Презентация на тему " Игры с блоками Дьенеша"
Оценка 4.6

Презентация на тему " Игры с блоками Дьенеша"

Оценка 4.6
Презентации учебные
ppt
дефектология
Детсад—2 кл
24.03.2017
Презентация на тему " Игры с блоками Дьенеша"
В данной презентации представлена система работы с блоками. Подробно описаны направления работы и формы. Раскрыта цель обучения и этапы. Игры, позволяют повысить уровень познавательного и сенсомоторного развития каждого ребенка. Обучение не требует специально созданных условий, его могут использовать как педагоги , так и родители. Для повышения качества работа должна быть в системе, дозировано и с учетом индивидуальных особенностей детей.В данной презентации представлен практический материал при работе с пособием « Блоки Дьенеша». Эта методика помогает решать следующие задачи: - развивать логическое мышление; -знакомство с формой, цветом, размером и толщиной предметов; - развивать пространственную ориентировку. Материал подготовлен учителем дефектологом Суховой Маргаритой Михайловной
Блоки Дьенеша.ppt

Интеллектуальное развитие школьников при использовании логических блоков

Интеллектуальное развитие школьников при использовании логических блоков

Интеллектуальное развитие школьников при использовании логических блоков Дьенеша Учитель-дефектолог Сухова Маргарита Михайловна

Играть – развивая, развивать – играя

Играть – развивая, развивать – играя

Играть – развивая,
развивать – играя.

Только человек
умеет играть,
и только тогда
он вполне человек,
когда играет.

Ф. Шиллер.

Содержание Актуальность. История вопроса

Содержание Актуальность. История вопроса

Содержание

Актуальность.
История вопроса.
Задачи использования блоков.
Формы организации работы с логическими блоками.
Использование логических блоков.
Система занятий с блоками Дьенеша.
Задача педагогов.
Полезные советы для родителей.
Вывод.
Библиография.

Актуальность Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей школьного возраста - одна из актуальных проблем современности

Актуальность Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей школьного возраста - одна из актуальных проблем современности

Актуальность

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей школьного возраста - одна из актуальных проблем современности. Школьники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра.
В школьной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.

История вопроса. Своеобразию развития интеллекта старших дошкольников посвящены многообразные исследования зарубежных и отечественных психологов и педагогов

История вопроса. Своеобразию развития интеллекта старших дошкольников посвящены многообразные исследования зарубежных и отечественных психологов и педагогов

История вопроса.

Своеобразию развития интеллекта старших дошкольников посвящены многообразные исследования зарубежных и отечественных психологов и педагогов. Теоретические основы развития мышления были заложены Ж.Ж. Пиаже, П.Я. Гальперина, Л.С. Выготским, А.И. Лурия; развиты Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым и др. Изучением развития дошкольников занимались Н.Н. Подъяков, А.В. Запорожец, Н.А. Венчинская, А.А. Венгер, И.С. Якиманская и др. Педагогические аспекты проблемы рассматривали Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая, Б.П. Никитин, З.А. Михайлова, В.И. Логинова.
Логические блоки разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешем.

Задачи использования блоков Развивать логическое мышление

Задачи использования блоков Развивать логическое мышление

Задачи использования блоков

Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
Развивать пространственные представления.
Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Игровые обучающие средства и пособия

Игровые обучающие средства и пособия

Игровые обучающие средства и пособия

Изготовить логические блоки можно из цветной бумаги и картона или тонкого картона и толстого картона. Также необходимо изготовить кодовые карточки, на которых условно обозначены свойства блоков. Целесообразно изображать условные обозначения формы, размера, толщины - черным цветом, а обозначение цвета - цветным расплывчатым пятном. Это нужно для того, чтобы свойства блоков не перемешивались. Следует изготовить и карточки со знаком отрицания.
Для простоты и удобства можно изготовить и использовать логические блоки, окрашенные с двух сторон, так называемые «блоки-перевертыши», особенно они удобны в играх по комбинаторике, в логических цепочках, в настольно-печатных играх.
В работе с блоками рекомендуется использовать игровой обучающий комплекс «Ларчик». Это позволит организовать работу с детьми коллективно, по подгруппам, в самостоятельной игровой деятельности, а также на занятиях.

Используется и еще одно пособие с логическими блоками

Используется и еще одно пособие с логическими блоками

Используется и еще одно пособие с логическими блоками Дьенеша, заменяющее кодовые карточки. Его можно изготовить самостоятельно.

и т.д.

Если педагог работает с детьми коррекционной группы, со слабовидящими детьми, и здесь можно найти выход и помочь детям в обучении, изготовив подходящие пособия

Если педагог работает с детьми коррекционной группы, со слабовидящими детьми, и здесь можно найти выход и помочь детям в обучении, изготовив подходящие пособия

Если педагог работает с детьми коррекционной группы, со слабовидящими детьми, и здесь можно найти выход и помочь детям в обучении, изготовив подходящие пособия. Геометрические фигуры лучше изготовить в объемном варианте, а кодовые карточки сделать выпуклыми (форма) и из различного материала с разной структурой поверхности (цвет - цветоощущения: теплые тона, холодные тона; размер, толщина), чтобы детям легче было с помощью тактильных ощущений определить свойства объекта.

Форы организации работы с логическими блоками

Форы организации работы с логическими блоками

Форы организации работы с логическими блоками

Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
Вне занятий, в развивающей среде группы (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

Использование логических блоков

Использование логических блоков

Использование логических блоков.

В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
Как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»);
В сюжетно-ролевых играх: Магазин - деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Почта – адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. Аналогично, Поезд - билеты, места.
Для того чтобы поддержать интерес детей к занятиям, к обучению, необходимо разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, сказочными персонажами.

Система занятий с блоками Дьенеша

Система занятий с блоками Дьенеша

Система занятий с блоками Дьенеша.



Цель: овладение детьми обобщенными и тесно связанными со словом представлениями о свойствах, вербальными формами для обозначения отсутствия свойств.

Цель: формировать умения оперировать одновременно несколькими свойствами, одновременно абстрагировать и удерживать их в сознании, обобщать объекты в зависимости от наличия или отсутствия одного из них.



Подготовительный этап

Основной этап

Выявление и абстрагирование свойств
(6 занятий)

Логические действия и
операции
(7 занятий)

Сравнение, класси-фикация, обобщение
(6 занятий)

На подготовительном этапе формируется уровень мыслительных умений детей в ходе выполнения заданий

На подготовительном этапе формируется уровень мыслительных умений детей в ходе выполнения заданий

На подготовительном этапе формируется уровень мыслительных умений детей в ходе выполнения заданий. Работа ведется вне занятий: в утренние и вечерние отрезки времени, на прогулках.
На основном этапе сформированные контрольные действия переносятся в интеллектуальную деятельность детей. Формирование указанных умений должно идти по ступеням, каждая новая ступень, по сравнению с предыдущей, расширяет и углубляет умение.

Задача педагогов Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый…

Задача педагогов Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый…

Задача педагогов

Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребенок, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью. Важно, чтобы педагог был инициативным, думающим, любящим детей человеком, способным на творческий подход в работе.

Вывод Логические блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития

Вывод Логические блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития

Вывод

Логические блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание детей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Библиография Барташникова И.А.,

Библиография Барташникова И.А.,

Библиография

Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Харьков: Фолио, 1997.
Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. М.: Просвещение, 1990.
Буре Р.С. Готовим детей к школе. М.: Просвещение,1987.
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления для пятилетних детей / - М.: Знание, 1984.
Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Психологическая наука и образование. - 1999. №4 - С.15-17.
Давыдов В..В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. / АПН СССР/.-М.: Педагогика,1986.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста /Под ред. Л.А. Венгера, О.М.Дьяченко. М.,1989.
Лебедева С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации //Вопросы психологии.-1997.-№5-С.20-27.
Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие //Авт.-сост. Е.А.Носова, Р.Л. Непомнящая.- СПб.: «Акцидент»,1997.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.- М.: Просвещение, 1990.
Панова Е.Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 5-7 лет. Ярославль: Академия Холдинг, 2000.
Филлер Мария. Математика уже в детском саду. М.: Просвещение, 1981.
Шевелев К.В. Развивающие игры для дошкольников./Издательство института психотерапии. М.;2001.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017