Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бобравская средняя общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области
Авторы: Ткаченко Николай, Умеренкова Анастасия, Черкасов Никита, 4 класс.
Руководитель: учитель начальных классов
Ельникова Наталья Васильевна
Хлеб - всему голова
Рады мы Вас видеть,
Дорогие наши!
Русское спасибо Вам
От сердца скажем.
Счастья и здоровья
От души желаем!
Кланяемся низко,
Полюбить нас просим.
Как велит обычай –
Хлеб и соль подносим!
С давних пор говорилось в народе, что мол, ЯГОДА – это трава, ЛЕС – зверье, РЫБА – чистые воды, ну а ХЛЕБ – он всему голова!
И тема нашего проекта – «Хлеб – всему голова!»
Перед собой мы поставили цель: узнать о значении хлеба в жизни человека, показать, что во все времена хлеб был и остаётся основой жизни человека.
Нашими задачами было:
1. Изучить историю возникновения хлеба.
2. Рассказать о святости хлеба.
3. Увидеть разницу между «хлеборобом вчерашним» и «хлеборобом нынешним».
4. Понять и оценить роль хлеба в годы Великой Отечественной войны.
5. Узнать, как хлеб приходит на наш стол.
6. Изучить пищевую ценность хлеба.
7. Посетить хлебопекарню слободы Белой.
8. Провести анкетирование среди обучающихся.
Гипотеза исследования: Если мы узнаем, почему взрослые так ценят хлеб, то будем бережнее относиться к нему.
Стар и вечно молод хлеб. Сколько лет ему? Века…
Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки. Но часто случалось так, что вместе с грибами и съедобными травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зернышек. Случайно упадут они на землю возле дома – глядь, на этом месте вскоре вырастут несколько колосков. Каша из этих зерен получалась вкусная, лепешки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно неслучайно, а специально приносить с собой зерна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колоски. Сперва – ячменя, потом – пшеницы и ржи.
Учёные полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад.
Люди, изготовлявшие хлеб, пользовались в былые времена большими почестями. Пекари занимали многие высокие должности в древних государствах и были в большом почете. Однако, хлебопека, сделавшего плохой хлеб, могли сурово наказать: остричь, выпороть, поставить к позорному столбу и даже изгнать. По древнегерманскому закону за убийство пекаря наказание было строже, чем за убийство человека другой профессии. В Древнем Риме раб, умевший делать хлеб, ценился в 10 раз дороже гладиатора.
Святость хлеба.Наши предки верили в святость хлеба. Они, например, считали ,что человек, уронивший кусок хлеба, должен, подняв его, обязательно поцеловать. Согласно другому поверью, все куски и крошки хлеба, который человек выбрасывает, за ним подбирает черт. Если после смерти человека весь выброшенный им хлеб будет весить больше, чем он сам, то черт заберет его душу.
Раньше на Руси
хлебороба называли хлебопашцем.
“Хлебопашец – тот, кто занимается хлебопашеством; земледелец”.
Запряжёт крестьянин в плуг или соху лошадь и вспашет полоску земли.
“Хлебороб вчера”.
Когда за столом вы, ребята, сидите,
То помните, кто для вас хлеб создаёт.
Рабочий, нефтяник, строитель, шахтёр, Машинист, металлург, хлебороб… Народ!
«Хлебороб сегодня»
Чтобы вырастить озимую пшеницу или рожь, в августе-сентябре в поле выходят тракторы. Они тянут за собой плуги, которые пашут землю.
Потом землю боронят, чтобы не было комочков.
Затем в поле выходят тракторы с сеялкой, а за сеялкой тянутся по земле бороны.
Пройдет немного времени и над землей появятся маленькие зеленые всходы будущего хлеба.
Вскоре наступит зима и хлебное поле накроет пушистым снегом.
Весной снег растает, напоит почву влагой, и потянутся молодые всходы к солнышку.
На каждом стебельке появится колосок, наполненный зернами.
Вот и созрел урожай. Начинается жатва. Выходят на поля комбайны.
После этого зерно везут на элеватор. Элеватор - это место для хранения зерна. По транспортерной ленте зерно отправляется на мельницу. Там его перерабатывают в муку.
С элеватора мука отправляется на хлебозаводы и пекарни, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия.
Мы побывали в Беловской пекарне и увидели вот что…
Полученное тесто раскладывают в формы. В каждую форму кладут ровно 640 граммов теста. Для этого пользуются весами.
В тестомесе замешивают тесто. Высыпают мешок пшеничной муки, добавляют три ведра воды, соль и дрожжи.
Пора отправлять в печь!
А вот и хлебушко поднялся!
Затем хлеб отправляют в мармит(подогреваемая емкость),
чтобы он поднялся.
Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад.
Обычный хлеб содержит в себе практически все питательные вещества, необходимые человеку. И что еще важно, хлеб обладает одним редким свойством – он никогда не приедается, никогда не может надоесть людям.
Но если каждый ученик в Бобравской школе бросит 50 г хлеба
. Это 4 кг 150 г в день
. Можно накормить 34 человека в день
. 1020 человек в месяц
. 12240 человек в год
За всю жизнь человек
съедает в общей
сложности 15 тонн
хлеба! Причём
основная его часть
потребляется не
отдельно, а заодно с
другими продуктами
питания.
Хлеб войны, хлеб победы.
Очередь, которой не видно конца, серые измождённые лица людей, не знавших отдыха. А кусок чёрного хлеба – вожделенная цель стояния.
Я помню хлеб, военный, горький.
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой корке, в каждой крошке
Был горький вкус людской беды.
И горе было частым гостем
Им были детства дни полны
Особо помним мы, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
1941 - 1945
Этот кусочек хлеба выпечен по блокадному рецепту: Ржаная мука – 50%, целлюлоза – 15%, солод – 10%, отруби и обойная пыль – 25%. Именно за такой скудной пайкой стояли на морозе изможденные люди. Испекли его ученики межшкольного учебно-производственного комбината Ленинского района Оренбурга.
Мы провели социальный опрос:
Было опрошено 83 человека.
Вопрос 1: Можете ли вы обойтись за обедом без хлеба?
Вопрос 2: Какой хлеб вы предпочитаете?
Вопрос 3. Выбрасываете ли вы хлеб?
Вопрос 4: Что вы делаете с отходами хлеба?
Мы нашли около 80 пословиц о хлебе:
В долгах - не деньги, в снопах - не хлеб.
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.
Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.
Мы пошли в библиотеку.
Без муки не испечь хлеба
Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.
Без хлеба и медом сыт не будешь.
Будет хлеб - будет и обед.
Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
В лесу дров много, да хлеба нет.
Все по-стари: с чего хлеб, с того и сухари.
Загадки о хлебе
"Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый". (Хлеб)
"Корабль-великан не по морю плывет. Корабль-великан по земле идет. Поле пройдет - урожай соберет". (Комбайн) "Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я, будет целая семья". (Зерно) "Птица Юрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места". (Ветряная мельница) "Ясный месячек ночью в небушке висит, Днем во полюшке блестит". (Серп) "Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит". (Трактор) Вырос в поле дом, Полон дом зерном, Стены позолочены, Ставни заколочены, Ходит дом ходуномНа столбе золотом.
(колос)
- Береги хлеб, он дорого достается.
- Не оставляй не доеденных кусков.
- Никогда не бросай хлеб.
- Продли жизнь хлебу.
- Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.
Проведенное исследование открыло для нас много нового.
- Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу.
- Узнали, что хлеб очень полезен, в нем находятся практически все питательные вещества, необходимые человеку.
- Узнали, что благодаря хлебу, смогли выжить многие люди в годы Великой Отечественной войны.
- Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб.
- Проведенное анкетирование доказало, что хлеб был и остается одним из главных продуктов питания человека.
Таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования и смогли узнать о значении хлеба в жизни человека. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Данная работа помогла нам понять всю ценность хлеба. Теперь мы будем еще больше дорожить хлебом и будем учить этому своих друзей.
Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.