Презентация на тему "Как родителям повышать учебную мотивацию школьников" предназначена для проведения родительского собрания в 1 классе. Мы часто слышим, что у детей пропала или отсутствует мотивация к обучению в школе. Как помочь родителям повышать мотивацию ребёнка? В презентации даются советы родителям.
Родительское собрание на
тему: «Как родителям
повышать учебную
мотивацию школьников»
«Учение - это серьезный труд,
требующий организованности,
дисциплины, волевых усилий
со стороны ребенка».
В. А.
Крутецкий
Мотивация это совокупность факторов, определяющих
поведение. Это понятие описывает отношение, существующее
между действиями и причинами, которые его объясняют.
Проще говоря, мотивация это отношение школьника к
учению.
Вопросы анкеты для детей:
1) Тебе нравится в школе?
а) не очень; б) нравится; в) не нравится
2) Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или
тебе часто хочется остаться дома?
а) чаще хочется остаться дома; б) бывает поразному; в) иду с радостью
3) Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем
ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или
остался бы дома?
а) не знаю; б) остался бы дома; в) пошел бы в школу
4) Тебе нравится, когда у вас отменяют какиенибудь уроки?
а) не нравится; б) бывают поразному в) нравится
5) Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а) хотел бы; б)не хотел бы; в) не знаю
6) Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю; б)не хотел бы; в) хотел бы
7) Ты часто рассказываешь о школе родителям?
а) часто; б) редко; в)не рассказываю
8) Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
а) точно не знаю; б)хотел бы; в) не хотел бы
9) У тебя в классе много друзей?
а) мало; б)много; в) нет
друзей.
По результатам анкеты можно
выделить пять уровней мотивации:
Первый уровень –
высокая
мотивация .
Второй уровень –
хорошая
мотивация
Третий уровень –
нормальная
мотивация к
школе
Четвертый
уровень – низкая
школьная
мотивация
Пятый уровень –
негативное
отношение к
школе
Первый уровень – высокая мотивация у этих детей
положительное отношение к школе, есть познавательный
мотив, стремление наиболее успешно выполнять все
предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята
легко усваивают учебный материал; полно овладевают
программой, прилежны; внимательно слушают указания
учителя; выполняют поручения без внешнего контроля;
проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам;
поручения выполняют охотно; занимают благоприятное
статусное положение в классе.
Второй уровень – хорошая мотивация при средних
показателях школьной мотивации ребенок положительно
относится к школе; понимает учебный материал; усваивает
основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи;
внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но
требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к
урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в
классе.
Третий уровень – положительная мотивация к школе
ребята, показавшие развитие внешней школьной мотивации
имеют положительное отношение к школе, но школа
привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети
достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще
ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем.
Познавательные мотивы у таких детей сформированы в
меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация
эти дети относится к школе отрицательно или безразлично,
посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются
посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а
как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.
Пятый уровень – негативное отношение к школе,
школьная дезадаптация таких детей очень мало, но к
сожалению они есть.
Гистограмма результатов определения
школьной мотивации обучающихся 1 –
д класса
1-дкласс
высокий
хороший
нормальный
низкий
негативный
Ошибка родителей №1.
Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что
он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность –
это не синоним готовности психологической, которая определяется
уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка
подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в
данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у
ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только
то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это
задача еще дошкольного возраста.
Ошибка родителей №2.
Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со
сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения,
когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать
правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим
мнением и желанием, жить в коллективе.
Ошибка родителей №3.
Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому
эмоциональному отрицательному накалу во время
переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто
не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него
просто не хватает на это энергии.
Ошибка родителей №4.
Отсутствие четкой организации жизни ребенка,
несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети,
которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие
то интересные для них занятия, как правило, несмотря на
нагрузку, более мотивированы на учебу.
Ошибка родителей №5.
Нарушение единства требований к ребенку со стороны
родителей (всегда есть лазейка для ребенка чтото сделать
не так, как надо, «столкнуть родителей лбами»,
пожаловаться бабушке и дедушке на родителей)
Ошибка родителей №6.
Неправильные методы воспитания: подавление личности,
угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания,
чрезмерная опека.
Ошибка родителей №7.
Завышенные требования без учета объективных
возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то
время, как могут быть объективные причины для этих
проявлений (соматическое состояние, психологические
особенности, особенности умственного развития и пр.)
Ошибка родителей №8.
«Убивание» мотивации к обучению
путем высмеивания, некорректных
высказываний, сравнения с другими
детьми, «загон» ребенка в ситуацию
неуспеха, неудачи и пр. Проецирование
своих ожиданий на дочку или сына —
это, наверное, самая распространенная
ошибка родителя, не всегда даже
осознаваемая.
Ошибка родителей №9.
Родители верят в то, что дети должны
разделять интересы, которые были у них
в детстве, и порой не допускают даже
мысли о том, что их ребенку это может
быть совсем не интересно. Давление
родителей может быть тем сильнее, чем
меньше им самим удалось реализоваться
в интересующих их областях.
ВЫВОД
Семья и школа должны работать вместе, дружно. Как
одна семья, без школы, не может, обучить своего ребенка,
также школа, без семьи, этого сделать не может.