Декан факультета психологии образования РГГУ,
проф. Веракса Николай Евгеньевич
Формы оценки качества дошкольного образования. Подготовка специалистов.
Направление 1: Оценка развития ребенка
Характеристика тестового подхода:
Стандартизованная процедура – прост в проведении
Наличие норм для указанных возрастов – возможность сравнения ребенка со сверстниками на основании полученных результатов
Не требует понимания оцениваемого явления
Направление 1: Оценка развития ребенка
Основные сложности тестового подхода:
Комиссия, созданная президентом США пришла к однозначному выводу:
Направление 1: Оценка развития ребенка
Аутентичные оценки | Тестовые оценки | |
Где | Естественная среда | Объективная (искусственная) среда |
Кто | Педагог, родитель, близкий взрослый | Незнакомый взрослый |
Как | Наблюдение, беседа, вовлечение ребенка в ситуации. | Стандартная процедура |
Что | Конкретные навыки, имеющие непосредственное отношение к жизни. | Задания, которые имеют слабое отношение к реальности. |
Направление 1: Оценка развития ребенка
Направление 2:Оценка образовательных программ
Проект Head Start (запущен в 1965 году)
Восемь областей:
Всего 100 показателей, более 900 информационных блоков на группу детей
Направление 3:Комплексная оценка
Шкала оценки окружения в раннем детстве
Всего 43 показателя, разбитые на 7 категорий:
мебель и пространство для детей (внутренне пространство; мебель для ежедневных мероприятий, игры и обучения; мебель для отдыха; оснащение комнаты для игры; личное пространство; оснащенность материалом; пространство для практики крупной моторики; оборудование для развития крупной моторики)
ежедневные мероприятия (приветствие/проводы; прием пищи; сон; туалет; практика сохранения и укрепления здоровья; практика обеспечения безопасности детей)
Направление 3: Комплексная оценка
языковой опыт и опыт мышления (книги и иллюстрации; стимулирование общения у детей; использование речи для развития мышления; неформальное использование речи)
деятельности (моторика; искусство; музыка/движение; кубики; песок/вода; игра-драматизация; естествознание; математика; использование ИКТ, обеспечения принятия разнообразия)
взаимодействие (сопровождение деятельности, связанной с крупной моторикой; общее сопровождение детей; дисциплина; общение взрослого с детьми; общение между детьми)
Направление 3: Комплексная оценка
структура программы (расписание; свободная игра; групповое время; работа с детьми с ограниченными возможностями)
родители и сотрудники (удовлетворение потребностей родителей; удовлетворение личных потребностей сотрудников; удовлетворение профессиональных потребностей сотрудников; взаимодействие и кооперация сотрудников; сопровождение и оценка работы сотрудников; возможности профессионального роста сотрудников).
Какой должна быть оценка?
1. Измерение должно быть ограничено переменными, которые реагируют на вмешательство
2. Оценка должна содержать в себе возможности для предоставления новой или неожиданной информации
3.Результаты, а не программа или методы обучения, должны быть главной целью оценки деятельности
4.Оценка должны проводиться с той частотой, которая позволяет педагогам своевременно скорректировать свои методы работы
5.Результаты оценки должны быть представлены профессиональным коллегам
Ребенок как социальная ценность
ДОШКОЛЬНОЕДЕТСТВО КАК РЕСУРС
РЕБЕНОК КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СУЩНОСТЬ
РЕБЕНОК КАК ПАРТНЕР СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДЕТСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
(ВОДМ)
Объективная ситуация
Низкий престиж профессии
1
2
3
4
Низкий уровень контингента учащихся
Низкий уровень осознания профессиональной ответственности
Низкая технологичность процесса обучения студентов
3
2
Содержание образования
1
ТЕЗИС: Ребенок развивается.
СЛЕДСТВИЕ: Работа с развивающейся сущностью принципиально отлична от работы со статичным объектом
Современное понимание развития и результаты научных исследований детского развития
В процессе обучения должна осваиваться деятельность, а не совокупность информации
Развивающий должен сам развиваться, выходить за собственные пределы (профессиональ-ное сообщество)
Формы обучения
Освоение деятельности и системы средств
Создание развивающей атмосферы
Преодоление отчуждения между предметом и студентом
ТЕЗИС:
Формы обучения должны быть ориентированы не на педагога, а на студента
СЛЕДСТВИЕ:
Преподаватель должен понимать развивающую
задачу
ОСВОЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВКЛЮЧЕННОСТЬ В СООБЩЕСТВО
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РЕЗУЛЬТАТ
Результаты подготовки:
Должно быть пересмотрено представление
о результатах профессиональной подготовки:
переход от оценки знаний к оценке деятельности
2
3
4
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
1
Позиционирование специалиста
Уникальность личности специалиста
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ
В СЕТИ
В РОДИТЕЛЬСКОМ СООБЩЕСТВЕ
В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.