Задачи:
Проанализировать систему работы школы с родителями.
Определить основные формы взаимодействия семьи и школы по воспитанию ребенка.
Наметить пути и способы повышения качества подготовки классных и общешкольных родительских собраний.
Отработать умение находить выход из кризисной ситуации во взаимодействии «ученик-учитель-родитель».
Педагогика должна стать наукой для
всех – и для учителей, и для
родителей…Какими бы прекрасными
ни были наши учреждения, самыми
главными «мастерами»,
формирующими разум, мысли детей,
являются мать и отец.
Поэтому нам, учителям, прежде всего необходимо заботиться о
повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении.
В. А. Сухомлинский.
Задачи воспитательной работы:
От воспитания любви к родной школе, к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.
Развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами.
Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознания здоровья как одной из главных жизненных ценностей.
Формирование потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире.
Семья – это одна из основных ценностей, признаваемых обществом во все времена.
Семейное воспитание – это фундамент, на котором строится сам процесс развития ребенка, его вхождение в общество, принятие этого мира. Именно от семьи зависит, как ребенок будет воспринимать этот мир: принимать его или отвергать его, зависит и то, каким он будет гражданином, семьянином. Семья – это источник формирования нравственной культуры ребенка, его социальных установок.
Ведущая идея:
В единых усилиях педагогов и родителей должно происходить формирование всесторонне развитых, высокообразованных, духовно богатых, нравственно чистых, физически совершенных людей.
Моя профессия
Да | Нет | Иногда | |
1.Вы всегда мечтали о профессии учителя? | 78% | 13% | 4% |
2.Вы случайно стали учителем? | 4% | 96% | 0% |
3.При возможности вы поменяли бы свою профессию? | 39% | 48% | 13% |
4.Вы считаете, что профессия учителя одна из главных? | 91% | 0% | 9% |
5.Вы с радостью идете на работу в школу? | 70% | 13% | 17% |
6.На процесс воспитания вы смотрите с “оптимистической гипотезой”? | 78% | 17% | 4% |
№ | Да | Нет | Иногда | |
7. | Дети вас часто раздражают? | 17% | 48% | 35% |
8. | Вы устаете от общения с людьми? | 35% | 39% | 26% |
9. | Даже в свободное время вы думаете о своей работе? | 82% | 9% | |
10. | Вы регулярно читаете “Учительскую газету”? | 13% | 65% | 22% |
11. | У вас неплохая библиотека педагогической литературы? | 78% | 22% | 0% |
12. | Вы отдаете предпочтение той художественной литературе, где показаны отношения между людьми, их переживания, судьбы? | 82% | 17% |
№ | Да | Нет | Иногда | |
13. | В отпуске вы скучаете без своих учеников? | 26% | 43% | 30% |
14. | Вы самокритичны? | 100% | 0% | |
15. | Вы увлечены своим предметом? |
Мои знания
№ | Да | Нет | Иногда | |
1. | В вашем дипломе по педагогике “хорошо” или “отлично”? | 78% | 17% | 4% |
2. | В институте вы считали педагогику не главным предметом? | 4% | 96% | 0% |
3. | Вы постоянно ощущаете дефицит в психолого-педагогических знаниях? | 39% | 52% | 9% |
№ | Да | Нет | Иногда | |
4. | При решении педагогических проблем вы обращаетесь к психолого-педагогической литературе? | 92% | 4% | |
5. | Вы участвовали в научно-практических конференциях? | 74% | 9% | 17% |
6. | Вы принимали участие в педагогических чтениях? | 26% | 52% | 22% |
7. | Вы покупаете психолого-педагогическую литературу? | 52% | 39% | 9% |
8. | Считаете ли вы, что вы все знаете? | 4% | 92% | 4% |
9. | Вы можете назвать статью, книгу по теории воспитания, которую прочитали недавно? | 26% | 74% | 0% |
10. | Вы можете назвать хотя бы нескольких ученых-классиков и их основные психолого-педагогические произведения? | 78% | 22% | |
11. | У вас есть время для чтения другой литературы, кроме методической? | 48% | 4% | |
12. | Вы считаете, что чтение психолого-педагогической литературы – пустая трата времени? | 0% | 100% | 0% |
Мои ориентации в методике воспитательной работы
№ | Да | Нет | Иногда | |
1. | В центре внимания вашей воспитательной работы личность ученика. | 77% | 13% | 0% |
2. | Вы считаете, что к положительному результату можно прийти, освоив опыт других учителей. | 78% | 4% | 17% |
3. | Вы можете реализовать педагогическую идею в практике? Вы знаете, в чем заключаются новые технологии воспитания? | 82% | 13% | |
4. | Вы хорошо ориентируетесь в современных методах воспитательной работы? | 60% | 30% | 10% |
5. | Вы считаете, что явка на все мероприятия, проводимые в классе, обязательна для всех учащихся? | 74% | 13% | |
6. | Вы предпочитаете пользоваться готовыми методическими разработками? | 48% | 30% | 22% |
7. | Вы хорошо знаете своих учеников? | 79% | 17% | 4% |
№ | Да | Нет | Иногда | |
8. | При затруднениях в воспитательной работе вы предпочитаете обратиться к методической литературе? | 70% | 17% | 13% |
9. | У вас часто возникают оригинальные идеи в воспитательной деятельности? | 53% | 30% | 17% |
10. | Вы проявляете интерес к воспитательной деятельности своих коллег? | 77% | 10% | 13% |
11. | Вы с радостью делитесь своими методическими находками в воспитании? | 65% | 25% | 10% |
12. | Вас раздражают успехи коллег в воспитании? | 0% | 100% | 0% |
13. | Вы испытываете затруднения в выборе форм и методоввоспитательной работы? | 4% | 65% | 30% |
Факторы
Школа обеспечивает необходимый уровень образования учащихся.
Школа располагает специально подготовленными кадрами квалифицированных педагогов. Недаром еще П. П. Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей.
Значительную часть своего времени наши учащиеся проводят в школе.
Семейные отношения
Да | Нет | Не всегда | ||
Удовлетворены ли вы общением с родителями | 85% | 9% | 6% | |
Можете ли вы доверить кому-либо из родителей свою тайну? | 80% | 5% | 15% | |
С кем вы больше общаетесь дома (с отцом/с матерью) Почему? | с мамой-84% | с обоими–4% | ||
с папой-12% | на работе | |||
Всегда ли вы слушаетесь родителей, если нет, то почему? | 48% | 23% | 29% | |
Влияют ли на вас взаимоотношения в семье между ее членами (отцом, матерью, бабушкой, дедушкой, братом, сестрой? | 92% | 2% | 6% | |
Были ли случаи запугивания вас вашими родителями? Различали ли вы запугивание от воспитания? | 9% | 91% | 0% | |
Какие у вас семейные традиции? | совместные праздники-76% | |||
шопинг-7% | игры-4% | |||
спорт-8% | альбом-5% |
Да | Нет | Не всегда | ||
Куда часто вы ходите с родителями? | Магазины и торговые центры-57% | |||
каток-5% | природа,парк-17% | |||
храм-4% | кино, театр-10% | |||
соревнования-4% | Экскурсии-3% | |||
Просите ли вы прощение у родителей, если чувствуете свою вину? | 95% | 3% | 2% | |
Бывают ли случаи, когда взрослые извиняются перед вами? | 93% | 4% | ||
Хотели бы вы быть похожими на ваших родителей? | 95% | 2% | 3% | |
Каковы ваши взаимоотношения с родителями? | хорошие-25% | доверительные-15% | ||
отличные-15% | нормальные-11% | |||
дружеские-34% | ||||
Какие проблемы возникают у вас во взаимопонимании с родителями? | нет проблем-90% | недопонимание-7% | ||
ссоры-3% |
«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А.Н.Макаренко
«Воспитывая детей, мы подчас обязаны одновременно воспитывать
и взрослых родителей»
В. А. Сухомлинский.
29
Учителя:
Родители мало времени уделяют школьной деятельности детей, слабо контролируют домашнее задание.
дети мало читают, часто не готовы к урокам, некоторые - плохо воспитаны, пассивны .
возникают проблемы с дежурством детей, т.к. они не приучены к домашнему труду .
34
Ребенок глазами родителей
Хорошо образован.
Приобщен к здоровому образу жизни.
Честный и добрый.
Стойкий к невзгодам.
Дисциплинирован.
Трудолюбив.
Сформирована гражданская позиция.
Ребенок глазами педагогов
Любит свой край и свою Родину.
Уважает и принимает ценности семьи.
Организованный, готовый самостоятельно отвечать за свои поступки.
Социально активный, уважающий закон и правопорядок.
Подготовленный к осознанному выбору профессии.
Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни
По данным всероссийского опроса
Портрет выпускника согласно ФГОС
О связи семьи и школы:
Связь семьи и школы осуществляется через классного руководителя (родительский комитет, родительское собрание).
Непрофессиональная работа с родителями подрывает авторитет педагога в школе. Сегодня стало сложнее воспитывать ребёнка в школе.
I тип – семьи с высоким уровнем нравственных отношений. | Это семьи, где родители умеют организовать жизнь и деятельность детей в соответствии с целями воспитания и возрастом ребенка. |
II тип – семьи, обеспечивающие положительную направленность в воспитании. | Семьи, где родители контролируют образовательную и воспитательную деятельность ребенка, но ребенку уделяется недостаточно времени для общения с родителями (нет совместной деятельности). |
III тип – внешне благополучные семьи. | Семьи, где между родителями нет единства в воспитании ребенка, большая часть времени отдается работе, поэтому поступки и деятельность ребенка часто не контролируется родителями. |
IV тип – конфликтные семьи. | Семьи, находящиеся в стадии развода, родители живут под одной крышей, часто ссорятся, нет нормальных взаимоотношений между членами семьи. |
V тип – неблаго- | Семьи, где отсутствуют четкие ориентиры воспитания детей, родители пьют, ребенок, как правило, имеет асоциальное поведение (хулиганит, бродяжничает). |
Результаты анкетирования родителей
«Степень требования и уровень участия
родителей во внеурочной жизни школы»
1. Интересно ли Вам посещать родительские собрания?
Да – 44%
Нет -16%
Не всегда – 40%
2. Какие вопросы, на ваш взгляд, должны обсуждаться на родительском собрании?
Успеваемость и поведение Вашего ребёнка – 15%
Актуальные вопросы психолого-педагогического просвещения – 63%
Вопросы, касающиеся взаимоотношений в классном коллективе – 22%
3. Как Вы считаете, насколько активно Вы участвуете в жизни класса?
Всегда – 26%
Иногда – 39%
Когда просят – 18%
Никогда – 17%
4. Как часто за учебный год Вы бываете на внеклассных мероприятиях в школе, классе?
Не бываю – 12%
1-2 раза – 51%
3-4 раза – 21%
Чаще четырёх раз – 16%
5. Нравится ли вам посещать праздники, концерты, участвовать в походах и т. д.?
Да – 83%
Нет – 6%
Не всегда – 11%
6. Участвуете ли Вы в организации классных и школьных мероприятий?
Да – 19%
Нет – 53%
Иногда, когда попросят – 28%
7. Что Вам больше всего нравится в организации работы школы с родителями?
Родительские собрания – 41%
Совместные спортивные мероприятия- 37%
Праздники и вечера в школе – 82%
Классные мероприятия – 63%
Экскурсионные поездки и походы – 69%
Индивидуальная работа классного руководителя – 74%
Доверяете ли вы классному руководителю?-100%
Какие отношения преобладают между учителями и родителями :
Доброжелательные-96%
Равнодушные-4%
Неприязненные, конфликтные – 0%
3. Есть ли единство педагогических требований у вас и педагогов к вашему ребенку?
Да-92% Не совсем-6% Нет-2%
4. Помогают ли вам родительские собрания в школе?
Да-94% Не совсем-4% Нет-2%
Средняя посещаемость родительских собраний
44
Причины непосещения:
«Нет времени!»
«Собирают только для того, чтобы собрать на что-нибудь деньги».
«Оценки в дневнике посмотреть можно, о том, что происходит в школе, ребенок рассказывает».
«Мой ребенок не из лучших, все равно ничего хорошего не скажут, чего мне про других слушать и за своего краснеть».
47
Согласно Закону РФ «Об образовании» одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования и воспитания является свободное развитие личности ребёнка.
Задачи взаимодействия социальных партнёров (семья+школа)
1.Семья, школа, общество должны направить свои усилия на формирование культуры человека. Данные усилия должны быть едины.
2.Воспитательная работа с детьми в семье, школе, других общественных институтах должна быть целенаправленной, целостной, систематической, продуманной.
3.Школа является инициатором данного взаимодействия.
Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
52
Ведущая идея партнёрства:
В единых усилиях педагогов и родителей должно происходить формирование
всесторонне развитых, высокообразованных,
духовно богатых,
нравственно чистых,
физически совершенных людей.
Совместная работа педагогов и родителей
- это партнерская деятельность, направленная на гуманизацию воспитательной среды, выработку общей стратегии деятельности школы и семьи, определения программ совместной работы, совершенствования педагогического мастерства, культуры родителей и педагогов, в освоении новых принципов жизнедеятельности и развитии новых форм общественной жизни.
Некоторые психолого-педагогические положения, для установления контактов с семьёй школьника:
в основе работы с семьей должны быть действия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей;
по отношению к воспитательным возможностям родителей со стороны педагога должно быть доверие;
предъявляя определенные требования, учитель должен соблюдать педагогический такт;
в решении проблем воспитания обязательно нужно опираться на положительные качества как самого ребенка, так и семьи в целом, на сильные стороны воспитания в данной семье.
Основные направления взаимодействия семьи и школы, которые мы используем в работе с родителями:
Изучение семьи учащихся, ее воспитательных возможностей, атмосферы и характера семейного воспитания; составление социального паспорта школы.
Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей.
Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми для повышения воспитательного потенциала внеурочной работы, улучшения взаимодействия педагогов, родителей и детей.
Индивидуальная работа с неблагополучными семьями.
Основные направления взаимодействия семьи и школы, которые мы используем в работе с родителями:
Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса, о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся:
- оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных вопросов воспитания;
- социальная поддержка и профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений;
- поддержка физического здоровья обучающихся.
Классный руководитель не может и не должен перевоспитывать родителей и преобразовывать семью- это лежит за пределами его профессиональных полномочий.
Объектом профессионального влияния выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание.
Быть классным руководителем- это значит:
Взять на себя большую ответственность.
Уметь слушать и понимать.
Заботиться о каждом ученике своего класса: о его интеллектуальном, психическом, физическом и нравственном состоянии.
Помогать во всём: в учении, в общении, в общении с родителями, в самоопределении, саморазвитии.
Руководить и поддерживать дисциплину.
Заменить на время маму и папу, подругу или друга.
Быть всегда на стороне справедливости.
В общении с детьми и их родителями:
Не будь назойливым. Помни: у каждого ребёнка и родителя свой мир интересов, увлечений, печалей и радостей.
Войди в ситуацию, попробуй понять, что чувствует ребёнок и родитель. Только тогда реши, что делать дальше.
Сам совершай добрые и хорошие поступки. Не только дети, но и родители учатся у нас.
Доставь ребёнку радость общения с тобой! Похвали! Укажи на успехи! Воодушеви!
Избегай обвинений.
Покори в себе гордыню. Признайся, что и ты чего-то не знаешь.
Развивай в себе незаурядность! Тогда и твои воспитанники станут незаурядными личностями. Импровизируй!
Формы работы с родителями.
Традиционные | Нетрадиционные |
Родительские собрания | Родительские тренинги |
Школой и классными руководителями должен быть отработан алгоритм взаимодействия с родителями
Школа (классный руководитель) информирует семью о планах работы
семья оценивает влияние данной работы на детей,
школа (классный руководитель) раскрывает сложные проблемы,
семья определяет меру содействия решению их,
школа (классный руководитель) приглашает принять участие в деле,
семья откликается на приглашение, участвует,
школа (классный руководитель) сообщает о необходимости помощи,
семья предлагает помощь, выдвигает предложения,
школа (класс) организует общее дело,
семья участвует в общих делах.
73
Алгоритм подготовки родительского собрания
1. Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывает:
возрастные особенности детей;
преобладание типов семей;
уровень образованности и заинтересованности родителей;
проблемы классного коллектива;
цели и задачи учебно-воспитательного процесса, стоящие перед школой.
2. Подготовительная работа:
изучение научно-методической литературы;
анализ документации;
проведение микроисследования;
определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организации работы его участников;
объявление за 2-3 недели о родительском собрании учащимся;
Алгоритм подготовки родительского собрания
2. Подготовительная работа:
запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания;
приглашение родителей и других его участников;
привлечение к его подготовке членов родительского комитета;
оформление и оборудование места проведения собрания.
Алгоритм подготовки родительского собрания
Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) – 5 минут.
Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче обнажить проблему встречи – 5-7 минут.
Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным, доступным – 7-10 минут.
Обсуждение проблемы родителями – 20 минут.
В заключении классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении для выявления причин и совместного их устранения .
Примерная структура родительского собрания
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании.
Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.
Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание.
Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие проблемы.
Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей.
Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.
Индивидуальные формы работы с родителями:
Переписка с родителями: информационные, поздравительные письма и письма поддержки.
Индивидуальные беседы.
Тематические консультации разных специалистов: классных руководителей, воспитателей, социального педагога, педагога-психолога, врача и т. д. Психотерапия.
Задушевные разговоры.
Консультации- размышления.
Выполнение индивидуальных поручений.
Консультирование
- это взаимодействие, посредством которого оказывается помощь родителям в решении проблем, которые возникают в семье при воспитании ребенка. Консультирование позволяет родителям взглянуть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно самим человеком не осознаются и не контролируются.
Деловая игра
- это разновидность массовых, групповых игр, представляющая собой информационно-деятельностную модель проблемной ситуации, в процессе работы над которой участникам игры необходимо выявить противоречие и на основе принятия решений найти оптимальный выход из проблемной ситуации. Деловая игра применяется также для обучения командному взаимодействию, навыкам совместной продуктивной деятельности, работы над отдельными проектными заданиями и, в некоторых случаях, с целью оценки свойств и потенциала личностей участников, их профессиональных качеств.
Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями учащихся.
Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения школы и родительских собраний.
Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе.
Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями учащихся.
Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать.
Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.
Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.
Обращение к родителям посредством дневника или письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.
Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим проблемам.
Поведанная родителями информация не должна стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, с кем-то – родителей необходимо поставить об этом в известность.
Не давайте рекомендаций по вопросу, в котором некомпетентны. Это может только навредить ребенку! Посоветуйте обратиться за консультацией к специалистам.
Каждая встреча с семьей должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.