Презентация на тему "Диагностика в работе социального педагога в образовательном учреждении" представляет диагностические материалы для успешной диагностики несовершеннолетних и их родителей. Уровня развития отношений в семье, отношения между несовершеннолетними, уровень тревожности, факты жестокого обращения в семье, тип воспитания и отношения к школе.
"Чтобы воспитать
человека во всех
отношениях, нужно
знать его во всех
отношениях.»-
Ушинский
К.Д.
Диагностика (с греческого dia – после,
через и gnosis - знание т.е. способный
распознавать) – это оценочная
процедура, направленная на прояснение
ситуации, выявление истинного уровня
воспитанности.
Диагноз – это определение состояния
объекта.
Виды диагностик:
Медицинская
диагностика
Психологическая
диагностика
Социальная
диагностика
Педагогическая
диагностика
Социально-педагогическая
диагностика
1. Медицинская диагностика –
процесс установления медицинского диагноза,
т.е. заключения о характере и существе болезни
пациента на основе принятой классификации.
Социального педагога диагноз будет
интересовать с точки зрения психосоциальных и
педагогических аспектов.
2. Психологическая диагностика
(психодиагностика) выявление
индивидуально-психологических свойств
личности.
Её целью является установление
психологического диагноза как заключение об
актуальном состоянии психологических
особенностей личности и прогнозе их
дальнейшего развития.
Диагностический минимум:
1 класс – Пакет методик на готовность,
проективные методики,
мотивационная анкета (Лусканова);
4 класс – Мотивационная анкета (Лусканова),
интеллектуальный тест, тест тревожности
(Филипс),
5 класс - Мотивационная анкета, тест тревожности
(Филипс), психологический климат класса;
8 класс – Мотивационная анкета, личностный
опросник
(Р.Кеттела), психологический климат
класса;
10 класс – профориентационный тест,
психологический климат класса,
тревожность (Кандаш)
Психодиагностические
признаки:
• низкая познавательная активность и
личностная незрелость;
• низкий уровень самоконтроля и
самоорганизации в деятельности и поведении;
• повышенный интерес к ситуациям,
включающим жестокость и агрессию;
• немотивированность, неадекватность
поведения;
• отрицательное отношение к учению, к
школе, побеги из дома;
• сохранение инфантильности, слабоволие;
• раннее половое развитие;
3. Социальная диагностика – это
комплексный подход выявления и изучения
причинно-следственных связей и
взаимоотношений в обществе,
характеризующих его социально-
экономические, культурно-правовые,
нравственно-психологические, медико-
биологические и санитарно-экологические
состояния.
социального диагноза, т. е. определение
проблем людей и условий, необходимых для
дифференцированной помощи.
Её целью является постановка
Какие сложности присущи отношениям между
лицами, входящими в семью (другую социальную
группу)?
Существуют ли проблемы среди членов семьи?
Насколько эффективны (неэффективны) формы
общения?
Каковы основные возможности для реализации сути
формальных и неформальных ролей каждого
участника семьи?
Кто из окружения подопечного принимает значимые
решения, каковы их последствия?
Каковы основные конфликты, касающиеся
подопечного, какие меры принимаются для их
разрешения?
4. Педагогическая диагностика – это
изучение личности, индивидуального и
дифференцированного подхода в процессе
обучения и воспитания для более эффективной
реализации его основных функций.
Наблюдение
Анализ документации
Анкетирование
Тестирование
изучение личности должно быть направлено на
поиск резервов личности, ее нераскрытых
возможностей;
диагностика не должна быть самоцелью, а должна
носить стимулирующий характер;
изучение личности необходимо осуществлять в
процессе деятельности и общения;
личность изучается не изолированно, а в контексте
социальных отношений;
нельзя делать выводы о личности только на основе
одного диагностического метода.
5. Социально-педагогическая
диагностика – это специально организованный
процесс познания, в котором происходит сбор
информации о влиянии на личность и социум
социально-психологических, педагогических,
экологических и социологических факторов в
целях повышения эффективности
педагогических факторов.
Опросник А.Басса и А.Дарк
Качества: все виды агрессии.
Модификация теста Розенцвейга
Качества: фрустрация.
Тест «Конфликтная ли вы личность?»
Качества: конфликтность.
Тест – опросник Шмишека
Качества: акцентуация.
Тест школьной тревожности.
Качества: тревожность.
Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги
(опросник Спилберга)
Качества: тревожность.
Шкала одиночества (Д.Рассе, Л.Пепо, М.Фергюсон)
Качества: социальная изоляция, депрессия, скука.
1.Определение цели и задач исследования.
2.Подбор критериев и показателей для
определения результативности изучаемого
явления.
3.Выбор методик изучения.
4.Подготовка диагностического
инструментария.
5.Обработка и интерпретация результатов
исследования.