Презентация представляет собой работу, созданную по требованиям ФГОС, где раскрываются не только терминологические понятия,но и даётся обстоятельный рассказ о творчестве музыкантов и композиторов такого направления, как "импрессионизм" Учащиеся познакомятся с творчеством Равеля и Дебюсси. Научатся ориентироваться в мире музыки и услышат лучшие произведения композиторов.
О каком направлении в живописи вы
вспомнили, глядя на
эти репродукции?
Вспомните что такое импрессионизм?
•Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression —
впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX —
начала XX веков, зародившееся во Франции и затем
распространившееся по всему миру, представители которого
стремились разрабатывать методы и приемы, которые
позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный
мир в его подвижности и изменчивости, передать свои
мимолётные впечатления. Обычно под термином
«импрессионизм» подразумевается направление в живописи (но
это, прежде всего, группа методов), хотя его идеи также нашли
своё воплощение в литературе и музыке, где импрессионизм
также выступал в определенном наборе методов и приемов
создания литературных и музыкальных произведений, в которых
авторы стремились передать жизнь в чувственной,
непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.
Музыка импрессионизма
Урок МХК в 11 классе.
Автор учитель МХК МОУ «СОШ № 20»
г.Ухта РК СТРАХОВА Нина Павлиновна
Речь пойдёт о французских композиторах- Клоде
ДЕБЮССИ и Морисе РАВЕЛЕ
Клод Ашиль ДЕБЮССИ (1862-1918
г.г.)
• Сочинял в стиле, который
часто называют
импрессионизмом, термином,
который он никогда не любил.
Дебюсси был не только одним
из самых значительных
французских композиторов, но
также одной из самых
значительных фигур в музыке
на рубеже XIX и XX веков; его
музыка представляет собой
переходную форму от поздней
романтической музыки к
модернизму в музыке XX
столетия. Скончался от рака
толстой кишки.
Дебюсси — французский композитор, пианист, дирижёр,
музыкальный критик. Окончил Парижскую консерваторию
(1884), получил Римскую премию. Как домашний пианист
русской меценатки Н. Ф. фон Мекк - сопровождал её в
путешествиях по Европе, в 1881 и 1882 посетил Россию.
Выступал как дирижёр (в 1913 в Москве и Петербурге) и пианист
с исполнением преимущественно собственных произведений, а
также как музыкальный критик (с 1901).
Родился в небогатой буржуазной семье без музыкальных традиций.
Рано проявив музыкальные способности, в 1872 поступил в
Парижскую консерваторию, где проучился до 1884; его педагогами
были А. Лавиньяк (сольфеджио), Э. Гиро (композиция), А.
Мармонтель (фортепиано). В летние месяцы 1880—82 годов Дебюсси
работал домашним пианистом Н. Ф. фон Мекк (см. МЕКК Карл
Федорович фон)(покровительницы П. И. Чайковского) и учителем
музыки ее детей; вместе с семьей фон Мекк путешествовал по
Европе и провел некоторое время в России, где проникся симпатией
к музыке композиторов «Могучей кучки» (но не Чайковского).
В некоторых произведениях — “Бергамасская
сюита” для фортепиано (1890), музыка к мистерии
Г. Д'Аннунцио “Мученичество св. Себастьяна”
(1911), балет “Игры” (1912) и др. — проявляются
черты, присущие впоследствии неоклассицизму,
они демонстрируют дальнейшие поиски Дебюсси в
области тембровых красок, колористических
сопоставлений. Д. создал новый пианистический
стиль (этюды, прелюдии). Его 24 прелюдии для
фортепиано (1-я тетрадь — 1910, 2-я — 1913),
снабжённые поэтическими названиями
(“Дельфийские танцовщицы”, “Звуки и ароматы
реют в вечернем воздухе”, “Девушка с волосами
цвета льна” и др.), создают образы мягких, порой
нереальных пейзажей, имитируют пластику
танцевальных движений, навевают поэтические
видения, жанровые картины. Творчество Дебюсси,
одного из крупнейших мастеров 20 в., оказало
Клод Ашиль ДЕБЮССИ
• Мне кажется, что в
нашей печальной
классной комнате, где
учитель строг, “русские”
открыли окно,
выходящее на простор
полей. Дебюсси Ашиль-
Клод
• Сочинениям присущи
поэтичность, изящество
и прихотливость
мелодии,
колористичность
гармонии, изысканность,
зыбкость музыкальных
образов.
Основные произведения
• Основа творчества —
программная
инструментальная музыка:
«Прелюдия к
“Послеполуденному отдыху
фавна”» (1894; по эклоге С.
Малларме), триптих
«Ноктюрны» (1899), «Море» (3
симфонических эскиза, 1905),
«Образы» (1912) для оркестра.
Опера «Пеллеас и Мелизанда»
(1902), балеты (в том числе
«Игры», 1913), фортепианные
произведения: «Бергамасская
сюита» (1890), «Эстампы»
(1903), «Образы» (1-я серия —
1905, 2-я — 1907), 24
прелюдии (1-я тетрадь — 1910,
2-я — 1913) и др.
• Композитор призывал «искать
дисциплины в свободе», а не в
академических правилах и
устоявшихся формальных
схемах. Первым произведением,
в котором его эстетические
идеалы воплотились в полной
мере, стал оркестровый
«Прелюд к «Послеполуденному
отдыху фавна» (1894),
созданный под впечатлением
поэтичной эклоги Малларме.
Изысканность оркестровки и
естественная пластика
развертывания тем,
достигнутые в этой небольшой
по объему пьесе,
беспрецедентны для
европейской музыки.
• Последнее десятилетие в жизни
Дебюсси отличается
непрекращающейся творческой и
исполнительской деятельностью
вплоть до начала Первой мировой
войны. Концертные поездки в
качестве дирижера в Австро-
Венгрию принесли композитору
известность за рубежом. Особенно
тепло он был принят в России в 1913
году. Концерты в Петербурге и
Москве прошли с большим успехом.
Личное общение Дебюсси со
многими русскими музыкантами еще
больше усилило его привязанность к
русской музыкальной культуре.
Достойным завершением всего
творческого пути Дебюсси следует
считать две тетради его прелюдий
для фортепиано.
Клод Ашиль ДЕБЮССИ
• Здесь сконцентрировались самые
характерные и типичные стороны
художественного мировоззрения,
творческого метода и стиля
композитора. Цикл завершил, по
существу, развитие этого жанра в
западноевропейской музыке, наиболее
значительными явлениями которого
являлись до сих пор прелюдии Баха и
Шопена.
• У Дебюсси этот жанр подводит итог его
творческому пути и является своего рода
энциклопедией всего самого
характерного и типического в области
музыкального содержания, круга
поэтических образов и стиля
композитора.
• До последних дней жизни - он умер 26
марта 1918 года во время бомбардировки
Парижа немцами, - несмотря на
тяжелую болезнь, Дебюсси не
прекращал своих творческих поисков.
Морис РАВЕЛЬ (1875-1937
г.г.)
• французский композитор.
Музыкальное образование получил в
Парижской консерватории, где по
композиции был учеником Г. Форе.
Еще в период обучения Равель создал
ярко-талантливые произведения
("Игра воды" для фортепиано,
струнный квартет). Однако Равель
потерпел неудачу в соискании
высшей награды - Большой римской
премии. В 1904 году его даже не
допустили к конкурсу, что вызвало
много толков в музыкальном мире
Парижа. Но, начиная с первого
исполнения "Испанской рапсодии"
для оркестра (1907), Равель быстро
выдвигается в первый ряд
французских композиторов новой
школы, корифеем которой являлся
Клод Дебюсси.
Морис РАВЕЛЬ
•Постановка труппой Дягилева балета Равеля "Дафнис и
Хлоя" на либретто М. М. Фокина (1912, Париж)
закрепила известность композитора. В годы Первой
мировой войны Равель добился зачисления в
действующую армию, выполнял на фронте обязанности
шофера грузовой машины. Эти годы сблизили Равеля с
простыми людьми Франции. Памяти погибших на войне
друзей посвящена фортепианная сюита "Гробница
Куперена" (1914-1917). В законченном в начале войны
фортепианном трио Равель обращается к интонациям и
ритмам народной музыки басков (со стороны матери
Равель - испано-баскского происхождения, и эти
народные элементы в музыке были ему столь же близки,
как и французские).
Его творческие открытия в области
музыкального языка (гармонии, ритма,
оркестровки) способствовали развитию
новых стилистических течений в
музыке 20 века.
Опера «Испанский час» (1907), опера-
балет «Дитя и волшебство» (1925); балет
«Дафнис и Хлоя» (1912); «Испанская
рапсодия» (1907), «Болеро» (1928)
для оркестра, концертная фантазия
«Цыганка» для
скрипки с фортепиано (1924),
фортепьянные пьесы, в т. ч. «Игра воды»
(1901), цикл «Отражения» (1905).
Оркестровал «Картинки с
выставки» Модеста Мусоргского.
Морис РАВЕЛЬ
•После смерти Дебюсси в 1918 году Равель был признан его
преемником и главой французской музыки. В 1920-е годы он
создает новые сочинения, из которых мировую известность
приобрели опера-балет "Дитя и волшебство" (соч. и пост. 1925,
Монте-Карло), хореографическая поэма для оркестра "Вальс"
(пост. 1920), рапсодия для скрипки с оркестром "Цыганка" (1924)
и, особенно, построенная на одной теме хореографическая поэма
"Болеро" (1928); исключительной популярностью пользуется и
оркестровая обработка Равеля "Картинок с
выставки" Мусоргского (1922), выполненная с безупречным
мастерством и большой любовью к творчеству замечательного
русского композитора. Последними крупными достижениями
Равеля были его два фортепианных концерта (1931; второй из
них написан для одной левой руки по заказу пианиста П.
Виттгенштейна, потерявшего правую руку на войне).
Морис РАВЕЛЬ
Художник
объективного
склада, не
предрасположенный
к открытой
эмоциональной
выразительности,
Морис часто черпал
свое вдохновение в
сферах, удаленных
во времени или в
пространстве.
Морис РАВЕЛЬ
•Давление исторического прошлого
музыки особенно интенсивно
ощущается в хореографической поэме
«Вальс» — апофеозе венского вальса 19
века, который под конец
перерождается в своего рода пляску
смерти. Задуманный еще до войны,
«Вальс» был создан в 1920 году и
прозвучал как трагический реквием по
веселой и беззаботной довоенной эпохе.
Морис РАВЕЛЬ
• В своем позднем
творчестве Равель охотно
пользовался элементами
политональности и
мелодиями и ритмами
современной ему
развлекательной музыки
(блюз в Сонате для
скрипки и фортепиано,
фокстрот в опере «Дитя
и волшебство», джазовые
мотивы в Концерте для
левой руки).
Морис РАВЕЛЬ
•Виртуозное и универсальное оркестровое мастерство
Равеля проявилось не только в его партитурах,
изначально предназначенных для оркестра
(непревзойденные в своем роде образцы — 2-я сюита из
балета «Дафнис и Хлоя» и «Болеро», принадлежащие к
популярнейшим и самым эффектным пьесам мирового
симфонического репертуара , но и в транскрипциях
собственных фортепианных пьес и в знаменитой,
осуществленной по заказу дирижера и контрабасиста С.
А. Кусевицкого инструментовке «Картинок с выставки»
Мусоргского (1922). Творческая деятельность
композитора прервалась в 1933 году из-за
тяжелой болезни (опухоль мозга).
Морис РАВЕЛЬ
• Творческая
деятельность
композитора
прервалась в 1933
году из-за
тяжелой
болезни (опухоль
мозга).
•Морис Равель
скончался 28
декабря1937 года,
в Париже.
Домашнее задание
1.Закончить
оформление таблицы в
тетради.
2.Записать термины в
тетрадь.