тема затронута, как пробуждение интереса к процессу учения, стремление сделать его увлекательным, как правило, сопряжено с большой подготовкой и часто требует значительных временных и материальных затрат. Одно из главных направлений движения в этом направлении – сближение учебной деятельности с познавательной.
Формирование проблемы
мотивации к учению
Ковалёва Виктория Викторовна
...Мотивацию учения нельзя
тренировать у учащихся
непосредственно, как, например,
навыки чистописания, нельзя и
мотивации научиться, как таблице
умножения, её можно лишь
стимулировать, развивать, повышать…
А.Б. Орлов
Учебная мотивация –
понятие системное, оно
складывается из
совокупности разнообразных
мотивов, целей,
потребностей, интересов
учащихся, которые образуют
определенную иерархию.
Мотивация- совокупность
побуждений к
познавательной
деятельности, активному
освоению материала.
Готовность обучаемого
включиться в учебный
процесс.
Три типа отношения к обучению:
Положительное
Факторы мотивации учения
по Розенфельду
Обучение ради обучения, без удовольствия от
деятельности или без интереса к предмету.
Обучение без личных интересов и выгод.
Обучение ради успеха или из-за боязни
неудач.
Обучение по принуждению или под
давлением.
Обучение для достижения цели в обыденной
жизни.
Обучение, основанное на социальных целях,
требованиях, ценностях
Приемы мотивации
обучающихся, используемые
преподавателем
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ
поощрение;
порицание;
учебно-познавательные игры;
свободный выбор задания;
создание ярких наглядно-образных
представлений;
желания быть значимой личностью.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
опора на жизненный опыт обучающегося;
активизация познавательных интересов;
создание проблемный ситуаций;
выполнение творческих заданий;
использование метода «мозгового штурма»;
использование сравнений, опытов,
парадоксов;
использование обучающей интеграции
между обучающимися.
ВОЛЕВЫЕ
предъявление учебных требований;
информирование об обязательных
результатах обучения;
формирование ответственного
отношения к учению;
рефлексия поведения создание
ситуаций, в которых необходимо
преодолеть познавательные
затруднения;
прогнозирование будущей деятельности.
СОЦИАЛЬНЫЕ
развитие желания быть полезным
обществу;
сопереживание;
создание ситуации взаимопомощи;
поиск контактов и сотрудничества;
заинтересованность результатами
коллективной работы;
взаимопроверка и рецензирование.
Причины отсутствия мотивации
к учебной деятельности
завышенные требования без учета
возможностей,
ситуация неуспеха,
неблагополучие в семье,
отсутствие четкой организации жизни,
безнадзорность,
нарушение единства требований,
неправильные методы воспитания:
угрозы или заласкивания (со стороны
всех участников образовательного
процесса).
Повышение уровня мотивации
Преподавателю необходимо оценить уровень
своей деятельности по созданию условий для
обучающихся на уроке и во внеурочной
деятельности.
Организовать работу над материалом так,
чтобы обучаемые видели перспективу его
применения.
Достигнуть результат - активностью
обучающихся на уроке.
Повысить статус обучаемого в группе, наличием
у него достижения успеха (результативность).