Данная презентация на тему "Ацтекский календарь" предназначена для 10-11 классов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Ацтекский
календарь
Презентация Шестакова Никиты
Преподаватель Деменин Л. Н.
Ацтекский календарьПрезентация Шестакова НикитыПреподаватель Деменин Л. Н.
• Ацтекский календарь — система измерения времени, применявшаяся у
народов Месоамерики. Впервые эта система появилась у ольмеков около
3500 лет назад и впоследствии распространилась среди культур и народов
центральной Мексики, в том числе майя, сапотеков и ацтеков, которые
считали, что время воплощает в себе божественное присутствие, а также
предопределяет счастливую, несчастную или нейтральную судьбу.
• Календарь состоял из двух параллельных циклов: гражданского 365-
дневного шиупоуалли (аст. xiuhpohualli, что значит «счёт лет»,
соответствует хаабу у майя) и ритуального 260-
дневного тональпоуалли(аст. tonalpohualli, что значит «счёт дней» или «счёт
судеб», соответствует цолькину у майя). Шиупоуалли и тональпоуалли
совпадали каждые 52 года, образуя так называемый «век», называвшийся
«Новым Огнём». Ацтеки верили, что в конце каждого такого 52-летнего
цикла миру угрожает опасность быть уничтоженным, поэтому начало нового
ознаменовывалось особыми торжествами. Сто «веков», в свою очередь,
составляли 5200-летнюю эру, называвшуюся «Солнцем». В соответствии с
этой системой в настоящий момент мы живём в пятой эре Четыре
землетрясения, «солнцем» которой является бог Тонатиу.
• Ацтеки считали, что оба календаря имеют божественное происхождение:
первый связывали с Кецалькоатлем, а второй — с Ошомоко и Сипактональ,
божествами астрологии и календарей.
• Календарный год начинался с первым появлением Плеяд над восточным
горизонтом перед самым восходом Солнца (см. гелиакический восход).
Гражданский календарь
• В основе гражданского, или сельскохозяйственного, календаря лежал
солнечный год. В соответствии с этим календарём ацтеки определяли даты и
продолжительность обрядов и церемоний, связанных с
сельскохозяйственными циклами. Календарь состоял из 18 месяцев по 20
дней. Пять дней составляли одну неделю. Чтобы год соответствовал
астрономическому, к нему прибавлялись немонтеми — пять пустых дней,
дополнительная неделя поста и воздержания.
• Проблема високосных годов решалась удвоением одного дня каждые четыре
года. Точную корреляцию с григорианским календарём установить не
удалось, но многие авторы сходятся во мнении, что начало ацтекского года
приходилось на первые дни февраля.
• Год шиупоуалли получал название, или в своём роде нумеровался, получая
одну из 52 комбинаций, состоящих из числа от 1 до 13 и четырёх символов
тональпоуалли (см. ниже): калли (дом), точтли (кролик), акатль (тростник),
текпатль (кремень). Например, Эрнан Кортес встретился с Монтесумой II в
день 8 Ветер в год 1 Тростник (или 8 ноября 1519 г.).
Священный календарь
Помимо гражданского календаря, ацтеки использовали священный
календарь тональпоуалли. Этот священный календарь был записан в «книге
дней» тоналаматль, которая представляла собой кодекс на коже или бумаге из
коры, на основе которого жрец тональпоуке вычислял гороскопы и
предсказывал благоприятные и неблагоприятные дни. Каждому дню
назначалась комбинация из числа от 1 до 13 и одного из двадцати знаковых
дней, таким образом у каждого дня в году было своё уникальное обозначение.
Всего таких комбинаций 260, что и дало в итоге 260-дневный священный год.
Год состоял из 20 недель по 13 дней, причём при наступлении нового дня к
дате прибавлялись единица и новый знак. Так, первая неделя начиналась в
день 1 Крокодил и заканчивалась в день 13 Тростник. После этого числа
повторялись, а знаки продолжали идти по порядку: вторая неделя начиналась
в 1 Ягуар и заканчивалась в 13 Череп и так далее. Только по прошествии
полных 260 дней (13×20) оба цикла чисел и знаков совпадали, снова повторяя
комбинацию 1 Крокодил.
Считалось, что каждым знаком управляет бог или богиня, также все они были
связаны со сторонами света (против часовой стрелки, начиная с востока,
откуда восходит солнце). Группа из тринадцати дней называется тресена
(trecena, от исп. trece — тринадцать). Каждая такая группа имела своего
покровителя среди божеств.
Священный календарь
Камень Солнца
Камень Солнца (исп. Piedra del Sol), также ошибочно называемый ацтекским
календарём, — монолитный базальтовый диск с символическим
изображением ацтекской космогонии и солнечного культа.
Монумент имеет 3,60 м в диаметре и 1,22 м в толщину и весит 24 тонны, в
настоящее время находится в экспозиции Национального музея
антропологии, Мехико.
Вероятно, представляет собой ритуальный сосуд куаушикалли или алтарь для
жертвоприношений темалакатль, изготовление которого не было закончено
из-за глубокого разлома. Однако, несмотря на это, камень, скорее всего,
использовался во время церемонии тлакашипеуалистли.
C другой стороны, на языке науатль камень назывался «Оллин Тонатиу»
(«движение Тонатиу» или «обращение Солнца»), что свидетельствует
о геоцентрических взглядах ацтеков, характерных для космологических
систем древних народов. Также содержит пиктографическое изображение
ацтекских представлений о времени.
Описание и объяснение
• Центральный диск
• В центре диска находится лицо солнечного бога Тонатиу с двумя руками-лапами в
браслетах, с глазами и бровями, так как ничто не может скрыться от его взгляда. В
каждой руке он держит человеческое сердце, его язык изображен в виде
кремнёвого ножа, что символизирует необходимость жертвоприношений для
непрерывности движения солнца.
• Четыре эры
• Четыре квадрата, окружающие божество, олицетворяют четыре солнца — четыре
эры, предшествовавшие теперешнему Пятому солнцу.
• В верхнем правом квадрате изображена первая эра Четыре Ягуар, которая
закончилась истреблением людей чудовищными ягуарами, появившимся из недр
земли. Представляет стихию земли.
• Слева находится эра Четыре Ветер, в конце которой налетели ураганы, а люди
превратились в обезьян. Представляет стихию воздуха.
• Под ней изображена эра Четыре Дождь, которая погибла в огненном дожде.
Представляет стихию огня.
• В нижнем правом квадрате находится эра Четыре Вода, закончившаяся тем, что
мир был затоплен и люди превратились в рыб. Представляет стихию воды.
• Стороны света
• Кроме того, на центральном диске между эрами изображены знаки сторон
света: север со знаком Один Кремень; юг со знаком Один Дождь; восток с
царским венцом и запад со знаком Семь Обезьяна. Указывающий на
восток — место рождения солнца — венец и знак кремня символизируют
верховную власть Теночтитлана и дату рождения Уицилопочтли, бога-
покровителя ацтеков.
• Первое кольцо
• Следующее кольцо представляет символическое изображение ацтекского
календаря, состоявшего из двух параллельных: священного и
гражданского. Против часовой стрелки
расположены пиктограммы двадцати дней священного календаря. Эти
двадцать дней в комбинации с тринадцатью числами
формировали ритуальный 260-дневный год (тональпоуалли). Также
добавлены пять точек, обозначающие пять дополнительных дней по
гражданскому календарю (шиупоуалли), который состоял из 18 периодов
по 20 дней. Таким образом, в итоге получается 365-
дневный гражданский год.
• Второе кольцо
• Второе кольцо состоит из квадратов с пятью точками, которые, видимо,
символизируют пять дней недели. Кроме того, восемь углов делят камень
на восемь частей. Считается, что это солнечные лучи, указывающие в
направлении сторон света.
Третье кольцо
На внешнем кольце камень опоясывают две огненные
змеи Шиукоатль лицом друг к другу (внизу). У одной лицо наполовину
чёрное, у другой красное, что символизирует дуальность — вечную
смену дня и ночи. Позади змеиных голов когтистые лапы с глазами,
повторяющие руки-лапы Тонатиу на центральном диске. Их тела
разделены на отрезки, которые, возможно, олицетворяют 52-летний
цикл.
В верхней части диска между хвостами змей находится квадрат,
внутри которого вырезана дата 13 Акатль (13 Тростник). Считается, что
эта дата соответствует 1479 году, когда была закончена работа над
монолитом, а именно во время правления Ашаякатля, по приказу
которого он и был изваян.
По самому краю камня вырезаны восемь отверстий, удаленных друг от
друга на равные расстояния. Возможно, что Камень Солнца также
служил в качестве солнечных часов: в отверстия могли вставляться
палки, тень от которых падала на символы диска и таким образом
отмечала время суток.