Презентация подготовлена по предмету : "Логопедия". В ней раскрыто понятие фонетико-нематическое недоразвитие (ФФН), характеристика ФФН, обследование детей с ФФН и направления необходимой коррекционно-логопедической работы при ФФН. Представлен прогноз дальнейшего развития ребенка с ФФН. А также профилактика фонетико-фонематическое недоразвития у детей.
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ
НЕДОРАЗВИТИЕ
П Р Е З Е Н Т А Ц И Ю П О Д Г О Т О В И Л А
С Т У Д Е Н Т К А Е С И П О В А Т А Т Ь Я Н А
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ
НЕДОРАЗВИТИЕ – ЭТО
нарушение
формирования
произносительной системы родного языка у
детей с различными речевыми расстройствами
вследствие
и
произношения фонем.
восприятия
процесса
дефектов
[Логопедия : учебник для студ.
дефектол. фак. пед. высш.
учеб. заведений/под ред.
Л. С. Волковой]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ
Нарушения средств общения (ФФН и ОНР)
являются категориями психолого-педагогической
классификации
нарушений,
сформированности
отражающими
языковых
позволяющими
в
соответствии с этим выстраивать логопедическую
работу.
уровень
и
речевых
средств
ХАРАКТЕРИСТИКА ФФН
Структура дефекта при ФФН характеризуется
несформированностью звуковой стороны речи,
нарушением дифференциации звуков, сходных по
артикуляторным и акустическим признакам,
нарушением слоговой структуры слова, нерезко
лексико-грамматическими
выраженным
нарушениями.
ХАРАКТЕРИСТИКА ФФН
Нарушения звуковой стороны речи у детей с
ФФН представлены фонематическими (смешением
и заменами звуков) и фонетическими дефектами
(искажением звуков). Наиболее часто отмечаются
замены артикуляторно сложных звуков более
простыми ([р] на [л], [ш] на [ф], [с] на [т] и пр.).
ХАРАКТЕРИСТИКА ФФН
Другим вариантом проявления ФФН
может быть недифференцированное
произношение звуков, когда один звук
может служить заменителем целого
ряда других звуков (например, [т´]
вместо [ с´], [ ч´], [ ш ]).
Еще одним дефектом при ФФН может
являться
их
неустойчивое употребление в речи. В
дальнейшем такие нарушения будут
сопровождаться
однотипными
заменами
письме
на
(артикуляторно-акустическая
дисграфия).
смешение
звуков,
букв
ХАРАКТЕРИСТИКА ФФН
Прямым
овладеть
их
следствием
нарушенного
звукопроизношения у ребенка с ФФН является
неспособность
фонематическим
анализом: выделить звуки на фоне слова,
определить
и
последовательность. Детям с ФФН с трудом
дается произнесение
стечением
согласных и многосложных слов.
количество
слов
со
ХАРАКТЕРИСТИКА ФФН
Лексический запас и грамматический строй
речи при ФФН обычно в пределах нормы,
однако при специальном обследовании могут
словоизменении,
выявляться
согласовании
употреблении
предлогов.
ошибки
частей
в
речи,
ХАРАКТЕРИСТИКА ФФН
с
нарушениями
Наряду
вербального
характера, детям с ФФН свойственны
определенные
протекания
ВПФ:
неустойчивость произвольного внимания,
трудности переключения,
сужение объема памяти
(особенно на
особенности
речевой материал),
трудности в понимании абстрактных
понятий,
замедленное
течение
мыслительных
процессов и т. д.
Все это препятствует успешной учебной
деятельности и обусловливает нестойкую
успеваемость.
КЛАССИФИКАЦИЯ ФФН
По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют легкую,
среднюю и тяжелую степень ФФН:
Легкая степень ФФН характеризуется нарушением дифференциации только
дефектно произносимых звуков. В остальном звуко-слоговая структура слова
анализируется правильно.
Средняя степень ФФН характеризуется более грубыми нарушениями
звукового
дифференциация
значительного числа звуков, входящих в различные фонетические группы. В
устной речи их артикуляция сформирована достаточно.
недостаточная
анализа.
Отмечается
Тяжелая степень ФФН характеризуется
глубоким фонематическим
недоразвитием, когда ребенок не воспринимает звуки на слух, не различает
их, не может выделить их в слове и установить последовательность.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ И
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
Логопедическое обследование при
ФФН включает изучение состояния
звукопроизношения,
фонематического восприятия,
слоговой структуры слова,
лексико-грамматического
речи,
навыков словообразования,
связной речи.
Коррекционная работа при ФФН
ведется
нарушенными
сторонами речи
строя
над
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
к
беседы
родителями)
сведения
диагностическому
Приступая
обследованию речи у ребенка с ФФН,
логопед (из медицинской документации или
выясняет
из
с
анамнестические
(особенности
протекания беременности и родов у матери,
раннего физического, психического развития
ребенка). При оформлении речевой карты на
ребенка с ФФН следует сделать особые
отметки о состоянии слуха (по заключению
детского отоларинголога), неврологического
статуса (по заключению детского невролога),
общего здоровья (по заключению педиатра).
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
Затем исследуется состояние и
подвижность
артикуляционного
аппарата, оценивается состояние
голосовой и дыхательной функции.
При
обследовании
обращается
звукопроизношения
внимание на характер имеющихся
нарушений
смешение,
искажение,
отсутствие),
различение оппозиционных фонем,
способность воспроизведения слов
различного слогового состава.
(замены,
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
при
ФФН
Крайне
важным
является
исследование уровня сформированности навыков
звукового анализа и синтеза. Диагностика устной
речи завершается изучением количественной и
качественной характеристики словарного запаса,
сформированности грамматического строя речи и
связной речи.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
При диагностике письменной речи выявляется
наличие специфических ошибок на письме и их
характер (замены букв, аграмматизмы и др.),
определяется уровень владения чтением, ошибки,
понимание прочитанного. В речевой карте
обязательно фиксируются образцы детской речи,
на основании которых делается заключение о
наличии у ребенка ФФН.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
Дети с ФФН подлежат обучению и
воспитанию
специальных
логопедических группах детских садов,
куда зачисляются на 10 месяцев с 5 или 6
лет.
Школьники с нарушениями письма и
чтения, обусловленными ФФН, занимаются
на школьном логопункте.
Основные направления логопедической
работы при ФФН включают коррекцию
звукопроизношения,
развитие
фонематических процессов, подготовку к
овладению
–
профилактику либо коррекцию нарушений
письменной речи).
(в школе
в
грамотой
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
речи
(уточнением
В процессе логопедических занятий по коррекции
ФФН осуществляется работа над произносительной
стороной
артикуляции,
постановкой, автоматизацией и дифференциацией
звуков);
фонематического
восприятия, анализа и синтеза; обогащением
словаря; развитием навыков словообразования и
словоизменения, составлением простых и сложных
предложений; развитием связной речи; овладением
элементарными навыками чтения и письма.
формированием
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
На занятиях по коррекции ФФН используется
соответствующий возрасту наглядный и речевой
материал, различные дидактические приемы,
артикуляционная
гимнастика, логопедический
массаж. Логопедическая работа по коррекции
ФФН проводятся в индивидуальной, подгрупповой
и фронтальной форме.
ПРОГНОЗ ФФН
выявление детей
работы
исправить
с ФФН и
целенаправленной
позволяет
недостатки
развить
Раннее
проведение
логопедической
полностью
звукопроизношения
и
фонематическое восприятие.
Желательно,
фонетико-
фонематическое
было
устранено до поступления в школу – это
является залогом успешного овладения
ребенком письменной речью.
ФФН представляет серьезное препятствие
на пути овладения навыками письма и
чтения и является риск-фактором развития
дисграфии и дислексии у детей школьного
возраста.
чтобы
недоразвитие
ПРОФИЛАКТИКА ФФН
Предупреждение ФФН требует
профилактики
патологии плода,
заботы
об
общем
здоровье
и
перинатальной
гармоничном развитии детей,
организации правильного речевого
окружения,
активизации слухового внимания и
гнозиса как основы формирования
фонематических процессов.
Важное
внимание
имеет
родителей к речи своего ребенка и
своевременное обращение к логопеду
для коррекции имеющихся нарушений.
значение