Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школы с. Жадовка»
Саратовская область Дергачёвский район с. Жадовка
Открытое мероприятие для детей
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
Балакина Наталия Павловна
учитель начальных классов
2018 год
Цель занятия:
- обучающая: познакомить учащихся с произведением Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц», выявить нравственную позицию ребёнка по отношению к животным; формировать умение анализировать факты и давать им оценку.
- развивающая: развитие познавательных и творческих способностей через разнообразные виды деятельности; развитие мыслительных операций – внимания, памяти, логического мышления; развитие речи учащихся.
- воспитательная: - пробудить личностные качества по отношению к брошенным бродячим животным такие как : сочувствие, доброту, отзывчивость, воспитание гуманного отношения к животным; способствовать воспитанию чувства ответственности.
Оборудование: книга Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц», рисунки учащихся на тему «Мой четвероногий друг», грамзапись песни «Собака бывает кусачей» (авторы Сергей и Татьяны Никитины), мультимедиа – проектор, экран, компьютер.
Предварительная работа.
1. Подбор и изучение литературы по данной теме.
2. Подбор стихотворений.
3. Рисунки учащихся на тему «Мой четвероногий друг».
4. Подбор фотографий «Дикие и домашние животные».
5. Подготовка презентации.
6. Памятка.
7. Написание конспекта «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Мы в ответе за тех, кого приручили.
Эпиграф к занятию: «Люди забыли эту истину. Но ты не забывай! Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»
(Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц»)
Учитель: - Много тысячелетий живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Они тоже, как и мы могут сказать Человеку: «Эта Земля и моя».
- Ребята, я вам прочитаю отрывок, а вы подумайте, кто его мог написать?
- Ну, вот опять холода наступили. Ветер дует, аж в ушах свистит. Снег в морду так и сыплет, колючий такой. Зябко. Как там люди говорят: «… в такую погоду хозяин и собаку на двор не выгонит». А тут и гнать не надо ни двора тебе, ни хозяина. Где бы укромное место найти, чтоб потеплее… ага вот коробка пустая. Спрячусь, авось и метель стороной пройдёт. У-у-у не пойму толи ветер воет, толи в животе у меня. С утра кость пустую, поглодал так больше ничего и не перепало. Добрые люди кусок хлеба кинули. Так мне и не досталось. Куда там, таких как я. По улицам много бегает. Полежу в коробке хоть голодный. Зато в тепле.
- Кто мог написать это письмо?
- В какую ситуацию попала собака?
- Что плохого могло ещё с ней произойти?
- Кто виноват в этом? Почему?
(Звучит грамзапись песни «Собака бывает кусачей» (авторы Сергей и Татьяны Никитины).
- Ребята, как вы думаете о какой собаке может быть так написано? (Кусаке)
- Ребята, я вам принесла книгу Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц».
- В этом произведении автор затрагивает много проблем. Важнейшей из них является проблема ответственности – ответственности человека за свои поступки, слова, мысли.
- Послушайте отрывок ( стр. 47)
- Кого можно приручить?
- Как это можно сделать?
- О ком вы, прежде всего, думаете, услышав слово «ПРИРУЧИТЬ»?
- А есть ли у вас те, кого вы когда-то приручили ?
- Поднимите руки те, у кого дома есть четвероногий друг?
- А кто у вас живет?
- Как зовут? ( Рисунки учащихся на тему «Мой четвероногий друг»)
Они живут рядом, мы их любим. А русский поэт Сергей Есенин назвал зверей «братьями нашими меньшими».
Ведь животные с древнейших времен были для человека верными помощниками. Начиная с каменного века, человек осваивал природу и приручал животных. Вспомним сказку Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе». Да что вспоминать каменный век!
- Разве сегодня животные перестали служить человеку?
- Как они помогают человеку?
Например, собаки. У них много профессий: они помогают пасти овец, служат в уголовном розыске, на границе, ищут полезные ископаемые, контролируют утечку газа, сторожат, доставляют почту, участвуют в исследовании космоса.
- Животный мир огромен, и огромна роль каждого из них. Не сомневаюсь, наблюдать
за жизнью и развитием животных всегда интересно и увлекательно. Вот поэтому-то
мы и пытаемся их содержать дома, приручать. Но, помещая животное в домашние
условия, никто из нас не задумывается о дальнейшей его судьбе. А ведь давно
замечено, что животные во многом сродни детям. Большинство из них, если
приходится жить среди людей, оказываются, как и маленькие дети в отсутствие
взрослых, совершенно не приспособленными к самостоятельной жизни без помощи
своих хозяев.
Поселившись в нашем доме, кошка, собака, морская свинка или обезьянка
фактически становятся членами семьи.
- Кто в вашей семье заботится о питомцах?
- Расскажите как вы заботитесь о них?
- Что для этого делаете?
Мы кормим их, заботимся о них, гуляем с ними. Нам это приносит радость, доставляет удовольствие. Никто не может не заметить, что у наших маленьких друзей есть свой собственный внутренний мир. И каждый наблюдательный хозяин видит, что очень многое животные понимают, вот только сказать ничего не могут.
- Ребята, я хочу прочитать ещё один отрывок из книги. (стр. 50)
Поэтому,
принося живое существо в дом, каждый из нас должен помнить слова известного
французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого
приручили».
- Почему появляются бездомные животные?
- А где могут жить такие животные?
В нашей стране есть приюты для животных, в которых живут брошенные животные. Большинство таких приютов содержатся на средства по защите животных. Это требует больших затрат и зависит от добровольных пожертвований.
Бездомные животные. Их создали мы, люди. Вот только до такой жизни доводить животное, действительно, опасно. Оно станет опасно и для тебя самого, и для окружающих. Нельзя относиться к «братьям нашим меньшим», как к игрушкам, которые можно выбросить, если они надоели. Тот, кто не видит в зверятах достойных любви и сочувствия, пусть лучше не заводит себе кошку или собаку, хомяка или попугая. Зачем брать, зная, что ухаживать некогда или некому?
Надо всегда помнить: плата за предательство человека всегда жестока. Выброшенные животные теряют очень важные для жизни в природе инстинкты самообороны, поиска пищи, настороженности. Они чаще всего становятся жертвой хищников или страшнее – мстят человеку за его предательство. Каждого из нас пугает свора одичавших злых собак, а откуда она появилась, не каждый задумывается. И бродят несчастные кошки и собаки по улицам, грязные, голодные, больные, и не могут понять, в чем их вина. А виноваты мы, люди. Человек, преступивший законы природы!
Человек, забывший, что такое милосердие и сострадание! Нам необходимо научиться жить в гармонии с природой, быть добрее друг к другу, к окружающим, быть заботливее и милосерднее. И такими мы можем стать, находясь рядом с «братьями нашими меньшими».
- Ребята, но мы в ответе и за того, кого любим: за маму, папу, бабушку и дедушку, младшего братика и сестричку, друзей, так же, как и они в ответе за нас.
- Закончить нашу встречу хочу простыми уроками, которые дает Маленький принц:
1. Цени хорошее и старайся сделать его ещё лучше.
2. Умей отдавать душу и чувствовать себя в ответе за тех, кого любишь.
3. Если ты «приручишь» чужое сердце и отдашь взамен своё, то вокруг тебя никогда не будет пустоты. И тогда ты найдёшь счастье, и не за тридевять земель, а у себя дома. (ПАМЯТКИ)
Я хочу показать какие друзья-животные живут у моих ребят, которых я учу. (Презентация)
А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.