Презентация на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 03.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы" раскрывает особенности преподавания литературы с целью духовно-нравственного воспитания учащихся. Приведены примеры из художественной литературы. Презентация наглядная. Способствует духовному и нравственному становлению учащихся на уроках русского языка и литературы, говорит о важности изучения предмета.
Иконка файла материала Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы.ppt
Духовно-нравственное Духовно-нравственное воспитание в школе на воспитание в школе на уроках литературы уроках литературы Выполнила : учитель русского языка и  литературы Колосова Наталья Анатольевна
В наше непростое время педагогу предстоит довольно сложная работа – не только расчленить, «что такое хорошо и что такое плохо», но и научить ребенка жить по- христиански, «сотрудничать» с ним в деле его духовного становления. Этот процесс маленького человека ни в коем случае не может быть насильственным. Ребенок, незаметно руководимый взрослым, сам способен понять, как необходимо строить ему свою жизнь.
Что мы противопоставим золотой лихорадке,  боевикам, насилию? Чем можем помочь юному  созданию, впервые задумавшемуся над смыслом  собственной жизни?
Русская литература  во все времена видела  свою задачу в  возжигании и  поддерживании  духовного огня в  сердцах человеческих.  Русский писатель  всегда сознавал свое  служение как  пророческое.
Сегодня, изучая произведения  русских классиков, учитель  литературы, как никакой другой  предметник, имеет возможность  говорить о духовно­нравственных  категориях, живительным  источником которых всегда для  русского человека являлось
Слово «духовность» употребляются в  обиходе наших выражений очень  широко. И только в силу незнания его  значения люди иногда относят его лишь  к одной человеческой деятельности ­  религиозной. Религиозность ­ это лишь  определенное убеждение. А вот  исполнение высокодуховных истин:  умение быть добрым, милосердным,  нравственно уравновешенным,  культурным, умение прощать и др.­  это и есть духовность. Это качество  всей человеческой деятельности, все то,  что может нас возвысить над нашими  вчерашними достижениями.
Духовность ­ это «устремление человека к тем  или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу,  стремление человека переделать себя, приблизить свою  жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от  обыденности» (В. И. Даль).
Нравственность ­ это компонент культуры,  содержанием которого выступают этические ценности,  составляющие основу сознания.
Духовно- нравственное воспитание - это создание  условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.         «Безнравственный человек – значит  бессовестный» (К.Д.Ушинский).
В школьном учебнике издавна разработана такая система: от произведений устного народного  творчества до современной прозы, лирики, драмы.              Система нравственно­эстетических и социальных  представлений и чувств задается отбором  фактического круга чтения и методами работы.                         Уровень читательских интересов учеников  формируется всем кругом их чтения,  включающим произведения, которые составляют  достояние отечественной литературы.
Исследование стиля писателя,  особенностей жанра,  композиции, работа над  выразительными средствами и  т.п. не должны подменять  главного в уроке литературы –      серьезного разговора о духовных
Опору для осмысления русской литературы найдем в Нагорной  проповеди: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и  ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но
Вот главная тема русской литературы – противоборство  двух раздирающих душу и сердце наших стремлений – к  сокровищам небесным и сокровищам земным.       Через тщательно продуманную систему уроков литературы учитель  может помочь детям найти себя в прекрасном мире русской культуры,  сердцем которого является православие.
Достоевский Ф. М.  "Мальчик у Христа на елке".  Рассказ последовательно строится автором  так, что в каждой точке встречи мальчика с  тем или иным человеком сюжет может  пойти совсем по другому руслу. Недаром  естественно возникали методики  преподавания этого рассказа таким  образом, что учитель, читая первый раз  текст в классе, останавливался в  определенных местах и предлагал детям  продолжить повествование самим.
Снова и снова реализуется  предсказанное в Евангелии: "ибо  алкал Я, и вы не дали Мне есть;  жаждал, и вы не напоили Меня; был  странником, и не приняли Меня;  был наг, и не одели Меня; болен и в  темнице, и не посетили Меня" (Мф  25, 42­43). И когда спросят Его:  "Господи! когда мы видели Тебя  алчущим, или жаждущим, или  странником, или нагим, или  больным, или в темнице, и не  послужили Тебе? Тогда скажет им в  ответ: истинно говорю вам: так как  вы не сделали этого одному из сих  меньших, то не сделали Мне" (Мф  25, 44­45).
Раздел “Устное народное творчество” в  6классе представлен былиной об “Илье  Муромце и Соловье Разбойнике”. Наделяя  героев­богатырей сказочной силой и удалью,  сказители говорят о настоящих защитниках  Земли Русской. Обращаем внимание учеников  на построение и язык былины, говорим о  художественных изобразительных средствах  языка: повторах, гиперболе, литоте: “мальчик­ с­пальчик, мужичок­с­ноготок”, о постоянных  эпитетах, о красоте русского языка. Многие  былины посвящены подвигам Добрыни  Никитича, Алеши Поповича, Микулы  Селяниновича, но с особой любовью показан  Илья Муромец, крестьянский сын.
Жития святых во все времена были любимым чтением русского  человека. Произведения этого жанра дают нам образец правильной  (т.е. праведной) жизни, повествуя о людях, неуклонно следовавших  заповедям Христа, шедших по пути, Им указанному. Жития убеждают  нас в том, что праведно жить может каждый человек.
Примером могут служить жития преподобных Феодосия Киево­ Печерского и Сергия Радонежского. На этих уроках мы обычно  вспоминаем евангельскую притчу о талантах: как приумножили  преподобные отцы «талант», данный им Богом? Учителю необходимо  постоянно повторять мысль, что любой житийный герой – это прежде  всего нравственный образец человека Древней Руси.
Святые Петр и Феврония – пример  идеальной христианской семьи. Их жизнь более 8  веков служит примером должного отношения к  церковному браку и друг к другу.
Николай Бердяев:         «В русской литературе, у великих русских       писателей религиозные темы и религиозные мотивы были  сильнее, чем в какой­либо литературе мира. Вся наша  литература XIX века ранена христианской темой, вся она  ищет спасения, избавления от зла, страдания, ужаса  жизни для человеческой личности, народа, человечества,  мира. В самых значительных своих творениях она  проникнута религиозной мыслью… Соединение муки о Боге  с мукой о человеке делает русскую литературу  христианской даже тогда, когда в сознании своем русские  писатели отступали от христианской веры».
В 8 классе, познакомив ребят с повестью А.С.Пушкина  «Метель», учитель может повести серьезный и вдумчивый  разговор о святости таинства брака.          Спасла Машу метель, в образе которой  нужно видеть символ: Промысел Божий  удерживает человека от безнравственного  поступка. Встреча героини с Бурминым,  кажется, сулит героям счастье. Однако есть  одно «но». Современным школьникам  необходимо объяснить, что удерживает  Бурмина от признания в любви. Герои  воспитаны на христианской морали, и  таинство брака, как бы нечаянно не  совершившееся, свято для них. И это  непреодолимое препятствие для следующего  вступления в брак, ибо «что Бог сочетал,  человек да не разлучит». (МФ. 19,6).
Цель и смысл жизни открываются лишь человеку,  одухотворенному Высшим Началом, человеку, устремленному в  вечность. Эта истина давно возвещена нам, но мы затыкаем уши, не  желая слышать о ней еще раз. В том­то и смысл пророческого  служения нашей литературы: напоминать нам постоянно, «что есть  истина», помогать нам в ее постижении, в этом нелегком духовном  делании, используя исторический и духовный опыт, накопленный  нашими предшественниками; пробудить наше сознание к решению  «вечных» проблем, предостеречь от неправильных путей.
Психолог В.Зинченко писал по этому поводу:  «Мы забыли о том, что школа должна выводить прежде всего в люди, а уже потом в солдаты, рабочие, ученые, патриоты и т.д.»