Модель сопровождения семьи и ребенка раннего возраста с ОВЗ
Цель - сопровождение семьи и ребенка раннего возраста является создание оптимальных условий психического и социального развития, стимуляция его потенциальных возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребенка с окружающим миром.
Задачи:
раннее выявление отклонений в развитии ребенка;
создание необходимой развивающей среды;
разработка и применение индивидуальных мер коррекции;
стимуляция потенциальных возможностей ребенка;
осуществление профилактики неблагополучного развития детей.
Педагогический мониторинг – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации состояния педагогического процесса, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием детей, а также прогнозирование и коррекцию развития воспитанников
Формы:
скрининг-обследование;
комплексное обследование;
медицинское обследование;
мониторинг развития ребенка в процессе коррекционной работы;
комплексное обследование ребенка на ПМПК с целью определения образовательной программы, при незначительной динамике в течение года.
Система помощи детям раннего возраста предполагает выявление с помощью скрининг-диагностики следующих групп детей:
дети с развитием, соответствующим условной возрастной норме;
«группа внимания» - дети с развитием, соответствующим нижней границе условной возрастной нормы, которые при определенных условиях могут, как достигнуть нормы развития, так и уйти в «группу риска»;
«группа риска» - дети с развитием, ниже условной возрастной нормы.
Скрининг-обследование проводится по следующим разделам:
• сенсорное развитие;
• общие движения;
• развитие речи;
• игровая деятельность;
• общение;
• навыки самообслуживания.
Для диагностики используется
1. Методич.пособие Стребелевой Елены Антоновны. (ред.) и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, Методическое пособие.
2. Логопедическая : Громова Ольга Евгеньевна, Соломатина Галина Николаевна. Логопедическое обследование детей 2—4 лет: Методическое пособие. , а также методики и пособия
Нищевой Натальи Валентиновны.
Особенности организации обследования с детьми раннего возраста с ОВЗ:
содержание материала должно соответствовать детскому опыту;
необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала;
необходимо контролировать длительность занятия;
необходима смена видов деятельности;
перенос знаний;
малышам необходима положительная оценка их деятельности.
Функции и задачи участников процесса сопровождения
Ведущий специалист
разрабатывает индивидуальную программу;
консультирует участников коррекционного процесса.
Исполнитель
участвует в разработке программы;
реализует ее;
констатирует динамику в развитии ребенка;
обучает родителей методам и приемам работы с детьми в домашних условиях.
Медсестра
контролирует эффективность и периодичность рекомендуемого лечения.
Председатель ПМПк
координирует работу всех участников процесса сопровождения.
Родители
закрепляют знания, умения и навыки, формируемые в процессе реализации Программы и активно участвуют в коррекционном процессе.
Коррекционное направление работы с детьми группы «риска» и группы «внимания».
Коррекционно-развивающая работа предполагает:
разработку индивидуальной программы
психолого-педагогической помощи ребенку группы «риска» специалистами ПМПк и педагогами ДОУ;
обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком группы «риска»;
проведение индивидуальных и
групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста , входящими в группу «риска»; (кружковая работа с детьми группы «внимания»)
проведение тренинговых занятий с родителями с целью нормализации внутрисемейных отношений, снижению эмоционального стресса, вызванного
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.