Представлена презентация на тему: «Духовно-нравственное воспитание учащихся через факультативную деятельность»
Цель- показать образование учащихся на основе культурно-исторических традиций казачества через факультативную деятельность
целью данного направления является воплощение в жизнь современного казачьего воспитательного идеала
– высоконравственный, творческий, компетентный, ответственный и социально активный гражданин России, готовящийся для службы Отечеству на военном и гражданском поприщах, укорененный в православной вере, казачьей культуре, традициях казачьего воинского, трудового и общественного служения.Цель- показать образование учащихся на основе культурно-исторических традиций казачества через факультативную деятельность
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная казачья школа с. Знаменка,
Нерчинский район, Забайкальский край
Презентация на тему:
«Духовнонравственное воспитание
учащихся через факультативную
деятельность»
Составила: учитель музыки и искусства
Трушина Светлана Юрьевна
Духовнонравственное
развитие обучающихся
целью данного направления является
воплощение в жизнь современного казачьего
воспитательного идеала
– высоконравственный, творческий,
компетентный, ответственный и социально
активный гражданин России, готовящийся
для службы Отечеству на военном и
гражданском поприщах, укорененный в
православной вере, казачьей культуре,
традициях казачьего воинского, трудового
и общественного служения.
• Концепция традиционного духовно
нравственного воспитания, развития и
социализации обучающихся в казачьих
кадетских корпусах и школах,
• разработанная в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, законами Российской
Федерации «Об образовании»,
«О свободе совести и религиозных объединениях»,
Федеральными государственными
образовательными стандартами
общего образования.
• Концепция обеспечивает реализацию
требований ФГОС общего образования в
части духовнонравственного воспитания,
развития и социализации обучающихся с
учетом православных и культурно
исторических особенностей традиционной
казачьей педагогики, в контексте задач
возрождения казачества и модернизации
России.
• Образование на основе культурно
исторических традиций казачества –
это усвоение систематизированных знаний и
навыков по казачьей тематике в основном в
гуманитарной сфере обучения.
• Целенаправленное воспитание высоких
духовных, моральнонравственных,
служебноделовых качеств и
патриотического духа.
• И поскольку наша школа – казачья актуальным
представляется включение изучения истории и
традиционной культуры казачества России в
процесс воспитания и образования современных
кадетказаков.
• Факультатив для учащихся средних
классов «Духовное наследие казаков»,
где культурологический аспект
предполагает изучение народного
творчества казаков, быта, традиций,
литературных произведений о казачестве
и произведений, написанных казаками.
Актуальность разработки
факультативов заключается:
•
в необходимости изучения объективных знаний
о возрождении культуры, традиционных устоев и
народного творчества казаков в Забайкалье;
обусловлена живым научным и общественным
интересом к возрождению и становлению
казачества как своеобразному феномену
многовековой истории Российского государства.
•
• Новизна программ факультативов состоит в подаче
материала, каждый из которых предполагает
разные направления деятельности, что создаёт поле
для диалога с обучающимися, способствует
формированию направленности жизненных
интересов на всю последующую жизнь.
Программы факультативов включает в себя:
исторические сведения о возникновении и развитии
казачества в Забайкалье как культурноэтнической
общности с момента первых упоминаний в документах
и по сегодняшний день;
роль забайкальского казачества в становлении,
укреплении и защите Российского государства;
•
знакомство с традиционными промыслами казаков и
способами ведения хозяйства;
• народное художественное и песенное творчество
казачества;
изучение истории и традиций
российского казачества,
бытовых и духовных
традиции казаков;
исторические факты образования,
становления, развития
казачества, участия казачьих войск
в служении России и
охране границ Отечества;
краткое изучение биографии
наиболее известных
казачьих вождей.
.Учащиеся в I четверти, которая носит
название «Эх, казачата, ребята удалые!»
знакомятся с историей казачьих игр, забав,
разучивают их для дальнейшего
использования в проведении народных
и казачьих праздников и обрядов
• Во II четверти «Память предков» ученики
составляют словарь местных диалектных слов,
казачий словарь, знакомятся с традициями и
обычаями жизни наших соседей – бурят и тунгусов
(эвенков.), изучают историю станицы Торгинской и
историю Забайкальского казачества в судьбах
торгинских казаков.
Второе полугодие обозначено темой
Цель: формирование духовно богатой личности
через знакомство с историей, традициями и
культурой казаков, в том числе
Забайкальского казачества.
. Учащиеся изучают такие темы как:
•
•
•
•
•
казачий фольклор как форма сохранения традиций
казачьей культуры;
роль фольклорных казачьих ансамблей в
сохранении и возрождении культуры казаков;
заповеди казаков, казачья символика и казачьи
знаки;
казачьи пляски, бытовые казачьи, плясовые,
хороводные и святочные песни;
казаки в быту, казачья хата, праздники и
посиделки.
• Цель:
– формирование образовательного
пространства, воздействующего на
развитие личности патриота на основе
изучения исторически сложившихся
традиций российского казачества.
Казаки осваивают Сибирь.
Ученики изучают такие темы как:
•
• Казачьи вожди Ермак
Тимофеевич
• Участие казаков в крестьянской войне
под предводительством Степана Разина
• Казаки в Смутное время.
•
•
Казаки в царствование Михаила Романова
Казаки на службе России в конце XVII века
• Казаки на службе России в
царствование Петра I
• Казаки в царствование Павла I
•
Казаки в царствование Николая 1
• Казаки в начале царствования Александра I
Казачьи части в
Отечественной войне
1812 года и в
заграничных походах
русской армии
Участие казаков в Великой Отечественной
войне (19411945 гг.)
Период возрождения казачества
• Факультатив «История казачества России» ведётся с
прошлого (20162017) учебного года, но теоретические знания
учащихся уже были использованы в проведении предметной
недели
«Искусства» на тему:
«Возродим мы род казачий, дух казачий не
забыт!» в апреле 2017 г.
Цели проведения предметной недели:
продолжить изучение истории и традиций
казачества через знакомство с культурой казаков.
воспитывать уважение к памяти поколений.
В течение недели были проведены
мероприятия и конкурсы
• Проект
«Казак обычаи свои сохраняет на Руси»
Проект «О чём поёшь казачья песня»
• Смотр знаний «Казачий словарь»
• Цитаты и высказывания о казачестве и
казаках
• Урок беседа «Пётр Иванович Бекетов
русский землепроходец
• Кроссворд:«Казачьему роду нет
переводу»
• Музыкальный калейдоскоп
«Песня душа казака»
Конкурс рисунков «Мои предки казаки»
Заключительное мероприятие:
«Судьба казачества в истории и песнях»
В заключение мероприятия все присутствующие
исполнили гимн Забайкальского казачьего войска
Источники:
• 1. КОНЦЕПЦИЯ. традиционного духовнонравственного
воспитания, развития и социализации обучающихся в казачьих
кадетских корпусах
http
://docplayer.ru/39014364Koncepciyatradicionnogoduhovnonravstv
ennogovospitaniyarazvitiyaisocializaciiobuchayushchihsyavk
azachihkadetskihkorpusah.html
• 2. Федеральный закон «Об образовании»
Статья 98. Особенности реализации основных
общеобразовательных программ общего образования,
интегрированных с дополнительными
предпрофессиональными программами