Данное методическое пособие по математике структурировано авторскими статьями и состоит из следующих теоретических разделов:
1) Преобразование графиков функций (Жулидова Ю.В.): линейная и квадратичная функции-свойства и графики. Построение графиков функций с помощью элементарных преобразований. Построение графиков функций с помощью арифметических действий.
2) Методы решений уравнений и неравенств с параметрами (Пишкова Н.Е.): основные понятия. Линейные уравнения и неравенства. Квадратные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения и неравенства.
3) Конфигурации на элементарных фигурах плоскости и их применение к решению задач (Мендель В.В.): вспомогательные конструкции и их свойства. Основные конструкции.
В каждом разделе представлен лекционный (теоретический) и практический (задания для самостоятельной работы и решения) материалы.
Методическое пособие по математике Жулидова Ю.В., Пишкова Н.Е, Мендель
В.В.
СОДЕРЖАНИЕ
Жулидова Ю.В. Преобразования графиков функций....................................4
1. Линейная и квадратичная функции: свойства и графики................................4
1.1. Линейная функция: свойства и графики........................................................4
1.2. Квадратичная функция: свойства и графики.................................................6
2. Построение графиков функций с помощью элементарных
преобразований......................................................................................................10
3. Построение графиков функций с помощью арифметических действий.......12
Пишкова Н.Е. Методы решений уравнений и неравенств
с параметрами......................................................................................................16
1. Основные понятия..............................................................................................16
2. Линейные уравнения и неравенства.................................................................16
3. Уравнения и неравенства, сводящиеся к линейным........................................17
4. Квадратные уравнения и неравенства..............................................................19
5. Уравнения и неравенства, сводящиеся к квадратным....................................20
6. Иррациональные уравнения и неравенства......................................................23
Задания для самостоятельного решения..............................................................24
Мендель В.В. Конфигурации на элементарных фигурах плоскости и их
применение к решению задач............................................................................26
Введение.................................................................................................................26
1. Вспомогательные конструкции и их свойства.................................................26
1.1. Треугольник и секущая, теорема Менелая...................................................26
1.2. Треугольник и точка, теорема Чевы.............................................................27
1.3. Вписанный угол. Теорема синусов................................................................28
1.4. Окружность и касательная, окружность и секущая. Теоремы о свойствах
секущих...................................................................................................................28
2. Основные конструкции......................................................................................29
2.1. Треугольник и описанная окружность..........................................................29
2.2. Частные случаи: прямоугольный, равнобедренный и равносторонний
треугольник............................................................................................................29
2.3. Треугольник и вписанная (вневписанная) окружность................................30
2.4. Расстояние между центрами описанной и вписанной (вневписанной)
окружностей...........................................................................................................32
2.5. Частные случаи: прямоугольный, равнобедренный и равносторонний
треугольник............................................................................................................32
2.6. Окружность, проходящая через две вершины треугольника......................33
2.7. Окружность, касающаяся двух сторон треугольника..................................33
2.8. Окружность, касающаяся одной из сторон треугольника в вершине.........34
Хабаровск, 2016
3Методическое пособие по математике Жулидова Ю.В., Пишкова Н.Е, Мендель
В.В.
2.9. Ещё раз о высотах треугольника...................................................................34
2.10. Продолжение темы о двух окружностях....................................................34
Задачи для самостоятельного решения...............................................................35
Хабаровск, 2016
4Методическое пособие по математике Жулидова Ю.В., Пишкова Н.Е, Мендель
В.В.
Жулидова Ю.В., заместитель декана ИМФиИТ,
старший преподаватель кафедры математики и ИТ
ФГБОУ ВО ПИ ТОГУ
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ГРАФИКОВ ФУНКЦИЙ
1. Линейная и квадратичная функции: свойства и графики
Функция — одно из основных математических и общенаучных понятий.
Оно сыграло и поныне играет большую роль в познании реального мира. Путь к
появлению понятия функции заложили в 17 веке французские ученые Франсуа
Виет и Рене Декарт; они разработали единую буквенную математическую
символику, которая вскоре получила всеобщее признание.
1.1. Линейная функция: свойства и графики
Линейной функцией называется функция вида
, заданная на
y
kx
b
множестве всех действительных чисел. Здесь k – угловой коэффициент
(действительное число), b – свободный член (действительное число), x –
независимая переменная.
В частном случае, если:
k = 0, то получим постоянную функцию
, график которой
y
b
есть прямая, параллельная оси Ox, проходящая через точку с координатами
b;0
;
если b = 0, то получим функцию
, которая является прямой
y
kx
пропорциональностью.
Графиком линейной функции является прямая. Для построения прямой
достаточно знать две точки (то есть, если известны две точки, принадлежащие
прямой, этого достаточно, чтобы ее начертить).
Предположим, у нас есть линейная функция
. Чтобы построить
y
2 x
1
ее график, нужно вычислить координаты любых двух точек. То есть нужно взять
любые два значения аргумента x и вычислить соответствующие два значения
найти точку в системе координат и
функции. Затем для каждой пары
ух;
провести прямую через эти две точки.
Хабаровск, 2016
5Методическое пособие по математике Жулидова Ю.В., Пишкова Н.Е, Мендель
В.В.
Проще всего найти функцию, если
аргумент
, т.е.
0
0х
y
1102
Итак, первая точка имеет координаты
1;0
Теперь возьмем любое другое число
.
.
в качестве х, например,
:
1х
. Вторая точка имеет
y
3112
1
координаты
3;1
.
Ставим эти две точки на координатной плоскости и проводим прямую.
Положение прямой на координатной плоскости зависит от значений
коэффициентов k и b. Ниже приведена таблица, которая наглядно это
иллюстрирует.
Пример 1
. Дана функция
2
3
графиков является графиком этой функции?
x
y
. Какой из приведенных ниже
Хабаровск, 2016
6Методическое пособие по математике Жулидова Ю.В., Пишкова Н.Е, Мендель
В.В.
Решение.
Из уравнения функции определяем, что
и
.
2k
3b
Из условия, что
следует, что угол между графиком функции
2 k
0
и ось Ох является тупым. Под такое условие подходят графики № 1 и № 4.
Из условия
3b
точку с координатами
3;0
следует, что график проходит через
, а это соответствует графику № 4.
Пример 2
. Зная график функции, составьте ее
уравнение.
Решение.
Из рисунка сразу можно определить, что
, т.к.
3b
график пересекает ось Оу в точке
3y
записать в виде
.
y
3kx
. Значит уравнение прямой можно уже
Для определения коэффициента k возьмем точку, например,
0;2
и
подставим ее в полученное уравнение:
k
3
2
, откуда
2/3k
. Окончательно получаем уравнение
0
прямой
.
2/3
x
3
y
1.2. Квадратичная функция: свойства и графики
Функция вида
y
2
аx
bx
c
, где a, b, c – некоторые вещественные
числа, причем а отлично от ноля, а x, y – переменные, называется
квадратичной (квадратной) функцией.
Графиком квадратичной функции
является линия,
y
2
аx
bx
c
называемая в математике параболой.
Хабаровск, 2016
7Методическое пособие по математике Жулидова Ю.В., Пишкова Н.Е, Мендель
В.В.
Парабола имеет:
Вершину. Вершиной параболы
называется точка
.
b
2
a
;
c
2
b
4
a
Ось симметрии. Проведенная через
вершину и параллельная оси Оу, ось
параболы делит ее на две симметричные
части.
Ветви. При a < 0 ветви параболы направлены вниз, при a > 0 — вверх.
Для построения графика
квадратичной функции достаточно
знать три точки, одна из которых
является вершиной, а две другие
любые произвольные точки, при чем
чаще всего берутся точки, лежащие
на оси Ох и симметричные
относительно оси параболы.
Квадратичную функцию
всегда можно привести к виду
, а затем
xа
2
y
построить параболу с помощью ее геометрических преобразований, при чем
d
х
0
,
.
х
0
2
d
с
b
a
2
Если существуют действительные корни
b
a
4
некоторого квадратного
и
1х
2х
уравнения, то соответствующий трёхчлен можно разложить на линейные
множители:
. Корни, если они существуют,
x
1
можно найти через дискриминант
аx
bx
xа
c
2
x
2
x
следующим образом:
bD
2
4
ac
b
х
2,1
2
b
a
2
.
4
ac
Вид графика квадратичной функции определяется, в основном,
значениями коэффициента a и дискриминанта:
Хабаровск, 2016
8Методическое пособие по математике Жулидова Ю.В., Пишкова Н.Е, Мендель
В.В.
Пример 3
. Преобразовать функцию
y
2 2
x
10
x
13
.
Решение.
2
2
x
10
x
13
2
2
x
5
x
13
2
2
2
x
5
2
2
x
5
2
2
2
x
5
2
2
25
4
26
4
2
x
5
2
2
1
4
2
x
5
2
2
Пример 4
. Постройте график квадратичной
функции
y
2
x
по направлению ветвей,
4
x
3
характерным точкам и оси симметрии параболы.
1
2
2
13
2
5
2
.
01 а
, т.к.
Решение.
1. Ветви направлены вверх, т.к.
2. Координаты вершины
х
1;2
0
y
0
3. Ось симметрии параболы:
4
12
324
b
2
a
22
2
1
4. Координаты точек пересечения с осью х:
2х
Хабаровск, 2016
9Методическое пособие по математике Жулидова Ю.В., Пишкова Н.Е, Мендель
В.В.
b
х
2,1
2
b
2
a
4
ac
4
34
16
2
24
2
или
0;3
.
и
0;1
Задания для самостоятельной работы
1. Определить взаимосвязь коэффициентов и расположения прямых:
y
y
x
3x
2 x
3
y
y
x
4 x
y
5y
2. На каком рисунке коэффициенты
;
и
;
0k
и
0b
;
0k
0b
0k
0b
;
;
;
0b
;
0k
и
0b
0k
?
0k
и
0b
; I, III четверть;
3. Составьте уравнение линейной функции по следующим условиям:
1;0
1;0
1;0
1;0
2;0
2;0
; II, IV четверть;
; II, IV четверть;
; II, IV четверть;
; I, III четверть;
; I, III четверть;
5,0k
3k
2k
2k
2k
3k
4. Зная координаты одной из точек графика, составьте его уравнение.
Хабаровск, 2016
10Методическое пособие по математике Жулидова Ю.В., Пишкова Н.Е, Мендель
В.В.
5. Назовите число корней уравнения
, знак
аx
2
bx
0
c
коэффициента а, а также определите вершину и ось симметрии:
6. Преобразовать функцию:
y
y
3
2
4
5
x
x
y
y
2
2
x
x
1 2
x
4
y
2 2
x
4
1
x
2 2
x
3
3
x
4
3
4
x
x
2
y
y
y
2
x
3 2
x
3
x
x
9
2
x
4
x
1
2
3
2
4
x
1
4
y
7. Проверить, проходит ли через заданные точки график квадратичной
функции и если да, то составить ее уравнение и построить график:
,
,
2;0
1;1
1;3
,
,
8;2
1;1
1;1
,
,
3;1
1;0
,
,
2;2
2;4
,
1;0
1;0
,
2;5
,
2;1
,
2;2
3;1
1;1
0;0
В настоящее время графики имеют достаточно широкое применение:
часто применяется в естествознании и технике, например при использовании
самопишущих приборов, автоматически записывающих изменение одной
величины в зависимости от изменения другой (ЭКГ).
Хабаровск, 2016
11