"Дорога жизни" — единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, связывавшая во время Великой Отечественной войны с сентября 1941 года по март 1943 года осажденный немцами Ленинград (ныне Санкт-Петербург) с тылом страны. Проходила через Ладожское озеро.
В навигационные периоды перевозки по "Дороге жизни" производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-западного речного пароходства, в ледостав — по ледовой дороге на автотранспорте, далее до Ленинграда по железной дороге.
Ленинград был полностью взят фашистами в кольцо 8 сентября 1941 года, когда гитлеровцы перерезали все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации. В блокированном городе оказалось более 2,5 миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей.
Воздушный мост между Большой землей и осажденным городом лишь в незначительной степени удовлетворял его потребности в продовольствии и других нужных товарах.
Единственным путем, по которому можно было доставлять грузы в Ленинград в больших объемах и эвакуировать людей из осажденного города, оказалось Ладожское озеро, юго-западное и юго-восточное побережья которого оставались в руках советских войск.
Высокие волны, вызываемые ветреной штормовой погодой, издавна делали озеро опасным для судоходства. С момента основания Санкт-Петербурга строились водные пути для его обхода при перевозке. Поэтому на берегах Ладоги не было ни пристаней, ни пирсов.
В сентябре и октябре 1941 года в ускоренном темпе были проведены работы по обустройству гаваней, углублению дна, строительству узкоколейных железнодорожных путей, складов, землянок. По подводным кабелям была налажена телефонная и телеграфная связь.
Для связи с Ленинградом была произведена реконструкция малодеятельной тупиковой Ириновской линии, по которой до войны ходили 3-4 пары пригородных паровых поездов. В 1941 году эта линия стала единственной дорогой из осажденного Ленинграда, она превратилась в важную магистраль, а глухая маленькая станция "Ладожское озеро" — в большой железнодорожный узел с примыкающим к нему озерно-речным портом. На станции "Ладожское озеро" число путей увеличилось с четырех до более чем двадцати.
12 сентября 1941 года в осажденный Ленинград прибыл первый конвой судов, доставивший 800 тонн зерна и 60 тонн боеприпасов. За короткую, но очень трудную осеннюю навигацию 1941 года на западный берег Ладожского озера было доставлено около 60 тысяч тонн различных грузов, из них 45 тысяч тонн продовольствия. Из города эвакуировали 33,5 тысячи мирных жителей и раненых. Перевозки происходили в условиях непрерывных налетов немецкой авиации с берега, расположенного всего в 25-30 километрах от трассы.
С началом зимы и ледостава водная коммуникация перестала действовать. В этих условиях единственный выход из положения состоял в строительстве зимней дороги по льду Ладожского озера. Еще задолго до наступления зимы автодорожный отдел Управления тыла Ленинградского фронта, которому было поручено сооружение этой дороги, проделал совместно с учеными Гидрологического института большую подготовительную работу по изучению ледового режима Ладоги и проектированию трасс ледового пути.
Полученные данные легли в основу проекта трассы, получившей официальное название — Военно-автомобильная дорога №101 (№102), но жители осажденного Ленинграда дали ей другое название — "Дорога жизни". Трасса общей протяженностью свыше 30 километров проходила от мыса Осиновец (деревни Ваганово и Коккорево), через острова Зеленцы, с разветвлением на села Кобона и Лаврово.
Дорогу прокладывали по принципу наименьших глубин — там лед прорывался реже.
Первый конно-транспортный батальон отправился по ней 21 ноября 1941 года. Он привез в город 63 тонны муки. 22 ноября колонна из 60 автомобилей со стороны осажденного Ленинграда впервые пересекла по льду Ладожское озеро. На следующий день они вернулись в город с продовольствием. Ледовый покров был настолько хрупким, что двухтонный грузовик вез лишь 2-3 мешка продовольствия. Тем не менее, тем рейсом удалось перевезти 33 тонны продовольствия.
Ввиду интенсивного движения по еще недостаточно окрепшему льду несколько раз дорогу приходилось переносить на новое место. За первый месяц дорога переводилась четыре раза, а отдельные ее участки — еще чаще. Кроме того, трасса находилась под постоянным обстрелом и бомбежкой немецкой артиллерии и авиации, а суровый нрав Ладоги вносил дополнительные коррективы в работу. С конца ноября начались необычайно сильные морозы. Дул свирепый северный ветер, метель заметала дорогу. В этих условиях водители часто теряли ориентировку. В результате, только 29 ноября 1941 года было потеряно 52 автомашины (к 1 февраля 1942 года на льду Ладожского озера затонуло 327 автомашин).
Однако, не обращая внимания на тяжелую погодную обстановку, обстрелы и переутомление, водители старались за сутки совершить две поездки. Речь шла о жизни и смерти сотен тысяч людей. Лозунг тех дней гласил — "Каждые два рейса обеспечивают 10500 ленинградских жителей. Борись за два рейса". Некоторые шоферы успевали сделать даже три рейса.
В отдельные периоды на "Дороге жизни" работало до четырех тысяч автомобилей. Чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть, шоферы при езде на трассе часто не закрывали двери.
На дороге работали несколько тысяч, а по некоторым данным, десятки тысяч человек. Кроме водителей и механиков, это и те, кто прокладывал путь и занимался разведкой льда, и регулировщики, которые отправляли колонны наиболее безопасными маршрутами. Каждый день они подвергали опасности свои жизни.
С января 1942 года движение по трассе стало более упорядоченным. Дорога представляла собой сложнейшее инженерное сооружение. Ее строители изготавливали дорожные знаки, строили базы, склады, обогревательные и медицинские пункты, мастерские, телефонные и телеграфные станции, пункты питания и технической помощи, приспосабливали разнообразные средства маскировки.
Охрана и оборона "Дороги жизни" осуществлялась стрелковыми частями, расположенными по берегам озера и вдоль трассы, бригадами морской пехоты, а также авиационными и зенитными частями Ленинградского фронта, Войск ПВО страны, Балтийского флота и Ладожской военной флотилии, объединенных в Ладожский район ПВО. От налетов немецкой авиации Ладожскую ледовую трассу защищали малокалиберные зенитные батареи (установить больший калибр не позволял вес орудий, которые после выстрела проваливались под лед). Они вместе с зенитными пулеметами в шахматном порядке были расставлены по обе стороны дороги.
Наземную охрану осуществлял специально сформированный стрелковый полк, бойцы которого располагались на льду Ладожского озера, в 8-12 километрах от берега, занятого противником. Были созданы две оборонительные полосы с дотами и снежно-ледяными окопами. Перед передним краем были установлены сотни фугасов натяжного действия и несколько тысяч противопехотных мин.
В первую и самую страшную блокадную зиму ледовая дорога функционировала 152 дня, до 24 апреля 1942 года, когда колеса грузовиков стали проваливаться под талый лед. За это время было перевезено более 360 тонн различных грузов, переправлены с полным вооружением шесть стрелковых дивизий и танковая бригада. Одновременно из Ленинграда были эвакуированы около 540 тысяч человек, около 3700 вагонов промышленного оборудования и другого имущества.
В навигацию 1942 года была завершена массовая эвакуация населения Ленинграда. С 19 декабря 1942 года возобновила работу автомобильная дорога по льду Ладожского озера, которая действовала до 30 марта 1943 года (101 день).
Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по "Дороги жизни" за весь период ее действия, составило свыше 1615 тысяч тонн; за это же время из города было эвакуировано около 1376 тысяч человек. Для подачи в Ленинград нефтепродуктов по дну озера был проложен Ладожский трубопровод.
Никто не знает, сколько людей погибло на "Дороге жизни" — от обстрелов или на тонком льду. Машины — легендарные "полуторки" ГАЗ — доставали со дна озера еще несколько десятилетий после окончания войны. Теперь бронзовая копия такой машины стоит на берегу Ладожского озера как памятник подвигу, который изо дня в день совершали обычные люди на военно-автомобильной дороге №101.
Память о массовом героизме советских людей, обеспечивших движение по "Дороге жизни", увековечена в памятниках и мемориальных ансамблях, входящих в "Зеленый пояс Славы". Центральное место среди них занимают архитектурно-скульптурная композиция "Разорванное кольцо", ансамбль "Румболовская гора", памятник "Цветок жизни". На протяжении наземной части трассы установлено 45 мемориальных километровых столбов. В 1972 году в поселке Осиновец на западном берегу Ладожского озера открыт Музей "Дорога жизни" (филиал Центрального военно-морского музея). В 1974 году на станции "Ладожское озеро" близ Осиновца был сооружен мемориальный вокзал-памятник."Дорога жизни" — единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, связывавшая во время Великой Отечественной войны с сентября 1941 года по март 1943 года осажденный немцами Ленинград (ныне Санкт-Петербург) с тылом страны. Проходила через Ладожское озеро.
В навигационные периоды перевозки по "Дороге жизни" производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-западного речного пароходства, в ледостав — по ледовой дороге на автотранспорте, далее до Ленинграда по железной дороге.
Ленинград был полностью взят фашистами в кольцо 8 сентября 1941 года, когда гитлеровцы перерезали все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации. В блокированном городе оказалось более 2,5 миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей.
Воздушный мост между Большой землей и осажденным городом лишь в незначительной степени удовлетворял его потребности в продовольствии и других нужных товарах.
Единственным путем, по которому можно было доставлять грузы в Ленинград в больших объемах и эвакуировать людей из осажденного города, оказалось Ладожское озеро, юго-западное и юго-восточное побережья которого оставались в руках советских войск.
Высокие волны, вызываемые ветреной штормовой погодой, издавна делали озеро опасным для судоходства. С момента основания Санкт-Петербурга строились водные пути для его обхода при перевозке. Поэтому на берегах Ладоги не было ни пристаней, ни пирсов.
В сентябре и октябре 1941 года в ускоренном темпе были проведены работы по обустройству гаваней, углублению дна, строительству узкоколейных железнодорожных путей, складов, землянок. По подводным кабелям была налажена телефонная и телеграфная связь.
Для связи с Ленинградом была произведена реконструкция малодеятельной тупиковой Ириновской линии, по которой до войны ходили 3-4 пары пригородных паровых поездов. В 1941 году эта линия стала единственной дорогой из осажденного Ленинграда, она превратилась в важную магистраль, а глухая маленькая станция "Ладожское озеро" — в большой железнодорожный узел с примыкающим к нему озерно-речным портом. На станции "Ладожское озеро" число путей увеличилось с четырех до более чем двадцати.
12 сентября 1941 года в осажденный Ленинград прибыл первый конвой судов, доставивший 800 тонн зерна и 60 тонн боеприпасов. За короткую, но очень трудную осеннюю навигацию 1941 года на западный берег Ладожского озера было доставлено около 60 тысяч тонн различных грузов, из них 45 тысяч тонн продовольствия. Из города эвакуировали 33,5 тысячи мирных жителей и раненых. Перевозки происходили в условиях непрерывных налетов немецкой авиации с берега, расположенного всего в 25-30 километрах от трассы.
С началом зимы и ледостава водная коммуникация перестала действовать. В этих условиях единственный выход из положения состоял в строительстве зимней дороги по льду Ладожского озера. Еще задолго до наступления зимы автодорожный отдел Управления тыла Ленинградского фронта, которому было поручено сооружение этой дороги, проделал совместно с учеными Гидрологического института большую подготовительную работу по изучению ледового режима Ладоги и проектированию трасс ледового пути.
Полученные данные легли в основу проекта трассы, получившей официальное название — Военно-автомобильная дорога №101 (№102), но жители осажденного Ленинграда дали ей другое название — "Дорога жизни". Трасса общей протяженностью свыше 30 километров проходила от мыса Осиновец (деревни Ваганово и Коккорево), через острова Зеленцы, с разветвлением на села Кобона и Лаврово.
Дорогу прокладывали по принципу наименьших глубин — там лед прорывался реже.
Первый конно-транспортный батальон отправился по ней 21 ноября 1941 года. Он привез в город 63 тонны муки. 22 ноября колонна из 60 автомобилей со стороны осажденного Ленинграда впервые пересекла по льду Ладожское озеро. На следующий день они вернулись в город с продовольствием. Ледовый покров был настолько хрупким, что двухтонный грузовик вез лишь 2-3 мешка продовольствия. Тем не менее, тем рейсом удалось перевезти 33 тонны продовольствия.
Ввиду интенсивного движения по еще недостаточно окрепшему льду несколько раз дорогу приходилось переносить на новое место. За первый месяц дорога переводилась четыре раза, а отдельные ее участки — еще чаще. Кроме того, трасса находилась под постоянным обстрелом и бомбежкой немецкой артиллерии и авиации, а суровый нрав Ладоги вносил дополнительные коррективы в работу. С конца ноября начались необычайно сильные морозы. Дул свирепый северный ветер, метель заметала дорогу. В этих условиях водители часто теряли ориентировку. В результате, только 29 ноября 1941 года было потеряно 52 автомашины (к 1 февраля 1942 года на льду Ладожского озера затонуло 327 автомашин).
Однако, не обращая внимания на тяжелую погодную обстановку, обстрелы и переутомление, водители старались за сутки совершить две поездки. Речь шла о жизни и смерти сотен тысяч людей. Лозунг тех дней гласил — "Каждые два рейса обеспечивают 10500 ленинградских жителей. Борись за два рейса". Некоторые шоферы успевали сделать даже три рейса.
В отдельные периоды на "Дороге жизни" работало до четырех тысяч автомобилей. Чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть, шоферы при езде на трассе часто не закрывали двери.
На дороге работали несколько тысяч, а по некоторым данным, десятки тысяч человек. Кроме водителей и механиков, это и те, кто прокладывал путь и занимался разведкой льда, и регулировщики, которые отправляли колонны наиболее безопасными маршрутами. Каждый день они подвергали опасности свои жизни.
С января 1942 года движение по трассе стало более упорядоченным. Дорога представляла собой сложнейшее инженерное сооружение. Ее строители изготавливали дорожные знаки, строили базы, склады, обогревательные и медицинские пункты, мастерские, телефонные и телеграфные станции, пункты питания и технической помощи, приспосабливали разнообразные средства маскировки.
Охрана и оборона "Дороги жизни" осуществлялась стрелковыми частями, расположенными по берегам озера и вдоль трассы, бригадами морской пехоты, а также авиационными и зенитными частями Ленинградского фронта, Войск ПВО страны, Балтийского флота и Ладожской военной флотилии, объединенных в Ладожский район ПВО. От налетов немецкой авиации Ладожскую ледовую трассу защищали малокалиберные зенитные батареи (установить больший калибр не позволял вес орудий, которые после выстрела проваливались под лед). Они вместе с зенитными пулеметами в шахматном порядке были расставлены по обе стороны дороги.
Наземную охрану осуществлял специально сформированный стрелковый полк, бойцы которого располагались на льду Ладожского озера, в 8-12 километрах от берега, занятого противником. Были созданы две оборонительные полосы с дотами и снежно-ледяными окопами. Перед передним краем были установлены сотни фугасов натяжного действия и несколько тысяч противопехотных мин.
В первую и самую страшную блокадную зиму ледовая дорога функционировала 152 дня, до 24 апреля 1942 года, когда колеса грузовиков стали проваливаться под талый лед. За это время было перевезено более 360 тонн различных грузов, переправлены с полным вооружением шесть стрелковых дивизий и танковая бригада. Одновременно из Ленинграда были эвакуированы около 540 тысяч человек, около 3700 вагонов промышленного оборудования и другого имущества.
В навигацию 1942 года была завершена массовая эвакуация населения Ленинграда. С 19 декабря 1942 года возобновила работу автомобильная дорога по льду Ладожского озера, которая действовала до 30 марта 1943 года (101 день).
Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по "Дороги жизни" за весь период ее действия, составило свыше 1615 тысяч тонн; за это же время из города было эвакуировано около 1376 тысяч человек. Для подачи в Ленинград нефтепродуктов по дну озера был проложен Ладожский трубопровод.
Никто не знает, сколько людей погибло на "Дороге жизни" — от обстрелов или на тонком льду. Машины — легендарные "полуторки" ГАЗ — доставали со дна озера еще несколько десятилетий после окончания войны. Теперь бронзовая копия такой машины стоит на берегу Ладожского озера как памятник подвигу, который изо дня в день совершали обычные люди на военно-автомобильной дороге №101.
Память о массовом героизме советских людей, обеспечивших движение по "Дороге жизни", увековечена в памятниках и мемориальных ансамблях, входящих в "Зеленый пояс Славы". Центральное место среди них занимают архитектурно-скульптурная композиция "Разорванное кольцо", ансамбль "Румболовская гора", памятник "Цветок жизни". На протяжении наземной части трассы установлено 45 мемориальных километровых столбов. В 1972 году в поселке Осиновец на западном берегу Ладожского озера открыт Музей "Дорога жизни" (филиал Центрального военно-морского музея). В 1974 году на станции "Ладожское озеро" близ Осиновца был сооружен мемориальный вокзал-памятник.
Презентация Microsoft PowerPoint.ppt
Презентация на тему "Дорога жизни"; 1- 6 класс
Тема:
Тема:
«Дорога жизни»
«Дорога жизни»
Презентация на тему "Дорога жизни"; 1- 6 класс
Дорога жизни во время Великой Отечественной войны
во время Великой Отечественной войны
Дорога жизни
единственная транспортная магистраль через
единственная транспортная магистраль через
Ладожское озеро. В периоды навигации по воде,
Ладожское озеро. В периоды навигации по воде,
зимой по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по
зимой по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по
март 1943 года блокадный Ленинград со страной.
март 1943 года блокадный Ленинград со страной.
Автодорога, проложенная по льду, часто называется
Автодорога, проложенная по льду, часто называется
Ледовой дорогой жизни.
Ледовой дорогой жизни.
Презентация на тему "Дорога жизни"; 1- 6 класс
Была надежда, что на Ладожском озере установится лед, и
Была надежда, что на Ладожском озере установится лед, и
привезут продукты. Осенью на Ладоге изза штормов движение
привезут продукты. Осенью на Ладоге изза штормов движение
судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в
судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в
обход ледяных полей до декабря 1941г., некоторое количество
обход ледяных полей до декабря 1941г., некоторое количество
продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на
продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на
Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были
Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были
вновь сокращены. 22 ноября началось движение автомашин по
вновь сокращены. 22 ноября началось движение автомашин по
ледовой дороге. Чтобы не допустить провала машин под хрупкий
ледовой дороге. Чтобы не допустить провала машин под хрупкий
лед, к ним прикрепляли на буксире сани это уменьшало
лед, к ним прикрепляли на буксире сани это уменьшало
давление на лед и позволяло загрузить больше продуктов.
давление на лед и позволяло загрузить больше продуктов.
Презентация на тему "Дорога жизни"; 1- 6 класс
В первую блокадную зиму ледовая дорога действовала до 24
апреля 1942 года, последний рейс машины делали уже по ступицы в
воде, местами их приходилось разгружать и переносить груз
вручную. За это время из Ленинграда для фронта и флота
поступило около 32 тыс. тонн боеприпасов.
Презентация на тему "Дорога жизни"; 1- 6 класс
В январе 1942 года движение по зимней дороге уже было
В январе 1942 года движение по зимней дороге уже было
постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не
постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не
удалось остановить движение. Ленинграду помогала вся
удалось остановить движение. Ленинграду помогала вся
страна поездам с продовольствием для Ленинграда давали
страна поездам с продовольствием для Ленинграда давали
"зеленую улицу". Зимой началась эвакуация населения. В
"зеленую улицу". Зимой началась эвакуация населения. В
мороз, под ледяным ветром истощенных людей перевозили на
мороз, под ледяным ветром истощенных людей перевозили на
Большую землю. Первыми вывозили женщин, детей, больных,
Большую землю. Первыми вывозили женщин, детей, больных,
стариков. Всего по "Дороге жизни" эвакуировали около
стариков. Всего по "Дороге жизни" эвакуировали около
миллиона человек.
миллиона человек.
Презентация на тему "Дорога жизни"; 1- 6 класс
Рано утром 25 декабря, кода открылись булочные, горожане,
Рано утром 25 декабря, кода открылись булочные, горожане,
стоявшие в очередях у их дверей, еще не знали о прибавке.
стоявшие в очередях у их дверей, еще не знали о прибавке.
Они получили её неожиданно. Многие женщины и дети
Они получили её неожиданно. Многие женщины и дети
плакали от радости. Еще 75 граммов хлеба, в общем то
плакали от радости. Еще 75 граммов хлеба, в общем то
крохотный кусочек, который легко сжать в кулаке. В блокадную
крохотный кусочек, который легко сжать в кулаке. В блокадную
пору он был бесценен. Он давал людям надежду на спасение
пору он был бесценен. Он давал людям надежду на спасение
от голодной смерти, на то, что их близкие и они сами будут
от голодной смерти, на то, что их близкие и они сами будут
жить.
жить.
Презентация на тему "Дорога жизни"; 1- 6 класс
Нормы выдачи хлеба
Нормы выдачи хлеба
Презентация на тему "Дорога жизни"; 1- 6 класс
Всего на Дороге жизни установлено
Всего на Дороге жизни установлено
7 монументов,
7 монументов,
46 памятных столбов вдоль шоссе
46 памятных столбов вдоль шоссе
и 56 столбов вдоль железной дороги.
и 56 столбов вдоль железной дороги.
Зеленый пояс Славы..
Все эти сооружения входят в Зеленый пояс Славы
Все эти сооружения входят в
Презентация на тему "Дорога жизни"; 1- 6 класс
«Цветок жизни»
«Цветок жизни»
Бетонный памятник возвышается на высоком берегу
Бетонный памятник возвышается на высоком берегу
небольшой речки Лубьи. Он поставлен здесь в память о
небольшой речки Лубьи. Он поставлен здесь в память о
юных ленинградцах, заплативших своими невинными
юных ленинградцах, заплативших своими невинными
жизнями за чьито вселенские амбиции, глупость и
жизнями за чьито вселенские амбиции, глупость и
упрямство.
упрямство.
Презентация на тему "Дорога жизни"; 1- 6 класс
«Дневник Тани Савичевой»
«Дневник Тани Савичевой»
Женя умерла 28 дек. в 12.30 час. утра 1941 г.
Женя умерла 28 дек. в 12.30 час. утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.
Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.
Лека умер 17 марта в 5 час. утр. 1942 г.
Лека умер 17 марта в 5 час. утр. 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночь 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночь 1942 г.
Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942.
Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942.
Таня умерла уже в эвакуации, под Нижним Новгородом, в июле 1944 года. Она
Таня умерла уже в эвакуации, под Нижним Новгородом, в июле 1944 года. Она
Смогла пережить блокаду, но не смогла выжить...
Смогла пережить блокаду, но не смогла выжить...
Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942.
Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942.
Савичевы умерли.
Савичевы умерли.
Осталась одна Таня.
Осталась одна Таня.
Презентация на тему "Дорога жизни"; 1- 6 класс
«Разорванное кольцо»
«Разорванное кольцо»
Потомок знай! В суровые года
Потомок знай! В суровые года
Верны народу, долгу и Отчизне,
Верны народу, долгу и Отчизне,
Через торосы Ладожского льда
Через торосы Ладожского льда
Отсюда мы вели Дорогу жизни.
Отсюда мы вели Дорогу жизни.
Чтоб жизнь не умирала никогда.
Чтоб жизнь не умирала никогда.
Две железобетонные арки (вес 32 тонны, высота 7 метров)
Две железобетонные арки (вес 32 тонны, высота 7 метров)
символизируют кольцо блокады, разрыв между ними — Дорогу жизни. На
символизируют кольцо блокады, разрыв между ними — Дорогу жизни. На
площадке под арками в бетоне — следы протектора машин. Рядом с
площадке под арками в бетоне — следы протектора машин. Рядом с
мемориалом также расположены два железобетонных шара,
мемориалом также расположены два железобетонных шара,
имитирующих прожектора, а также зенитное орудие калибра 45 мм.
имитирующих прожектора, а также зенитное орудие калибра 45 мм.
Презентация на тему "Дорога жизни"; 1- 6 класс
«Катюша»
«Катюша»
Мемориал представляет собой
Мемориал представляет собой
пять 14метровых стальных
пять 14метровых стальных
балок, установленных на
балок, установленных на
бетонном основании под углом к
бетонном основании под углом к
горизонту и символизирующих
горизонту и символизирующих
знаменитую реактивную
знаменитую реактивную
установку.
установку.
Надпись на гранитной стене
Надпись на гранитной стене
гласит:
гласит:
«1941—1943 Эти грозные годы
«1941—1943 Эти грозные годы
запомни
запомни
Здесь проходила Дорога
Здесь проходила Дорога
ЖизниЖизни
Мужеством храбрых спасен
Мужеством храбрых спасен
Ленинград
Ленинград
Павшим героям бессмертная
Павшим героям бессмертная
слава»
слава»
Презентация на тему "Дорога жизни"; 1- 6 класс
«Осиновецкий маяк»
«Осиновецкий маяк»
В этом месте на побережье
В этом месте на побережье
Ладожского озера суда
Ладожского озера суда
никогда не приставали – это
никогда не приставали – это
считалось невозможным. Но
считалось невозможным. Но
для спасения города
для спасения города
возможным становилось все
возможным становилось все
– и сюда подходили
– и сюда подходили
груженные зерном баржи.
груженные зерном баржи.
Плавание это было особо
Плавание это было особо
опасным – не только
опасным – не только
немецкие самолеты и
немецкие самолеты и
артиллерия, свирепствовала
артиллерия, свирепствовала
сама стихия: только в одну
сама стихия: только в одну
ночь с 16 на 17 сентября, на
ночь с 16 на 17 сентября, на
разбитых штормом баржах,
разбитых штормом баржах,
погибло свыше 1000 человек.
погибло свыше 1000 человек.
Тонули корабли, гибли люди,
Тонули корабли, гибли люди,
но перевозки не
но перевозки не
прекращались.
прекращались.
Презентация на тему "Дорога жизни"; 1- 6 класс
«Малая Дорога жизни»
«Малая Дорога жизни»
Начиналась Малая дорога жизни от станции
Начиналась Малая дорога жизни от станции
Бронка, что рядом с Ораниенбаумом
Бронка, что рядом с Ораниенбаумом
(Ломоносов), по льду через Кронштадт
(Ломоносов), по льду через Кронштадт
дорога вела к Лисьему Носу и Горской.
дорога вела к Лисьему Носу и Горской.
Презентация на тему "Дорога жизни"; 1- 6 класс
«Ржевский коридор»
«Ржевский коридор»
Мемориальная трасса,
Мемориальная трасса,
памятник Героической
памятник Героической
обороны Ленинграда.
обороны Ленинграда.
Презентация на тему "Дорога жизни"; 1- 6 класс
«Дорога жизни»
«Дорога жизни»
Памятный километровый
Памятный километровый
знак на
знак на
железнодорожном
железнодорожном
перегоне Кушелевка
перегоне Кушелевка
Пискарёвка, у
Пискарёвка, у
Богословского
Богословского
кладбища.
кладбища.
Презентация на тему "Дорога жизни"; 1- 6 класс
«Памятник – паровоз»
«Памятник – паровоз»
Памятникпаровоз, работавший на Дороге
Памятникпаровоз, работавший на Дороге
жизни, установлен на железнодорожной
жизни, установлен на железнодорожной
станции Ладожское озеро (1974, архитектор
станции Ладожское озеро (1974, архитектор
В. И. Кузнецов).
В. И. Кузнецов).
Презентация на тему "Дорога жизни"; 1- 6 класс
Памятникавтомашина
Памятникавтомашина
«Легендарная полуторка»
«Легендарная полуторка»
Памятникавтомашина «Легендарная
Памятникавтомашина «Легендарная
полуторка» на 103 км Петрозаводского
полуторка» на 103 км Петрозаводского
шоссе, у развилки на Войбокало (1974,
шоссе, у развилки на Войбокало (1974,
архитектор А.Д.Левенков).
архитектор А.Д.Левенков).
Презентация на тему "Дорога жизни"; 1- 6 класс
«Румболовская гора»
«Румболовская гора»
уу
ау — мемориал
уу
ау
— мемориал
Р мболовская гор
Р мболовская гор
в составе Зеленого пояса Славы.
в составе Зеленого пояса Славы.
Сооружён в 1967 году.
Сооружён в 1967 году.
Памятник выполнен в виде
Памятник выполнен в виде
металлических листьев дуба и лавра,
металлических листьев дуба и лавра,
которые символизируют жизнь и
которые символизируют жизнь и
славу, а жёлудь перед ними — новую
славу, а жёлудь перед ними — новую
жизнь.
жизнь.
Рядом с памятником находится стела с
Рядом с памятником находится стела с
изображениями грузовых машин и
изображениями грузовых машин и
текстом стихотворения:
текстом стихотворения:
Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
Ещё не знают на земле
страшней и радостней дороги
страшней и радостней дороги
О.Ф.Берггольц
О.Ф.Берггольц
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.