Презентация на тему " Здоровьесбережение - основа качественного образования"
Оценка 4.9
Презентации учебные
pptx
биология +2
8 кл—11 кл +1
30.01.2019
В презентации отражаются цели, задачи здоровьесбережения, требования к уроку с позиций здоровьесбережения. Рассмотрены вопросы актуальности данного направления в образовании. Рассмотрены принципы здоровьесбережения по Н.К. Смирнову. Уделено внимание проблемам современного урока.Из всех ценностей, с которыми мы обязаны познакомить детей – это здоровый образ жизни – это корректные отношения к себе; своему здоровью, т.е. формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека.
Презентация Здоровьесбережение).pptx
Презентация на тему " Здоровьесбережение - основа качественного образования"
Здоровьесбережение – основа качественного
образования.
Подготовила учитель биологии
С.И. Гоголева
Презентация на тему " Здоровьесбережение - основа качественного образования"
«Забота о здоровье детей –
это труд воспитателя»
В. А.Сухомлинский.
Цель современной школы не только дать ученикам
прочные знания, но и помочь им сохранить здоровье в
процессе получения этих знаний. В.А. Сухомлинский писал:
«Забота о здоровье детей – это труд воспитателя». Я
убеждена, если сами учителя, воспитатели не уяснили
суть и содержание понятия здорового образа жизни,
деятельность наша по воспитанию детей бесполезна. Из
всех ценностей, с которыми мы обязаны познакомить
детей – это здоровый образ жизни – это корректные
отношения к себе; своему здоровью, т.е. формирование
культуры здоровья, как части общей культуры человека.
Презентация на тему " Здоровьесбережение - основа качественного образования"
Проблема воспитания здоровой
личности.
• проблема воспитания здоровой и гармоничной личности стоит
на первом месте в любом обществе, тем более, что социальные
условия усложняются и требуют от сегодняшних школьников
активности, инициативы, предприимчивости,
самостоятельности и просто энергии для того, чтобы
трудиться.
• Здоровье это интегративная характеристика личности,
охватывающая как ее внутренний мир, так и все своеобразие
взаимоотношений с постоянно меняющими условиями среды.
Соответственно, культура здоровья представляет собой
совокупность следующих составляющих: мотивации здоровья и
здорового образа жизни,
• специальных знаний и умений,
• принципов здорового образа жизни.
Презентация на тему " Здоровьесбережение - основа качественного образования"
Хорошее здоровье – успешное обучение.
• Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а
успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье
неразделимы. В последнее время все очевиднее становится
катастрофическое ухудшение здоровья учащихся.
• По данным исследований Минздрава России, лишь 14% детей практически
здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические
заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает
частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и
мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-
психических расстройств.
• За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. К
концу занятий ухудшается самочувствие учащихся, многие на подготовку
домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов, более 60% ребят не могут
сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении, учебных
перегрузках.
• Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система
образования. Мы все острее понимают свою ответственность за
благополучие новых поколений. На первый план выступает воспитание у
детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности,
сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.
Презентация на тему " Здоровьесбережение - основа качественного образования"
Главный недостаток системы
образования в России.
• Но к сожалению существует много факторов разрушающих здоровье детей, о которых мы может даже и
не задумываемся с вами. Что же нам мешает сохранять здоровье школьников? Главный недостаток
современной системы образования в России – это авторитарность, доходящая у некоторых учителей до
деспотизма. Понятие «заставить ученика» из числа самых распространенных. Нет ничего опаснее
высокомерия учителя и иллюзии своего могущества. Чем больше на уроках проявлений авторитаризма,
тем более скованными чувствуют себя на уроке его ученики, тем в меньшей степени такой урок может
быть назван здоровьесберегающим. Главное на уроке – научить, а не проверить знания и задания,
выученные ребёнком дома.
• У учителя порой проявляется нетерпимость по отношению к отдельным ученикам. Это может
выражаться, как явно (гнев, оскорбление, неприязнь), так и косвенно (реплики, мимика, жесты,
интонация). Такая негативная установка на личность ребенка разрушает педагогическое общение, ведет к
конфликтам, подавляет природные склонности и интересы ребенка. Только положительными эмоциями
и чувствами учитель добивается значительно большего взаимопонимания со своими воспитанниками,
что является наивысшей гарантией успеха его воспитательной миссии.
• Преподаватель не должен допускать этого и более того, должен научить своих учеников бережно
относится к своему здоровью, как самой важной ценности в жизни. Для этого необходимо одно условие:
• Если преподаватель сам не следит за своим здоровьем, он никогда не сможет научить этому своего
ученика. «Единственная красота, которую я знаю, это здоровье». Эти слова принадлежат Гейне.
Насколько здоров учитель, настолько он компетентен в вопросах
• здоровьесбережения, в здоровьесберегающих технологиях,
• в умении их применять на уроках, настолько качественнее
• будет и само обучение.
Презентация на тему " Здоровьесбережение - основа качественного образования"
Проблемы современного
урока.
Очень часто урок как основная форма учебных знаний в школе
характеризуется:
• информационной перегрузкой обучающихся;
• высокой интенсивностью
• чрезмерным нервнопсихическим напряжением;
• стрессовой средой (страх получить плохую отметку, боязнь
отвечать у доски, быть наказанным);
• недостаточной двигательной активностью школьников;
• недостаточным вниманием учителя к психофизиологическим
особенностям обучающихся.
Презентация на тему " Здоровьесбережение - основа качественного образования"
Требования к уроку с позиций здоровьесбережения.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть
воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных,
неприятных звуковых раздражителей и т.д.
2. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная
норма – 710 минут.
3. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма:
не менее трех.
4. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 1015 минут.
5. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого
самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов
действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор
действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы
(ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как
исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения,
самооценки и взаимооценки).
6. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя
использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
7. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в
соответствии с видом работы).
8. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке. Норма: на 1520 минут
по 1 минуте из 3х легких упражнений с 34 повторениями каждого.
9. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни,
демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;
выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни;
выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможны последствиях выбора
поведения и т.д.
Презентация на тему " Здоровьесбережение - основа качественного образования"
Требования к уроку с позиций здоровьесбережения.
• 10. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка,
соревновательный момент и т.п.
• 11. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками, между
учениками
• 12. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка,
поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, мзыкальная минутка и
т.п.
• 13. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее
60% и не более 75 80%.
• 14. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе
наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не
ранее 2530 минут в 1 классе, 3540 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для
учащихся классов компенсирующего обучения.
• 15. Темп окончания урока: спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы,
педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.
• 16. Желательно использование элементов технологии Шаталова (работа в мелких группах, «вертушка», т.е.
активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую)
• 17. Соизмерение объёма и сложности домашнего задания
• с возможностями ученика
• (желательны задания по трём уровням сложности)
• 18. Осуществление индивидуального дифференцированного
• подхода на уроке (дополнительные задания
• для слабоуспевающих и одарённых детей)
Презентация на тему " Здоровьесбережение - основа качественного образования"
Цель создание оптимальных условий для развития
разносторонней, нравственной, активной, творческой личности,
ориентированной на здоровый образ жизни.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
создание необходимых условий для практической реализации здоровьесберегающего подхода к обучению и
воспитанию на уроках химии;
совершенствование психосоциальной компетенции обучающихся (жизненных навыков и умений);
формирование культуры здоровья обучающихся.
Организационноисполнительская функция учителя предполагает формирование и регулирование системы
взаимодействий учителя и обучающихся посредством совокупности способов и средств, направленных на
достижение целей урока без ущерба здоровья школьников. Её содержание следующее:
организация усвоения учебного материала с учетом индивидуальных особенностей и возможностей
каждого ученика;
создание на уроке ситуаций успеха;
создание положительного эмоционального настроя, благоприятного психологического климата в классе;
соблюдение педагогической техники учителя, обеспечивающей охрану психологического здоровья
обучающихся.
Сущность профилактико коррекционной функции учителя на уроке заключается в принятии специальных
мер по предупреждению, устранению или снижению имеющихся у обучающихся отклонений от нормы в
психофизиологическом и нравственном состоянии. В ходе реализации
профилактической функции решаются задачи:
мобилизация обучающихся (музыкотерапия, психогимнастика,
психоэмоциональный настрой);
снятие психоэмоционального и статического напряжения;
профилактика зрительного и умственного утомления обучающихся;
формирование и коррекция духовнонравственного
аспекта развития личности.
Презентация на тему " Здоровьесбережение - основа качественного образования"
Методы преподавания.
• Огромное значение для поддержания работоспособности обучающихся при формировании
культуры здоровья, а, следовательно, улучшения усвоения знаний и умений имеют методы
преподавания. В работе необходимо использовать активные методы и приемы. Это
мозговой штурм, интеллектуальные игры, групповые обсуждения, диспуты, семинары,
обсуждение сообщений, докладов, защита рефератов, исследовательской работы;
конференции, викторины, аукцион знаний, брейнринги, заданияэстафеты.
• Существенное значение для реализации организационноисполнительской функции учителя
на уроке по формированию культуры здоровья, имеют средства обучения. Они помогают
поддерживать на высоком уровне познавательные интересы обучающихся, делают учебный
материал более доступным, интенсифицируют самостоятельную работу обучающихся и
позволяют ее вести в индивидуальном темпе. С позиции здоровьесберегающего подхода в
обучении
• важным является то обстоятельство,
• что, при использовании современных средств,
• у учащихся повышается уровень функционирования
• центральной нервной системы, зрительного
• и слухового анализаторов, улучшается регуляция
• основных систем, непосредственно
• обеспечивающих учебную деятельность.
Презентация на тему " Здоровьесбережение - основа качественного образования"
Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих
образовательных технологий и проверки
педагогической компетенции учителя.
•
•
•
•
•
•
•
•
Урок – главное поле реализации здоровьесберегающих образовательных технологий и
проверки педагогической компетенции учителя. Если учитель не может заслужить
любовь ученика и подарить ему любовь, он рискует получить ненависть. Наряду с
традиционными задачами учителя на уроке, описанными во всех учебниках педагогики,
отметим те, которые нередко остаются за границами внимания педагогов, но имеют
непосредственное отношение и к эффективности урока, и к задачам здоровьесбережения.
Учитель должен обеспечить:
связь своих задач и задач самого учащегося (чтото узнать, чемуто научиться;
самоутвердиться; не получить плохую отметку и др.);
творческий характер урока;
предоставление учащимся средств для самостоятельной работы и оказание помощи в их
освоении;
оптимальное использование наглядных средств обучения;
психологический настрой всего класса на урок и динамику состояний учащихся,
оптимальных для каждого этапа урока;
получение школьниками удовольствия от процесса обучения (что не исключает
неизбежных переживаний по поводу отдельных неудач)
• Исходя из всего сказанного можно сделать один простой вывод : Работай душой и умом,
делай, так как хотелось, чтобы так делали Вам и Вашим детям. И тогда здоровье будет и
у Вас и у ваших учеников, а выполняя все рекомендации, которые были вами, услышаны,
приведут к тому, что качество знаний у детей возрастет.
Презентация на тему " Здоровьесбережение - основа качественного образования"
Принципы здоровьесбережения
по Н.К. Смирнову:
• 1. «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства
• должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда
• здоровью ученика и учителя.
• 2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое
• должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние
• участников
• образовательного процесса.
•
• 3. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
•
• 4. Субъектсубъектные взаимоотношения учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в
содержательном, и в процессуальном аспектах.
•
• 5. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность
материала должны соответствовать возрасту учащихся.
•
• 6. Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
•
• 7. Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а
только потом отмечают недостатки.
•
• 8. Активность — активное включение, любой активный процесс снижает риск переутомления.
•
• 9.Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда
он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
•
Презентация на тему " Здоровьесбережение - основа качественного образования"
Заключение.
• Здоровьесбережение детей –
комплексное понятие,
охватывающее физические, психические и
социальные стороны жизни человека.
• Здоровый образ жизни пока не занимает первое
место среди главных ценностей человека в нашем
обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и
укреплять свое здоровье, будем личным примером
демонстрировать здоровый образ жизни, то можно
надеяться, что будущее поколение будет здоровым и
развитым духовно и физически.
Презентация на тему " Здоровьесбережение - основа качественного образования"
Берегите Здоровье.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.