процессе групповой работы"
В материале обоснована актуальность предложенной темы, ее инновационность. Также представлен подробный конспект урока по геометрии для 8 класса по теме "Средняя линия треугольника", где обучающиеся используют в работе карточки-алгоритмы, с помощью которых достигается учебная цель - усвоение определения средней линии треугольника и ее свойства.Представлена методическая разработка педагога, которая содержит подробный конспект урока по геометрии для 8 класса по теме "Средняя линия треугольника"
Развитие самостоятельности и интеллектуальных способностей учеников в процессе групповой работы.docx
«Развитие   познавательной   самостоятельности   и   интеллектуальных способностей обучающихся в процессе групповой работы» Проблема  развития   интеллектуальных   способностей   учеников   и   их познавательной   самостоятельности   является   актуальной   для   всех   учебных предметов, не только для математики. Знания, умения, убеждения нельзя передать от   учителя   к   ученику,   прибегая   только   к   словам.   Этот   процесс   предполагает знакомство,   самостоятельную   переработку,   восприятие   понятий,   умений   и формирование   высококультурной   личности,   что   невозможно   без   развития интеллектуальных   способностей   и   познавательной   самостоятельности. Познавательная   самостоятельность   проявляется   в  умении   сравнивать,  выделять существенное, применять имеющиеся умения и навыки для приобретения новых знаний,   самостоятельно   работать   с   источниками   и   находить   необходимый материал.   Но существует большая трудность в самом процессе формирования интеллектуальных   способностей   и   познавательной   самостоятельности   ученика. Она   заключается   в   том,   что   не   все   дети   имеют   одинаковую   основу   для формирования вышеуказанных качеств. Поэтому важно, чтобы педагог выбрал для работы   ниболее   эффективную   современную   технологию,   эффективный   прием обучения,   которые   позволят   работать   одновеременно   с   обучающимися   разного уровня подготовки. Технология групповой работы позволяет не только упешно усваивать детям учебный материал, развивать коммуникативные навыки, но и дает возможность педагогу оказать индивидуальную помощь тому или иному ребенку, сформировать   группы   по   степени   владения   и   усвоения   детьми   программного материала, повысить мотивацию у детей к изучению предмета и, как следствие, формировать   познавательную самостоятельность, интеллектуальные способности (внимание, память, логическое мышление).  универсальные   действия,     учебные Поскольку   целью   моей   методической   разработки   является   показать возможность   и   необходимость   применения   групповой   работы   для   развития познавательной   самостоятельности   и   интеллектуальных   способностей обучающихся, то я определила следующие задачи: ­   вовлечение   обучающихся   в   активную   управляемую   самостоятельную учебную   деятельность:   выбор   рационального   пути   работы,   прогнозирование предполагаемого результата и оценка продукта деятельности; ­   формирование   и   развитие   умений   взаимного   общения   (коммуникативных способностей); ­ развитие памяти, внимания, математического мышления (интеллектуальных способностей)   через   использование   карточек­алгоритмов   для   групповой самостоятельной работы. Считаю, что инновационность моей разработки заключается в том, что вопрос развития   интеллектуальных   способностей   ученика   и   его   познавательной самостоятельности   происходит   именно   через   групповую   деятельность,   которая позволяет   преодолеть   постоянно   возникающие   противоречия   между   массовым характером   обучения   и   индивидульным   способом   усвоения   знаний   и   умений каждым учеником. У детей повышается мотивация к предмету, они уже могут самостоятельно  оценить  результаты  своей  работы   и  при  необходимости   внести корректировку в распределении обязанностей в группе с целью более быстрого и верного   получения   результата.   Также   ребята   прогнозируют   результат,   что позволяет им наметить образ предполагаемого предметного продукта.  Практикоориентированность   работы   достигается   за   счет   использования практикоориентированных   заданий,   описания   используемых   методов   и предоставления продукта методической разработки, который представлен в виде разработанных мной карточек, конспектов и технологических карт уроков, а также фотографий   с   проведенных   уроков.   Данный   продукт   используется   коллегами­ предметниками. Результатом работы является 100­%­тная успеваемость, повышение качества знаний   обучающихся,   повышение   мотивации   к   предмету.   Ребята   научились оценивать   свою   работу   в   группе,   научились   при   работе   слышать   мнение одноклассника.   У   детей   увеличился   объем   памяти,   увеличилась   степень сформированности мыслительных процессов, о чем говорят результаты диагностик и объективность оценивания детьми полученных при работе результатов.  Конспект урока по гелметрии в 8 классе по теме  «Средняя диния треугольника» Тема урока Предмет Учебник Класс Автор урока Образовательное Организационная информация «Средняя линия треугольника» геометрия Л.С.Атанасян и др. Геометрия 7 – 9 кл., М: Просвещение, 2013г. 8 Онищук   Елена   Маратовна,   учитель   математики   МОБУ Новобурейской СОШ №1 Муниципальное   общеобразовательное   учреждение учреждение Республика/край, город/поселение Тип урока Основная цель урока Задачи урока Формирование компетенций Знания,   умения   и   навыки, которые актуализируют/приобретут/ закрепят/   и   др.   ученики   в ходе урока Новобурейская средняя общеобразовательная школа №1 Амурская область, п.Новобурейский Методическая информация Урок открытия новых знаний Ввести   понятие   средней   линии   треугольника,   вывести свойство средней линии треугольника. Образовательные: ­ активизировать познавательную деятельность; ­ сформировать знания о средней линии треугольника и ее свойствах; ­   оперировать   имеющимся   потенциалом   в   конкретной ситуации; ­ выявить уровень усвоения новых знаний. Воспитательные: ­ воспитать культуру учебного труда; ­ воспитать культуру экономного расходования времени; ­ проявить активность в выполнении заданий; ­ совершенствовать навыки общения. Развивающие: ­ развивать коммуникативные навыки работы в группе; ­ развивать логическое мышление; ­ формировать навыки самоконтроля; ­ развивать умения сопоставлять, анализировать, выделять главное, делать выводы. компетенции – саморегулирование   и   саморазвитие,   речевое   развитие (через устную и самостоятельную работу, формулировка выводов);   компетенции  социального   взаимодействия  – сотрудничество;   компетенции   в  общении  –   устном, письменном; компетенции познавательной деятельности – постановка и решение познавательных задач, проблемные ситуации   (их   создание   и   разрешение),   прогнозирование деятельности; компетенции информационных технологий –   приём,   переработка   и   выдача   информации, компьютерная грамотность. 1. Измерение длины отрезка. 2. Нахождение середины отрезка. 3. Изображение отрезка. 4. Определение средней линии треугольника. 5. Признаки параллельных прямых. 6. Измерение углов.  самосовершенствования 7. Умение   анализировать   полученные   результаты   для формулировки определения и теоремы. 8. Свойство средней линии треугольника. 9. Умение применять знания при решении задач. Экран, проектор, листы самооценки на каждого ученика (см. приложение), Рабочие листы на каждого ученика с записанными   на   них   шагами   алгоритма   для   выполнения исследовательской   работы   (см.   приложение),   модели разного   вида   треугольников   выполненные   из   цветного картона.   На   каждую   группу   около   6   –   7   моделей треугольников).   Геометрический угольник, транспортир. Бланк проверочной работы. Технология групповой работы Групповая, индивидуальная, диалог, фронтальная, работа с текстом слайда, работа в тетради Подробный конспект урока Ребята, здравствуйте! Садитесь. Однажды французский писатель Анатоль Франс заметил: «Чтобы   переваривать   знания,   нужно   поглощать   их   с аппетитом».   Давайте   сегодня   на   уроке   мы   будем следовать совету писателя, будем активны, внимательны, дружны,   будем   поглощать   знания   с   большим   желанием, ведь они пригодятся вам при сдаче экзамена в 9 классе. А слова писателя будут у нас эпиграфом урока. План урока виден на экране (слайд 1).  Необходимое оборудование и материалы Основная   используемая технология Формы   учебной деятельности организации Мотивация учащихся (1 мин) Устная работа (5 мин) Давайте постараемся работать согласно плану, и первым этапом урока станет «Лестница успеха», поднимаясь по которой мы повторим основные определения и понятия по теме. Первая ступень.  1. Дать определение треугольника. 2. Какие вилы треугольников вы знаете? 3.   Какой   треугольник   называется   равносторонним; прямоугольным? 4. Дайте определение равнобедренного треугольника. Вторая ступень.  1. Дайте определение параллельных прямых. 2. Какие   виды   углов   образуются   при   пересечении   двух параллельных прямых секущей? 3. Глядя   на   чертеж   (слайд   2),   назовите   внутренние накрест   лежащие   углы;   внутренние   односторонние углы; соответственные углы. (внутренние накрест лежащие: 5 и 4, 3 и 7; внутренние односторонние:3 и 5, 4 и 7; соответственные: 1 и 5, 3 и 6, 2 и 7, 4 и 8) 4. Сформулируйте признаки параллельных прямых. Третья ступень. 1. На   котором   чертеже   (слайд   3)   изображены параллельные прямые и почему? 2. На   каком   чертеже   прямые   точно   нельзя   назвать параллельными и почему? (Отвечают, что на 1­м и 2­м чертежах изображены параллельные   прямые,   т.к.   в   соответствии   с признаками   параллельных   прямых   на   1­м   чертеже внутренние   накрест   лежащие   углы   равны,   а   на   2­м чертеже сумма внутренних односторонних углов равна 180°.   На   третьем   чертеже   прямые   точно   не являются   параллельными,   изображенные соответственные углы не равны между собой) Молодцы! Вы достигли определенного успеха! Ребята, вы готовы к изучению новой темы! А вот что это за   тема   вы   узнаете,   выполнив   первый   этап   групповой работы.   Сейчас   мы   продолжим   работу,   разбившись   на   т.к. Обучающая самостоятельная работа  (18 мин) Физминутка (1 мин) Проверка   и   оценивание ЗУН/первичное закрепление (5 мин) группы. Список членов каждой группы лежит на рабочих столах групп (рассаживаются по группам). На   рабочих   столах   также   лежит   пакет   материалов. Используя Рабочий лист (см. приложение), с записанным на   нем   алгоритмом   работы,   вам   нужно   пошагово выполнить рекомендации, результаты вычислений записать в тетрадь и выводы также записать в тетрадь. (Дети   работают   по   группам.   Педагог   контролирует процесс и, по мере необходимости, дает рекомендации) Сделаем небольшой перерыв. (Игры для глаз «Близко ­ далеко», «Треугольник ­ круг – квадрат») Ребята, сейчас вам предстоит проверить и оценить свою работу.   Мой   первый   вопрос   ­   какую   тему   вы   сегодня изучали?   (отвечают   «Средняя   линия   треугольника»)  . Переходим к этапу «Проверим!» Итак,  на доске изображены три треугольника. Я прошу по одному представителю от каждой команды выйти к доске и   изобразить   среднюю   линию   одного   из   треугольников. (Представители выходят и выполняют задание) (Вопросы   классу)   Какой   вы   сделали   вывод   о расположении   средней   линии   относительно   одной   из сторон?   (Отвечают,   что   средняя   линия   параллельна основанию) Почему   вы   смогли   сделать   такой   вывод?   (объясняют, что   использовали   признаки   параллельности   двух прямых) Какую   закономерность   вы   установили   о   длине   средней линии треугольника и основания? (средняя линия равна половине основания) Молодцы!  Предлагаю   вам   устно   решить   задачу,   чертеж   которой изображен на слайде (слайд 4): ­   Докажите,   что   отрезок  DE  является   средней   линией треугольника ABC. (отвечают: D – середина стороны и E – середина стороны, значит DE – средняя линия) ­   Найдите длину средней линии  DE. (отвечают: 5 см) Как   вы   нашли   длину?   (отвечают:   посчитали   длину стороны  BC. Она равна 10 см. Затем нашли половину этой величины). Молодцы! Все верно. Переходим к следующему этапу «Оценим!». Я предлагаю вам   оценить,   насколько   велик   был   у   вас   аппетит   при поглощении   знаний,   выполнив   задания   предложенной проверочной   работы   (см.   приложение   3).   На   листах Проверочных работ подпишите вашу фамилию. Читайте внимательно   задание   и   укажите   верный,   на   ваш   взгляд, ответ (выполняют работу). 1) А   сейчас   давайте   подведем   итог   урока.   Начало предложений – Я понял… ­ Я знаю … ­ Я умею …   (подводят итог). Ребята, я прошу вас заполнить бланки листов самооценки (см.   приложение   2),   лежащие   на   партах.   Вы   должны оценить   свою   работу   на   каждом   этапе   урока,   поставив соответствующую   отметку   («5»,   «4»,   «3»   и   т.д.) (оценивают). Сдаем листы самооценки на проверку. 2) Охарактеризуйте свое состояние на уроке, прикрепив к макету на доске: ­     треугольник   зеленого   цвета,   если   вам   урок понравился,   работать в группе было интересно, у вас бодрое настроение; ­ треугольник желтого цвета, если вам урок не совсем понравился, настроение хорошее; ­   треугольник   фиолетового   цвета,   если   урок   не понравился, настроение грустное. Выучить   доказательство   теоремы   о   средней   линии треугольника (с.145, §3, п.64). Придумать   и   решить   задачу   на   применение   теоремы   о средней линии треугольника. В помощь учителю Л.С.Атанасян и др., Геометрия 7 – 9, М.: Просвещение, 2013 год (5 мин) Рефлексия деятельности на уроке/итог урока: 1) Рефлексия   оценочная (используемый прием – опрос по цепочке); 2) Рефлексия эмоциональная (используемый прием – «Мое состояние») (4 мин) Домашнее задание  (1 мин) Использованные   источники и   литература (если имеются) Приложение 1 Рабочий лист Выберите для работы один из предложенных вам треугольников. 1 этап 1. Измерьте длину одной из сторон выбранного треугольника. Отметьте на модели середину этой стороны. Обозначьте ее. 2. Повторите шаг 1 и 2, но работайте с другой стороной треугольника.  3. Соедините отмеченные точки. 4. Заполните в последующем предложении пробелы Получен   отрезок,   соединяющий   ______________сторон   треугольника.   Он называется средней линией (какой фигуры?) ______________. Вывод:   Средней   линией   ________________   называется   отрезок,   соединяющий ____________двух сторон треугольника.  2 этап 1. Измерьте длину полученного отрезка. Запишите результат в тетрадь. 2. Измерьте длину оставшейся стороны треугольника. Запишите результат в тетрадь. 3. Сравните записанные в тетрадь результаты и установите зависимость между ними. Запишите вывод, используя установленную зависимость. Вывод:  Средняя   линия   треугольника   равна   ____________   оставшейся   стороны треугольника. 3 этап 1. Найдите   на   модели   (с  учетом   выполненных   построений)   пару   односторонних углов.   Измерьте   их   градусную   меру   и   запишите   в   рабочую   тетрадь   сумму односторонних углов. 2. Найдите   на   модели  (с  учетом   выполненных   построений)   пару   соответственных углов. Измерьте их градусную меру и сравните между собой. 3. На   основании   полученных   результатов   пп.1   и   2,   сделайте   вывод   о  взаимном расположении  построенного   вами   отрезка   в   1   этапе   и   третьей   стороны треугольника. Вывод:   Средняя   линия   треугольника   (как   расположена   по   отношению   к оставшейся   стороне   треугольника)   _________________________   оставшейся стороне треугольника. 4 этап 1. Учитывая вывод 2 и 3 этапов, сформулируйте свойство построенного вами отрезка.  Вывод:   средняя   линия   треугольника   _____________________   одной   из   сторон треугольника и равна ее _____________.  2. Запишите полученный вывод в тетрадь. Лист самооценки Приложение 2 Группа № ____ ФИ ______________________________ оценка _______ _______   _______   _______ 2 № Этап урока/задание 1 «Лестница успеха» «5» ­ ошибок нет, «4» ­ 1 ошибка, «3» ­ 2 ошибки Обучающая самостоятельная работа 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап Критерии оценивания: Оценка  «5» ­ все сделал(а) самостоятельно, без помощи команды. Все понял (а). Могу сформулировать окончательный вывод. Помог/помогла товарищу. Оценка «4» ­ в основном все сделал(а) самостоятельно, но в некоторых затруднениях помогли члены команды. Разобрался с материалом. Оценка «3» ­  выполнял(а) задания с помощью членов группы. Остались непонятные моменты.  «Проверим!» «5» ­ нет ошибок, «4» ­ 1 ошибка, «3» ­ 2 ошибки «Оценим!» «5» ­ нет ошибок, «4» ­ 1 ошибка, «3» ­ 2 ошибки 3 4 Задание ответ 1 2 3 4 5 Рефлексия _______________________________________________   _______________________________________________   _______________________________________________ Итоговая оценка за урок: _______________ Приложение 3 Проверочная работа _________________________ (фамилия) 1. Укажите   номера   чертежей,   на   которых   изображена   средняя   линия треугольника 1)      2)      3)   2.  Чему равна средняя линия треугольника,  параллельная стороне а?  1 клетка – 1 см                               3. Чему равна средняя линия этого треугольника, если она параллельна стороне АВ? 1 клетка – 1 см 4. Равны   ли   средние   линии   этих   треугольников,   если   в   первом   треугольнике говорится   о   средней   линии,   параллельной   стороне   АВ,   а   во   втором треугольнике говорится о средней линии, параллельной стороне  DE?                                           (Для учителя)  Шаблон верных ответов Задание ответ 1 1; 3 2 2 3 3,5 4 равны

Презентация методической разработки "Развитие познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей обучающихся через взаимодействие в процессе групповой работы"

Презентация методической разработки "Развитие познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей обучающихся через взаимодействие в процессе групповой работы"

Презентация методической разработки "Развитие познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей обучающихся через взаимодействие в процессе групповой работы"

Презентация методической разработки "Развитие познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей обучающихся через взаимодействие в процессе групповой работы"

Презентация методической разработки "Развитие познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей обучающихся через взаимодействие в процессе групповой работы"

Презентация методической разработки "Развитие познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей обучающихся через взаимодействие в процессе групповой работы"

Презентация методической разработки "Развитие познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей обучающихся через взаимодействие в процессе групповой работы"

Презентация методической разработки "Развитие познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей обучающихся через взаимодействие в процессе групповой работы"

Презентация методической разработки "Развитие познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей обучающихся через взаимодействие в процессе групповой работы"

Презентация методической разработки "Развитие познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей обучающихся через взаимодействие в процессе групповой работы"

Презентация методической разработки "Развитие познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей обучающихся через взаимодействие в процессе групповой работы"

Презентация методической разработки "Развитие познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей обучающихся через взаимодействие в процессе групповой работы"

Презентация методической разработки "Развитие познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей обучающихся через взаимодействие в процессе групповой работы"

Презентация методической разработки "Развитие познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей обучающихся через взаимодействие в процессе групповой работы"

Презентация методической разработки "Развитие познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей обучающихся через взаимодействие в процессе групповой работы"

Презентация методической разработки "Развитие познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей обучающихся через взаимодействие в процессе групповой работы"

Презентация методической разработки "Развитие познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей обучающихся через взаимодействие в процессе групповой работы"

Презентация методической разработки "Развитие познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей обучающихся через взаимодействие в процессе групповой работы"

Презентация методической разработки "Развитие познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей обучающихся через взаимодействие в процессе групповой работы"

Презентация методической разработки "Развитие познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей обучающихся через взаимодействие в процессе групповой работы"

Презентация методической разработки "Развитие познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей обучающихся через взаимодействие в процессе групповой работы"

Презентация методической разработки "Развитие познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей обучающихся через взаимодействие в процессе групповой работы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018