Презентация на тему "чередование звуков" (5 класс. русский язык)
Оценка 5

Презентация на тему "чередование звуков" (5 класс. русский язык)

Оценка 5
Презентации учебные
doc
русский язык
5 кл
31.03.2017
Презентация на тему "чередование звуков" (5 класс. русский язык)
УРОК Чередование звуков.doc
Урок  "Чередование звуков. Беглые гласные". Цель: научиться находить чередование гласных и согласных звуков, беглые гласные; научиться выделять корни с чередующимися согласными звуками, морфемы с беглыми гласными. План урока.  "Снежный ком". 1. Оргмомент. Психологический  настрой. 2. Разминка. 3. Проблемное задание, актуализация знаний, формулировка темы. 4. 5. Игра "Лингвистический биатлон" 6. Занимательная минутка. 7. Работа с беглыми гласными. 8. "Командная работа" (исследование). 9. Итог урока. Рефлексия. Награждение команд. Домашняя работа. Ход урока. 1. Оргмомент. Психологический настрой.   ­Здравствуйте,   ребята.   Давайте   знакомиться.   Меня   зовут   Новичкова Ольга Алексеевна,   и сегодня я проведу в вашем классе урок. Я попрошу написать ваши имена на листках и поставить   их на парту, чтобы я могла обратиться к вам по имени. Давайте подарим друг другу улыбку и начнем. (звучит спортивное приветствие). ­ Что это за музыка?  ­Как вы думаете, почему она звучит на сегодняшнем уроке? ­Может, кто­нибудь знает, какой сегодня день? (Сегодня День Зимних Видов Спорта). ­Какие зимние виды спорта вы знаете? А какие ассоциации у вас возникают со словом "спорт"? (спорт ­ бег ­ кросс ­ хоккей ­ соревнования ­ состязания и т.п.) ­Чем спортсмены похожи на учеников? ­Сегодня   на   нашем   уроке   тоже   будут   проходить   состязания,   только лингвистические.   Мы   будем   состязаться   и  друг   с  другом,  и   прежде   всего каждый   с   самим   собой,   т.к.   получение   новых   знаний   подобно   покорению спортивных вершин. Откройте тетради, запишите число. Пропустите строку для записи темы. 2. Разминка.  Итак. Проведем разминку перед стартом.  Снежками закидало экран. (Слайд.  Части слов. ПОД   СНЕЖ   НИК   И , ФЛАЖ   ОК,  ПРО  БЕЖ К  А) ­Составьте слова из этих частей. Как называются эти части? ­Что такое морфемика, что она изучает? Дайте определения приставке, корню, суффиксу и окончанию. 3.Проблемное задание, актуализация знаний, формулировка темы. СЛАЙД. Запишите как можно больше однокоренных слов к выделенным словам, выделите корни. ­В чем состоит различие в этих корнях? Они одинаковы? (Чередуются //ж).Почему мы знаем, что это все­таки один и тот же корень? ­Когда мы выделяем корень СНЕЖ в слове "СНЕЖИНКИ", мы знаем, что   слово   образовалось   от   "СНЕГ".   Происходит   чередование   звуков. Следовательно, на уроке мы будем изучать…(чередование звуков).  4. Игра "Снежный ком". ­   Что   происходит   с   маленьким   снежным   комочком,   если   его   долго катать? Так и мы, постепенно будем получать все больше информации. Записываем   ряд   однокоренных   слов,   выделяем   корни,   в   скобках указываем чередующиеся звуки. 5.   Игра   "лингвистический   биатлон".  На   экране   появляются   слова. Если  возможно  чередование, поднимаем черный кружок,  если  чередования нет ­ белый. Таскать Играть Дорога Учить Писк Уметь Солить Пекарь Лекарь Живот Ноги Тоска Пирог Рука Плечо Копить Копать Намокнуть Водить ­Кто   может   рассказать   об   истории   происхождения   названия   нашего поселка? (Лотошино ­ от слова "лотошник", т.е. человек, который с лотка продавал сыр и другую снедь). Какое чередование произошло? (к//ш) ­есть ли такой вариант в таблице? Почему? ­Это   исключение.   Таких   слов   очень   немного   в   нашем   языке.   Можете догадаться и назвать их? (рука­рушник, раек­раешник) Прочитайте стихотворение, найдите в нем слово с чередованием К//Ш. ­О каких чередующихся звуках мы говорили? (о согласных). Физкультминутка. Руки вверх ­ потянулись. Руки вниз ­ улыбнулись. Шаг вперед, шаг назад, Влево, вправо повернулись, Головой кивнули, Хлопнули в ладоши. И тихонько сели  С настроением хорошим. 6. Работа с беглыми гласными.  Назовите слова, в которых возможно чередование звуков. Спишите, подберите однокоренные слова, выделите корни. Измените слова, что происходит? С Чем чередуются эти звуки? ­В русском языке есть звуки, которые очень любят заниматься спортом.  Их любимый вид спорта ­ бег. Как только косвенный падеж дает команду  "Марш!", звуки О и Е тут же убегают из слова. Чередоваться с «нулём звука» могут только гласные «о», «е». Дело в  том, что в древности в нашем языке были не только обычные, но и краткие  гласные «о», «е» (Ъ ­ ер, Ь ­ ерек).   стсл. ­ ОТЬЦЪ (ОТЕЦ), ОВЬЦА (ОВЦА) и др. С течением времени эти звуки исчезли. На месте этих бывших кратких гласных и происходит чередование с  «нулём звука» («Ø»). Прочитайте стихотворение. Назовите слово, в котором происходит  чередование  гласного с нулем звука. Мы зиму ждали не напрасно: Морозным днем под небом ясным Все будущие чемпионы Торопятся на стадионы. И для тебя, и для меня Уже проложена лыжня. Весь день катанью посвятим, В соревнованьях победим! 7. Командная игра.  ­Какие   командные   виды   спорта   вы   знаете?   Что   нужно   делать,   чтобы команда работала слаженно? Работа   в   группах.   В   стихотворении   выделит   морфемы,   провести исследование. Затем рассказать о работе, сделав выводы. (СМ. приложение). 8. Итог урока. Составление кластера по теме.  Что изучали?  Какие звуки чередуются?   Почему беглые гласные так называются? В каких морфемах есть беглые гласные? Домашнее задание. 

Презентация на тему "чередование звуков" (5 класс. русский язык)

Презентация на тему "чередование звуков" (5 класс. русский язык)

Презентация на тему "чередование звуков" (5 класс. русский язык)

Презентация на тему "чередование звуков" (5 класс. русский язык)

Презентация на тему "чередование звуков" (5 класс. русский язык)

Презентация на тему "чередование звуков" (5 класс. русский язык)

Презентация на тему "чередование звуков" (5 класс. русский язык)

Презентация на тему "чередование звуков" (5 класс. русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017