особую позицию педагога как старшего товарища («рядом и чуть впереди»), искреннего и
Слайд 1.
КТД И.П. Иванова.
Слайд 2.
Создателем технологии коллективного творческого дела является доктор педагогических наук
Игорь Петрович Иванов. Главным его трудом в области методики коллективных творческих дел
является «Энциклопедия коллективных творческих дел».
А теперь поподробнее о ТЕХНОЛОГИИ КТД.
Слайд 3.
Коллективной творческой деятельностью, по определению И.П. Иванова, называется «такая
организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива
участвуют в планировании и анализе; деятельность носит характер коллективного творчества и
направлена на пользу и радость далеким и близким людям».
Слайд 4.
Технология организации коллективной творческой деятельности предполагает:
•
организацию жизни детского коллектива как общественно значимой – на основе совместной
заботы педагогов и воспитанников об улучшении окружающей жизни, жизни своего коллектива и
самосовершенствовании;
•
построение коллектива на принципах сменяемости ролей (нет постоянных поручений и
руководителей, каждый может попробовать любую роль), опоры на «малые группы» внутри
коллектива (постоянная смена состава групп учит взаимодействию с разными людьми),
коллективного планирования, подготовки, анализа и организации общих дел, отношений и
поступков;
•
организацию жизни детского коллектива как личностно значимой и эмоционально
насыщенной; как художественно инструментованной (посредством ритуалов, традиций, игровых
приемов и т.п.);
•
понимающего, готового и умеющего взаимодействовать с детьми.
Слайд 5.
В рамках данной технологии предполагается проведение КТД различной направленности:
трудовых, познавательных, художественнотворческих, спортивных, общественнополитических.
Слайд 6.
Коллективное творческое дело (КТД) – это общественноважное дело. КТД – творческое, так
как, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все
участники ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важных практических
задач. КТД коллективное, так как планируется, готовится, совершается и обсуждается и
воспитателями, и воспитанниками.
Слайд 7.
Основными задачами КТД в настоящее время являются: формирование и развитие коллектива;
развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности; развитие творчества как
коллективного, так и индивидуального; обучение правилам и формам совместной работы;
реализация коммуникационных потребностей детей.
Слайд 8.
Технология организации и проведения КТД
В организации «классического» коллективного творческого дела, разработанного И.П. Ивановым,
выделяют шесть стадий:…
Слайд 9.
Первая стадия – предварительная работа коллектива, целью которой является создание настроя на
предстоящее дело, формирование мотивации. Проводится стартовая беседа. Педагог показывает
детям привлекательность предстоящего дела или ставит проблему, для решения которой нужно
провести определенное дело. Идет коллективное обсуждение по вопросам: что будем проводить?
зачем (для кого)? когда? с кем вместе? кто будет участвовать? кому быть организатором? (Вопрос
«Как?» при этом не ставится.) Кроме стартовой беседы, на этой стадии возможны также нетрадиционные формы организации
деятельности детей: разведка интересных дел, «развивающаяся кооперация». «мозговой штурм»,
«аукцион идей».
Слайд 10.
Вторая стадия – коллективное планирование, разработка проекта КТД. На этом этапе детский
коллектив разбивается на микрогруппы (команды, звенья), каждая из которых разрабатывает свой
вариант проведения предстоящего дела и защищает перед всем коллективом. В результате
коллективного обсуждения разных вариантов рождается проект КТД. Выбирается «совет дела»
временный орган, который будет руководить проведением КТД; в него входят представители всех
микрогрупп.
Слайд 11.
Третья стадия – коллективная подготовка КТД. Совет дела уточняет совместно выработанный
проект КТД, разрабатывает и распределяет по микрогруппам поручения по подготовке
предстоящего дела. Поручения обсуждаются в микрогруппах, которые планируют и начинают
работу по воплощению отдельных частей общего замысла, учитывая высказанные ранее пожелания
и предложения. Микрогруппы готовят свои «кусочки» дела, творческие сюрпризы, элементы
оформления, награды. Совет дела координирует деятельность микрогрупп.
Слайд 12.
Четвертая стадия – стадия проведения КТД. Это собственно КТД, итог подготовительной работы.
Допускаются отступления от первоначального проекта (сценария) за счет сюрпризов микрогрупп,
экспромтов, импровизаций. Позиция педагога может варьироваться от открытого руководства
делом до косвенного или опосредованного влияния (участие в жюри, проведение части КТД.). Чем
больше у ребят опыта организации совместной деятельности, тем больше педагог отходит от
позиции руководства к более мягким вариантам педагогической помощи в форме регулирования
настроения, взаимоотношений, позиций.
Слайд 13.
Пятая стадия – коллективное подведение итогов, коллективный анализ проведенного дела.
Обсуждаются следующие вопросы: а) Что понравилось и почему? Кому скажем «спасибо»?; б) Что
не получилось и почему?; в) Что предлагаем на будущее? Что тебе дало участие в общем деле?
Какие вызвало чувства? Какие мысли? Что тебе показалось важным? Что показалось неожиданным,
удивительным? Помогло ли КТД чтото понять в себе?
Слайд 14.
Шестая стадия – ближайшее последействие. Руководитель коллектива организует использование в
учебной и внеучебной деятельности того опыта, который был накоплен воспитанниками при
планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД. Это может быть работа в микрогруппах
на уроке, подготовка сюрприза для малышей, оформление летописи коллектива. [5]
Слайд 15.
Каждое КТД является комплексным средством воспитания и развития в единстве личностных,
индивидуальных и субъектных качеств воспитанника.
Основными условиями воспитательной эффективности КТД являются: 1) единство жизненно
практической (улучшение жизни коллектива и окружающей жизни) и воспитательной
направленности. Каждое дело – форма общей творческой гражданской заботы и воспитателей и
воспитанников: практической, организаторской, воспитательной; 2) творческий характер каждого
КТД: непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи на всех стадиях организации; 3)
ценностная интерпретация задач; 4) единство стадий организации каждого дела, объединенных
общей идеей, ценностью.
Одна из задач технологии организации коллективной творческой деятельности и важное условие ее
успешной реализации – становление конструктивных (деловых, полезных) отношений в
команде (микрогруппах и коллективе в целом). Для решения задачи нужна ориентация не только
на практический результат, но и на сам процесс взаимодействия в ходе подготовки и проведения
КТД. Взаимодействие должно быть диалогическим, на основе понимания воспитанника. Педагог
сам демонстрирует образец поведения, в соответствии с которым можно выстраивать деловые и личные отношения с окружающими людьми, и добивается реализации подобных моделей в
поведении и отношениях воспитанников.
Слайд 16.
Коллективная творческая деятельность – деятельность одновременно практическая и духовная,
позволяющая ребенку приобрести не только практические, организаторские, коммуникативные и
другие навыки, но и опыт диалогического взаимодействия и гуманных отношений, выявить и
реализовать свои способности, освоить общепринятые способы и формы реализации ценностных
отношений к окружающему миру и другим людям.
Презентация на тему "КТД И.П. Иванова"
Презентация на тему "КТД И.П. Иванова"
Презентация на тему "КТД И.П. Иванова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.