Данная презентация содержит информацию по следующим вопросам:
овладение различными видами чтения;
овладение приёмами работы с различными информационными
источниками;
изложение содержания прослушанного или прочитанного текста;
написание тезисов, конспекта, отзыва, рецензии, эссе, аннотации;
создание устных высказываний.
Полученные школьниками навыки необходимы им в дальнейшей жизни для успешной социализации.
МОУ Пречистенская СОШ
МОУ Пречистенская СОШ
Надпредметные
Надпредметные
компетентности как
компетентности как
необходимое условие
необходимое условие
социализации
социализации
учащихся
учащихся
Автор:
Автор:
Ванцаева Н.А.
Ванцаева Н.А.
2009
2009
ЦельЦель
Познакомить с надпредметными
Познакомить с надпредметными
компетенциями,
компетенциями,
обеспечивающими формирование
обеспечивающими формирование
общеучебных умений и навыков
общеучебных умений и навыков
для их последующей
для их последующей
социализации.
социализации.
Основные
Основные
компетентности
компетентности
• овладение различными видами
овладение различными видами
чтения;
чтения;
• овладение приёмами работы с
овладение приёмами работы с
различными информационными
различными информационными
источниками;
источниками;
• изложение содержания
изложение содержания
прослушанного
прослушанного
или прочитанного текста;
или прочитанного текста;
• написание тезисов, конспекта,
написание тезисов, конспекта,
отзыва,
отзыва,
рецензии, эссе, аннотации;
рецензии, эссе, аннотации;
Работа с текстом
Работа с текстом
• понимание содержания текста
понимание содержания текста
(темы, идеи, сюжета);
(темы, идеи, сюжета);
• умение членить текст на
умение членить текст на
микротемы;
микротемы;
• получение вторичного текста на
получение вторичного текста на
основе прочитанного.
основе прочитанного.
Виды плана
Виды плана
• в виде вопросов;
в виде вопросов;
• … … словосочетаний;
словосочетаний;
• … … тезисов;
тезисов;
• … … цитат.
цитат.
Виды вторичных текстов
Виды вторичных текстов
тезисы
тезисы
реферат
реферат
конспект
конспект
Порядок работы над
Порядок работы над
тезисами
тезисами
• выделить или сформулировать в
выделить или сформулировать в
каждом абзаце смысловое
каждом абзаце смысловое
предложение;
предложение;
• исключить из абзацев
исключить из абзацев
детализирующую информацию;
детализирующую информацию;
• сократить или переформулировать,
сократить или переформулировать,
если нужно, содержание смысловых
если нужно, содержание смысловых
предложений.
предложений.
Порядок работы над
Порядок работы над
конспектом
конспектом
• сформулировать тему, основную мысль
сформулировать тему, основную мысль
текста, главную мысль каждого абзаца;
текста, главную мысль каждого абзаца;
• записать к главной мысли каждого
записать к главной мысли каждого
абзаца минимум примеров;
абзаца минимум примеров;
• определить, какие части текста
определить, какие части текста
необходимо привести дословно;
необходимо привести дословно;
• использовать сокращение слов, рисунки-
использовать сокращение слов, рисунки-
символы, условные обозначения.
символы, условные обозначения.
Реферат как вид текста
Реферат как вид текста
Композиционные части реферата:
Композиционные части реферата:
1.1. Вступление.
Вступление.
2.2. Основная часть.
Основная часть.
3.3. Заключение.
Заключение.
Этапы работы над
Этапы работы над
рефератом
рефератом
• формулирование темы;
формулирование темы;
• подбор и изучение основных источников
подбор и изучение основных источников
по теме;
по теме;
• составление библиографии;
составление библиографии;
• обработка и систематизация информации;
обработка и систематизация информации;
• разработка плана реферата;
разработка плана реферата;
• написание реферата;
написание реферата;
• публичное выступление.
публичное выступление.
Приёмы компрессии
Приёмы компрессии
содержания
содержания
текста
текста
• разделение информации на главную и
разделение информации на главную и
второстепенную;
второстепенную;
• исключение несущественной
исключение несущественной
информации;
информации;
• свёртывание исходной информации за
свёртывание исходной информации за
счёт обобщения (перевода частного в
счёт обобщения (перевода частного в
общее).
общее).
Языковые приёмы
Языковые приёмы
компрессии
компрессии
текста
текста
•упрощение
упрощение;;
•исключение
исключение;;
•слияние
слияние..
Вывод
Вывод
Умение работать с источниками
Умение работать с источниками
информации, строить монологическое
информации, строить монологическое
и диалогическое высказывание в
и диалогическое высказывание в
соответствии с языковыми нормами,
соответствии с языковыми нормами,
получать различные виды вторичных
получать различные виды вторичных
текстов является необходимым
текстов является необходимым
условием успешной социализации
условием успешной социализации
выпускника школы.
выпускника школы.