Предметно-игровая среда дошкольного учреждения – исключительно важный компонент, способствующий развитию ребенка.
Чтобы привить интерес к музыкальной деятельности и постоянно поддерживать его, нужно выделить в групповой комнате специальное место – музыкальный уголок и оборудовать его техническими средствами, музыкальными инструментами, музыкальными игрушками, самодельными музыкальными инструментами из природного материала (по концепции Карла Орфа), музыкально-дидактическими играми, набором картинок с музыкальными инструментами, портретами композиторов.
Из технических средств музыкальный уголок должен быть оснащен, прежде всего, магнитофоном и набором компакт-дисков, содержащих разнообразный музыкальный материал с учетом требований, предъявляемых к работе с детьми данной возрастной категории по музыкальному развитию.
I группа – образные пособия: пособия типа «Лото» и всевозможные картинки с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов. Пособия типа «Лото» представляют собою карточки с нарисованными или наклеенными на них картинками (например, изображение различных музыкальных инструментов: барабана, колокольчика, дудочки, металлофона)
Виды пособий
II группа - неозвученные детские музыкальные игрушки и инструменты, которые предназначены для создания игровых ситуаций, при которых дети, фантазируя представляют себя играющими на музыкальных инструментах (макеты домр, балалаек, баянов, неозвученных пианино с нарисованной клавиатурой).
III группа - озвученные музыкальные инструменты, которые подразделяются на четыре типа в зависимости от их звучания:
игрушки-инструменты со звуком
неопределенной высоты (погремушки,
бубны, барабаны, треугольники,
колокольчики, бубенчики);
игрушки-инструменты издающие только
один звук (свистульки, дудочки,
рожки, саксофоны);
игрушки-инструменты с фиксированной мелодией (органчики, шарманки, музыкальные шкатулки);
игрушки-инструменты с диатоническим
и хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, детские пианино, рояль,
органолы, аккордеоны).
Младший возраст
Для музыкального развития возрастной группы задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь детям понять природу звука. Детям необходимо показать, как вибрирует струна, издавая звук, дать возможность увидеть вибрацию различных веревочек при определенном натяжении , дать возможность услышать звуки разной высоты, которые издают погремушки, наполненные рисом, фасолью, пуговицами. Музыкальные инструменты: дудочка, барабан,
треугольник, всевозможные погремушки, металлофон.
Музыкальные игрушки: копии музыкальных инструментов с фиксированной мелодией (домра, балалайка и др.), образная игрушка, нажатием на которую извлекаются звуки нефиксированной высоты
(котята в корзине, птичка на подставке и др.), образная игрушка,
«играющая на музыкальном инструменте», неваляшки, музыкальная юла, образная игрушка со звучащей кнопкой.
Музыкально-дидактические игры: «Кукла шагает и бегает»,
«Птицы и птенчики», «Скворцы и вороны»,
«Кто в домике живет», «Солнышко и дождик»,
«На каком инструменте играю», «Музыкальный домик».
Средний возраст Для этой возрастной группы вводятся новые ударные инструменты: маракасы, трещотка, румба, кастаньеты. Дети знакомятся с музыкальными инструментами, имеющими звукоряд: металлофон, ксилофон, цимбалы, детские пианино, органолы. В музыкальный уголок можно добавить и неозвученное пианино с нарисованной клавиатурой. Музыкальные игрушки: добавляются уменьшенные копии музыкальных инструментов (кларнет, саксофон, рояль, гармонь), всевозможные свистки (деревянные, пластмассовые, глиняные); образные игрушки, играющие на «музыкальных» инструментах; образная игрушка с кнопкой, нажатием на которую воспроизводятся звуки разной высоты, музыкальный руль.
Самодельные музыкальные инструменты из различного материала с использованием концепции Карла Орфа: * Шуршунчики (различная бумага: целлофан, пергамент, газета и т.д.).* Шелестящие инструменты: а) скорлупки от фисташек, нанизанные на шерстяную нитку; б) скорлупки грецких орехов, подвешенные гроздями на обычную
палочку или детскую вешалку.* Шумовые инструменты: а) скорлупки, желуди, фасоль, насыпанные во всевозможные коробочки типа «киндер-сюрпризов»; б) металлические баночки разных размеров; в) всевозможные браслеты, с нанизанными на нитку пуговицами, бубенчиками, рогатки с ниткой и нанизанными на нее пробками.
Музыкально-дидактические игры: «Музыкальная лесенка»,
«На чем играют», «Волшебные нитки», «Музыкальный домик», «Музыкальный волчок».
Старший возраст В группе должны быть созданы условия для самовыражения ребенка в различных видах музыкальной деятельности, способствующие развитию его музыкальных и музыкально-творческих способностей. Музыкальные инструменты: духовые (губная гармошка, свирель), клавишные инструменты (баяны, аккордеоны, органолы), ударные инструменты (маракасы, румба, трещотки, кастаньеты, ложки и т.д.). инструменты, не имеющие звукоряда: различные дудочки, рожки, пищалки, свистки.Музыкальные игрушки: озвученные музыкальные книжки,
музыкальные шкатулки, игрушка магнитофон, уменьшенные
копии музыкальных инструментов: аккордеон, саксофон, флейта,
арфа; Самодельные музыкальные инструменты из различного
материала с использованием концепции Карла Орфа.
Музыкально-дидактические игры: «Определи форму произведения», «Лесенка-чудесенка»,«Что инструмент расскажет»,
опорные карточки, ритмосхемы, ритмоблоки.
Обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. (От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям и музыке зависит, станет ли эта среда развивающей.)
Обеспечивать самостоятельную индивидуальную и совместную деятельность детей, возникающих по их желанию и в соответствии с их интересами.
Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.
Стимулировать развитие творческих способностей.
Развивать любознательность, стремление к экспериментированию.
Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Предметно- пространственная музыкальная среда детского сада должна:
Эстетичность музыкального уголка, его отдельных элементов.
Наличие всех необходимых пособий по данной возрастной группе.
Педагогически грамотное руководство СМД детей со стороны воспитателя.
Удобное расположение музыкального уголка.
Основные требования
к музыкальным уголкам
Ли1. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. - М., 1978.2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - М., 1967.3. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? - М., 1982.4. Метлов Н.А. Музыка - детям. - М., 1985.5. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 2000.6. Савельев Г.В., Новик Т.Ф. Музыка и изодеятельность в развитии детей // Пралеска. - 2000. - № 10.7. Савельев Г.В. Дошкольники слушают музыку. – Гомель, 2005. – Ч.1, 2.
Используемая
литература
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.