«Чтение- вот лучшее учение» А.С.Пушкин
Невозможно переоценить ту огромную роль, которая играет книга в духовном развитии человека. Особенно велико ее значение в период наиболее интенсивного становления личности – в детские годы. В последнее время не только педагоги, детские писатели, но и родители ищут пути к активизации воспитательного потенциала книги и чтения.
Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда. В.А. СухомлинскийВ современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что в наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Чтение-это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Научить детей читать - значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребёнку познать окружающий его мир.
Качества, характеризующие навык чтения :
· способ – чтение целыми словами с переходом на умение схватывать содержание в системе фразы, опережая прочитанное;
· темп – чтение незнакомого художественного и учебного текста со скоростью 90 слов в минуту вслух и превышение темпа чтения молча на 30-40 слов (120-140 слов в минуту);
· правильность (безошибочность) – правильное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения; не допускаются ошибки: пропуски и замена звуков – 1 класс, искажение окончаний слов – 2 класс, неправильное ударение, произношение – 3-4 класс;
· осознанность и выразительность – понимание содержания любого типа простого или сложного предложения и передача его при помощи интонации, с учётом знаков препинания; передача с помощью интонирования понимания текста и своего отношения к персонажам после самостоятельной подготовки к выразительному чтению.
Таким образом, для обучения технике чтения выделяются определенные группы упражнений, направленные на:
развитие речевого аппарата;
расширение оперативного поля чтения;
развитие правильности и безошибочности восприятия текста;
развитие скорости чтения при чтении вслух и молча;
развития внимания и памяти в процессе восприятия;
преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.
В своей практике я использую упражнения следующего вида:
а) разминка (дыхательная гимнастика)
вдох носом, выдох через рот;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям.
б) упражнения для развития четкости произношения:
Самолеты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом ползет змея: ш-ш-ш. Муха бьется в стекло: з-з-з-з.
в) чтение громко и быстро:
гарь – парь – жарь дверь – зверь – червь
Упражнения для понимания смысла текста
1. Словарная работа
2. Деление текста на части, составление плана
3. Определение типа текста
4. Восстановление текста
5. Распространение предложений
6. Придумать продолжение рассказа
7. Составление кроссвордов
8. Подбор пословиц и поговорок
Упражнения для формирования правильности чтения.
1. Чтение слов, отличающихся одной буквой:
а) мел – мель – мыл – мыль – мал– мял;б) мышка – мошка – мишка – миска.
2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.
Куст – стук, сосна – насос, мех – смех, мышка – камыш, марка – рамка, марш – шрам, масло – смола, мошкара – ромашка.
3.Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания:
а) приехал, пришёл, пришил, принёс, припев;
б) красное, белое, голубое, чёрное
в) кукла, мама, папа, лапа, ложка.
Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения.
1. Назови предметы одним словом:
а) липа, береза, ель, сосна; б) лошадь, корова, свинья, овца; в) чиж, грач, сова, ласточка.
2. Какое слово лишнее и почему?
а) лук, огурец, морковь, яблоко; б) гриб, ромашка, ландыш, василёк; в) ель, сосна, кедр, осина.
3. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
а) колос, рота, ваза; б) кора, лото, боксёр; в) молоко, небо, тарелка
Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40–45 минут в день.
Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.
Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.
Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.
Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам.
Цель педагога - помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы.
Самостоятельное детское чтение не должно выпадать и из поля внимания родителей. Имеются в виду не какие-то контрольно принудительные меры, а создание особой атмосферы и условий, благоприятствующих домашнему самостоятельному чтению младшего школьника.
На родительском собрании даю методические рекомендации и советы мамам и папам: «Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для всех.»
Ситуации для обсуждения.
1. Ребёнок медленно читает. Мама говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила! Разве так читают? Смотри, как надо!» А ребёнок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий становится равнодушным к чтению. Как вы оцениваете поведение мамы?
ВЫВОДЫ:
Будем терпимы. Пусть ребёнок радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.
Можно записать ребёнка в библиотеку.
Читать ему книги, увлекать своим примером. Рассказывать о прочитанном.
Чтобы научить выразительному чтению, нужно голосом передавать характер героев, слушать «живое слово» (в театре, по телевизору), чаще читать по ролям.
Читать с ребёнком каждый день, обсуждать прочитанное, составлять по картинкам в книгах яркие, образные рассказы, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты.
В обращении с ребенком помнить народную мудрость: «Кто не возьмёт лаской – не возьмёт и строгостью». Каждая семья найдёт время и возможности для семейного чтения.
Оказывать детям помощь в оформлении читательского дневника. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные мысли из прочитанного
Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребёнка;
При выборе книг опираться на желания ребёнка;
Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками;
Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор;
Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребёнка;
Надо организовать семейное чтение книг; это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы;
Для совместного чтения выбирать интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера;
Читать вслух следует по очереди; чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, чётко;
Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению;
После чтения важно обсудить прочитанное;
Всячески поддерживать одобрять и хвалить, особенно неуверенного в себе ребёнка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.