Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".
Оценка 5

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
труд +1
Взрослым
14.02.2017
Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".
Обучение изготовлению тряпичных кукол позволяет реализовать индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные, инструментальные. Постигается важная сторона истории, что необходимо для формирования гражданской позиции. Вырабатываются эстетические ценности и идеалы, основанные на традициях народной культуры, которые содействуют возникновению бережного, уважительного отношения к культурному наследию.Методическая разработка о тряпичных куклах.
Творческий проект.docx
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования   муниципального образования Динской район «Дом творчества станицы Пластуновской» Долгосрочный проект «Первые шаги к созданию музея тряпичной куклы» Педагог дополнительного образования Усова Марина Леонидовна т.о «Рукодельница» ст. Пластуновская 2017 «Без неё, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, и дети перестали бы походить  на родителей, и народ бы рассеялся пылью по лицу земли». А. Синявский. Цель проекта: ­ Создание музея тряпичной куклы. Задачи: Воспитательные: ­ прививать интерес к русскому народному творчеству через традиции и  обычаи; ­воспитывать любовь и уважение к культуре народа; ­ активизировать участие родителей через совместную деятельность с детьми; ­ воспитывать трудолюбие терпение, аккуратность в работе.  Развивающие: ­ развитие художественно­эстетического вкуса; ­ развитие социальных навыков ­ дети проигрывают роль хозяйки, мамы и  т. д.; ­ развитие трудовых навыков. Образовательные: ­ формирование знаний, умений, навыков при использовании различных видов  рукоделия; ­ расширение и закрепление полученных знаний и умений; ­ организовать деятельность детей по изготовлению экспонатов для музея; ­ вовлекать детей в поисковую деятельность с практическим применением  полученных знаний;   Обучение изготовлению тряпичных кукол позволяет реализовать  индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные,  инструментальные (обучение конкретному ремеслу); ­ происходит обучение ремесленным навыкам, полезным в будущей жизни; ­ постигается важная сторона истории, что необходимо для формирования  гражданской позиции. Результат:  ­ дети приобщаются к народной культуре через совместное творчество; ­ при создании кукольных образов у детей происходит развитие фантазии,  нестандартного мышления, творческого воображения; ­ дети, знакомясь с историей народных кукол, начинают понимать, что  ценность традиционной куклы и её способность дарить радость не утрачена.  Актуальность проекта  • возможность приобретения детьми знаний к объектам истории быта,  культуры людей; • общение с подлинной культурой; • обогащение ребёнка жизненными впечатлениями, накоплением опыта в  различных видах художественной и игровой деятельности; • воспитание патриотических чувств, любви к народным ремёслам и  традициям; • приобщение к миру духовных ценностей. Интеграция образовательных областей Познание:                                                                                                                    • развивать у детей познавательные интересы через организацию музея; • развивать познавательно­исследовательскую деятельность для изготовления  кукол. Социализация:  • формировать нравственно­патриотические качества в процессе  изготовления кукол, приобщение к народным традициям. Коммуникация: • формировать навыки свободного общения со взрослыми и детьми во время  обсуждения музейных экспонатов; • развивать все компоненты устной речи во время выполнения роли  экскурсовода. Художественное творчество: • развивать детское творчество и применять его в продуктивной деятельности  при создании музея. Интеграция видов деятельности Игровая деятельность — обыгрывание ситуаций при изготовлении кукол. Трудовая деятельность ­  изготовление новых кукол с использованием  различных материалов. Речевая деятельность ­ составление описательных рассказов экспонатов. Продуктивная деятельность ­ организация мастерской по изготовлению  кукол.  Познавательно­исследовательская  ­ поиск и изучение информации о  куклах. Предполагаемый результат   ►    у детей сформируется представление о музее  ► появится желание в изготовлении экспонатов ►   появится интерес к народным традициям и обрядам    В настоящее время стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре и мы должны стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение   знало   традиции   и   обычаи   своего   народа,   историю   народной культуры, могло проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам.     Создание   музея   обеспечивает   наглядность   образовательного   процесс, способствует   взаимодействию   с   семьёй   и   социумом.   Организация   и использование   мини­музея   рассматривается   как   особая   форма   работы   с детьми и родителями.          Мини­музеи становятся неотъемлемой частью развивающейся среды в дополнительном образовании. У детей вызывает живой интерес экспонаты с которыми можно играть, наблюдать за тем как они создаются.     Самостоятельно   создавая   куклу   дети   учатся   работать   с   материалами, приобретая навыки и давая волю фантазии. Играя с куклами девочки учились прясть, шить, вышивать. Кукол берегли, передавали по наследству. Благодаря тряпичной кукле ребёнок с ранних лет усваивал значение женщины­матери, её функцию дарить жизнь, вскармливать, воспитывать, передавать традиции. Так воспитывалось уважение к образу жизни, семьи, интерес к культуре.     Само   создание   куклы   несёт   в   себе   целительное   воздействие   ­   помогает отдохнуть душой, почувствовать радость от рождающейся в руках красоты. В этом   незатейливом   занятии   можно   открыть   секреты   дошедшие   до   нас   из глубины веков. В наш век ­ куклы это детские игрушки, но так было не всегда. В древности славяне относились к ним вполне серьёзно. Каждая кукла выполняла свои обязанности.   Изготовление кукол было делом сугубо женским. Мужчин не допускали  даже краем глаза взглянуть на процесс. Считалось, что от качества труда  хозяйки зависит судьба семьи и рода.   В крестьянских семьях кукол было много, их не выбрасывали, ими  дорожили. Считалось, что чем больше кукол, тем больше счастья в семье.   При изготовлении кукол мастерицы формировали желания, напевали, читали молитвы и только в специальных случаях хранили молчание. «Кукла ­ сделанное из тряпья, кожи, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного».                                                                                                          Словарь В.И.Даля            «Кукла — детская игрушка в виде фигурки человека».                                                                                                Словарь С.И. Ожогова «Кукла ­ подобие человека, животного, сделанное из какого­нибудь материала для забавы детей».                                                                                                                                                                              Словарь Д.Н. Ушакова Цитаты из литературных произведений о куклах «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять человека». М. Салтыков­Щедрин «Кукла — одна из самых настоятельных потребностей, и вместе с тем воплощение одного из самых очаровательных женских инстинктов у девочек. Лелеять, наряжать, украшать, учить, слегка журить, баюкать, ласкать в этом всё будущее женщины. Мечтая и болтая, готовя игрушечное приданое дитя                                                                                           В. Гюго «Отверженные» превращается в девочку...» У кукол, знаю точно, есть душа,  В груди тряпичной сердце бьётся часто... Прижми её к себе, увидишь ­  счастье Из глаз струится как у малыша... Согрета человеческим теплом Тех рук, что эту куклу создавали, Лелеяли, ночами обшивали.. Теперь она несёт тепло в твой дом.                                                                                                                 Е. Панова  «Я всегда клала с собой куклу: каждое человеческое существо должно что­ нибудь любить и, за неимением более достойных предметов для этого чувства, я находила радость в привязанности к облезлой кукле, скорее похожей на                                                                                              Ш. Бронте «Джен Эйр» маленькое огородное пугало». Иллюстрации художников Н.П. Богданов­ Бельский А.И.Стрелковский Классификация кукол по функциональному признаку:    ► обрядовые ► игровые     ► обереговые Считалось, что тело куклы нельзя прокалывать, поэтому их не шили, а  связывали, скручивали, даже ткань старались не резать, а рвать. Магия окружающего мира сопровождала человека всю жизнь. Непонимание  многих событий и явлений рождало желание защититься, оберечь себя и свою  семью.   Кроме защиты куклы обереги несли в себе и другие функции:  ► определённые виды кукол могли оказать помощь в быту и хозяйстве;  ► если требовалось устроить личную жизнь или решить какие­либо  разногласия между супругами, то на помощь   приходила обережная кукла. Обережные секреты   ►  Правильный настрой ­ мотая каждую деталь куклы её создатель мотает свою судьбу.  ► Формирование   образа   и   постановка   цели   ­   нужно   решить,   в   чём   кукла поможет   своему   владельцу,   какие   задачи   ей   нужно   выполнить   (помирить, вылечить, принести удачу и т. д.). ►Выбор дня создания оберега (если цель ­ плодородие, нужно выбрать день когда луна растёт; если это оберег семейного благополучия или успешного завершения   дела   ­   полнолуние;   если   нужно   сделать   отворот   от   хворей   и проблем ­ куклу делают на убывающую луну). ►  Обязательное условие ­ нельзя делать куклу в день Рода ­воскресенье и когда господствует Мокошь ­пятница. ►Использование   только   натуральных   нитей,   материала,   ткани,   а   лучше «счастливой» одежды старших членов семьи (одежды, в которой случилось что­то хорошее); ►  Начатую   куклу   нужно   обязательно   закончить   в   тот   же   день,   иначе прервётся защита. ►  Кукла не должна иметь лица. Наши предки считали, что лишь безликая кукла может принести добро, иначе в неё сквозь глаза может проникнуть злой дух. ► При создании оберега всю работу желательно проводить на коленях, а не за столом. Стол считается общим местом, где копится энергетика многих людей, а колени принадлежат только вам.  ► Витки ниток нужно наматывать только по часовой стрелке. Чем набита голова твоя? Кукольной голове было что скрывать! Её набивку валяли как мяч из очёса собственных волос, шерсти животных, кудели, тряпок. Клали и клубок ниток, желая,   чтобы   жизнь   хозяйки   была   длинной   и   прочной   как   нить,   и   птичье гнёздышко   с   пожеланием   обзавестись   своим   домом   и   семьёй.   Наиболее древним наполнителем была зола.  Белолика и безлика.  Мистическая   безликость   куклы   ­   одна   из   древних   тайн   тряпичной   куклы. Жизненно важные идеи «замуровывались» в голову и лица куклы. Глаза, рот, нос,   уши   ­   врата   ,   через   которые   проходит   связь   с   силами   тёмными   и светлыми, добрыми и злыми. Кукла без лица отрешена от людей, она слепа, глуха, нема. Только в таком молчании можно сохранить тайну семьи, рода. Отсутствие лица  было знаком того,  что кукла —  вещь неодушевлённая,  а значит безликая кукла не сможет быть двойником какого­либо человека и ничто не причинит живому человеку зло через такую куклу. «Выдающаяся» грудь.  «Грудастая   девка»   ­   живой   пример   почитания   женского   божества, материнского   начала.   «Выдающаяся»,   высокая   грудь   притянута,   привязана крест­накрест   льняной   или   красной   ниткой.   Магический   косой   крест   ­ заклинание жизни и плодородия. Одежда. Тряпичная   кукла   —   целостная   форма,   она   не   манекен   для   одевания,   а самоценный   образ.   Кукольный   костюм   делали   условным,   но   при   этом   он всегда определял конкретный тип куклы, отвечая её назначению. Далее представляем наши первые экспонаты с кратким описанием. Работы выполнены воспитанниками творческого объединения «Рукодельница». Крупеничка (Зерновушка)     Эта   кукла   должна   оберегать   достаток   и   сытость   в   семье.   Такую   куклу дарили на праздники: Коляду, Рождество и праздник урожая. Основой этой куклы   являлся   мешочек   с   зерном,   который   сверху   обряжался   в   женские наряды.   Крупеничка охраняла благополучие и семена будущего урожая. Её место в доме было почётным­ в красном углу. Срок службы куклы был 1 год, затем, после уборочной, делали новую. Важно, что при посеве первое зерно брали из куколки и верили, что она охраняет семью от голода весь год.   Значение круп в крупеничке: ► ► ►   гречиха ­ сытость и богатство;   перловка ­ на сытость;   рис ­ самое дорогое зерно, на праздник. Крестец    На первый взгляд Крестец совсем не похож на куклу, но каких то 100 лет назад     она использовалась в играх вместо кукол­мужчин. Игры назывались как   и   сейчас  ­  «Дочки­матери».  Куклу   делали   в   конце   декабря,  во   время святок. По поверьям именно на Святочной неделе высвобождались бесовские силы. Самым надёжным способом очищения считалось купание в проруби на Крещение (19 января). Неразлучники Важным   моментом   в   жизни   человека   является   свадьба.   На   этот   случай существовала   специальная   обрядовая   кукла   Неразлучники   или   Парочка женской и мужской фигуры общая рука ­ символ крепкого брачного союза. Свадебную Парочку изготавливали из трёх красных лоскутов одного размера. Куклу,   закреплённую   на   рушнике,   дарили   молодым   на   свадьбу.   Когда   в молодой семье рождался первый ребёнок полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребёнку или хранили всю жизнь, как оберег семьи и брака. Метлушка Эта кукла помогала хозяйке «вымести» сор из избы. Конечно, это был не материальный мусор, а сор, из­за которого происходили ссоры, разлад в доме. Изготавливалась она, как правило, из трав, соломы, лыка, на уменьшенной копии метлы.    Когда хозяйка дома решала, что дом «засорился» негативом (ссоры, сглаз, порча, болезни, дурные мысли и поступки), то брала куклу Метлушку и по часовой стрелке, двигаясь от краёв к центру, сметала «мусор» ­ негатив в одну кучку (на тряпочку или бумажку). После этого тряпочка или бумажка собиралась в комок и сжигалась. Пасхальная кукла Очень необычными были красноликие пасхальные куклы, которые делали к Вербному   воскресению,   обязательно   из   красного   лоскута.   Их   дарили   на счастье, радость. Она могла присутствовать на Пасхальном столе вместе с пасхальными дарами, а затем эти куклы отдавали паломникам. На следующий год делали новых кукол.

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".

Презентация методической разработки "Возрождение традиций и обрядов".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017