Сейчас в монастыре живут в основном молодые женщины в возрасте от 20 до 35 лет, есть среди послушниц девочки 10—14 лет. Женщины и девушки, пришедшие в монастырь и видящие свое призвание в монашестве, имеют в основном медицинское образование.
В наши дни Хотьковский монастырь содержит детский приют, где живут и учатся сироты — мальчики и девочки до 8 лет. Монастырь шефствует над детским отделением психиатрической больницы, помогает пациентам детского и подросткового отделения другой больницы, в дом престарелых поставляют творог и молоко. При монастыре работает воскресная школа, которую посещают дети в возрасте от 4 до 14 лет, они изучают Закон Божий, историю, географию, пение, рисование, рукоделие. При монастыре создана и работает иконописная мастерская.
В наши дни возрожден благочестивый обычай: паломники, направляющиеся в Троице-Сергиеву лавру, стараются посетить обитель в Хотьково и поклониться гробнице родителей Сергия Радонежского в нынешнем Покровском храме.
В большинстве своем монастырь восстановлен, но работы еще по восстановлению продолжаются. Продолжаются росписи Храма. Территория ухожена. Красивые растения. Лавочки. Богатая церковная лавка. Монастырь содержит детский приют. Монастырю выделено 30 га земли. Занимаются сельским хозяйством. Послушницы в основном молодые. Все спокойно. УмиротворениПокровский Хотьков монастырь стоит на узком и длинном мысу, образованном речкой Пажей и Комякинским оврагом. Место, которое он занимает, издревле называлось "Хотково" или "Хотков". Среди различных версий прохождения названия Хотькова монастыря наиболее правдоподобной представляется та, согласно которой в его основе лежит древнеславянское мужское имя "Хот" или "Хотьк".
О начале Хотькова монастыря нет сведений, но он основан, или составился, не позднее первой четверти XIV века, ибо в 1335-1336 годах в нем постриглись а позднее были погребены родители преподобного Сергия Радонежского.
Тема : «Покровский женский Хотьков
монастырь»
Подготовила слушатель курсов
Циванюк Нелли Михайловна
Образовательная организация
МБОУ СОШ №27
Покровский женский
монастырь
Город Хотьково
Начальная история монастыря
полна загадок. Неизвестно имя
основателя и дата основания.
Покровский Хотьков монастырь
стоит на узком и длинном мысу,
образованном речкой Пажей и
Комякинским оврагом. Место,
которое он занимает, издревле
называлось "Хотково" или
"Хотков". Среди различных
версий прохождения названия
Хотькова монастыря наиболее
правдоподобной представляется
та, согласно которой в его основе
лежит древнеславянское
мужское имя "Хот" или "Хотьк".
О начале Хотькова монастыря нет
сведений, но он основан, или
составился, не позднее первой
четверти XIV века, ибо в 1335-1336
годах в нем постриглись а позднее
были погребены родители
преподобного Сергия
Радонежского.
Весьма вероятно, что вначале это
не был монастырь в собственном
смысле, а была приходская
церковь, у которой жили старцы и
старицы, что в древнее и старое
время было очень обычно. Как бы
ни было, но в первой половине XIV
века он был монастырем двойным -
мужским и вместе женским, по
каковой причине в нем одном и
постриглись как отец, так и мать
преподобного Сергия, и этим
монастырем двойным, мужско-
женским, он оставался не менее
В продолжение долгого времени
монастырь был очень бедным, так
что к нему шло название не
столько монастыря, сколько
монастырька, каковым последним
именем он и назывался.
Запрет совместного проживания
мужчин и женщин в монастырях
был установлен в 1504 г., но в
Хотькове старцы и старицы
соседствовали до 1534 г.
В 1545 году царь
Иван Васильевич
Грозный,
исполняя просьбу
Троицкого
игумена с
братией,
предоставил
монастырь в
заведывание
Троицкого
монастыря. Став в
промежутке годов
1506-1544
монастырем
исключительно
женским, Хотьков
монастырь и
остался таковым
уже на все
последующее
время.
Подчинение Троице-Сергиеву монастырю коренным образом
изменило характер монастыря "на Хоткове". Теперь он приобрел
покровительство влиятельной и богатой Троицкой обители.
Неудивительно, что девичий монастырь начал постепенно
приходить в лучшее чем прежде состояние.
В начале XYII в. в Московском государстве, ослабленном неудачной
Ливонской войной и опричниной, голодом и крестьянскими
восстаниями, началась долгая кровавая смута. Русскую землю
заполонили вооруженные отряды поляков, литовцев, украинских
казаков и ватаги примкнувших к ним собственных "воров".
Многотысячное польско-литовское войско Сапеги и Лисовского 16
месяцев (1608 -1610 гг.) держало в осаде Троице-Сергиев монастырь.
Долгое пребывание вражеских отрядов под стенами Троицкой
обители привело к разорению и запустению ее окрестностей. Не
избежали этого и городок Радонеж с окружающими его деревнями,
и Покровский монастырь. И четыре года спустя после освобождения
Троице-Сергиева монастыря от осады принадлежавшая ему соседняя
обитель находилась в полном запустении.
До середины XVIII
века монастырские
строения, за
исключением
соборной церкви
1644-1648 гг., были
деревянными.
Развитие
монастыря как
места
паломничества
привело к
постепенной
замене их
каменными.
При поддержке Троице-Сергиева монастыря Хотьковская обитель была
восстановлена к середине 20-х годов XVII в. В 1764 году Хотьков
монастырь был переведен на государственное содержание, которое
обеспечивало насельниц лишь минимумом необходимых средств.
Поэтому хотьковские монахини должны были сами заботиться о себе.
Выручали их небольшие угодья, принадлежащие монастырю, и навыки
к рукоделию. Почти все монахини умели прясть и шить, в том числе
серебром и золотом. Свои рукоделья монахини продавали в монастыре
или на рынке в селе Клементьеве.
Но вскоре монахиням запретили покидать обитель и они
стали вести торговлю прямо в монастыре. Так, торговля
оживлялась в дни храмовых праздников, главным из
которых был Покров Пресвятой Богородицы 14 октября. В
этот день и всю последующую неделю внутри и вне
монастыря торговали не только монашескими рукодельями,
но и калачами, пряниками, яблоками, орехами, прочим
"съестным харчем". Многолюдство, шум и крик
торгующихся придавали девичьей обители вид большого
села в разгар ярмарки
Хотьковские монахини славились своими рукоделиями: шили церковные
одежды, вышивали, стегали одеяла на заказ в приданое богатым
невестам, а из остатков тканей мастерили игрушки. Так из
бережливости (грех пропадать даже малому добру, пусть и лоскутику)
родились лоскутные хотьковские мячики. Каждый мячик собирается из
12 квадратных подушечек. Традиционные набивали мхом, а внутрь
прятали берестяную погремушку с горохом: подбросишь такой мячик –
он гремит. Игрушка замечательная: хочешь- кидаешь, хочешь —
Наибольшей художественной цельности монастырский ансамбль
достиг к середине XIX века, когда в его центре была поставлена
Разборка колокольни в 1930-х гг. обезглавила монастырь.
высокая колокольня.
Октябрьский переворот 1917 г. круто изменил ритм жизни обители.
В 1918 г. монастырь разграбили, в 1919 г. часть зданий монастыря
отдали детской колонии, в 1921 г. — официально закрыли. Но даже
после своего официального закрытия монастырь фактически
существовал под приемлемым для новой власти названием
«трудовой артели кустарных изделий». В середине 1920-х гг. здесь
еще жили и трудились примерно 160 монахинь, которые пытались
сохранить прежний монастырский уклад жизни. К этому времени
уже большую часть бывших монастырских зданий занимали
службы детской колонии, так называемый «детский городок».
В 1928 г. артель из монахинь закрыли, а самих тружениц выселили
из монастыря. В освободившихся монастырских зданиях
умерла.
разместили фабричные общежития. В начале 1930-х гг. закрыли
продолжавшие еще работать монастырские храмы. В 1931 г.
последнюю игуменью монастыря (она была ею с 1918 по1931 г.)
Варсонофию арестовали и отправили в ссылку в Казахстан, где она
В 1930-е гг. мрамор от соборов Хотьковского монастыря
использовали при отделке станции Московского метрополитена
«Комсомольская». Серебряную и золотую церковную утварь
конфисковали, менее ценную сбросили в находившиеся на
территории монастыря глубокие колодцы, которые затем
засыпали и закрыли бетонными плитами. Разрушение и
разграбление монастыря продолжалось до конца 1980-х гг.
В 1987 г. местная молодежь начала очищать закрытые монастырские
соборы от хлама и гари. В 1989 г. в восстановленном Покровском
В 1990 г. Хотьковский монастырь передали Русской православной
соборе состоялся первый молебен.
Хотьковский монастырь был возрожден летом 1992 г.
церкви.
Сейчас в монастыре живут в основном молодые женщины в возрасте
от 20 до 35 лет, есть среди послушниц девочки 10—14 лет. Женщины
и девушки, пришедшие в монастырь и видящие свое призвание в
монашестве, имеют в основном медицинское образование.
В наши дни Хотьковский монастырь содержит детский приют, где
живут и учатся сироты — мальчики и девочки до 8 лет. Монастырь
шефствует над детским отделением психиатрической больницы,
помогает пациентам детского и подросткового отделения другой
больницы, в дом престарелых поставляют творог и молоко. При
монастыре работает воскресная школа, которую посещают дети в
возрасте от 4 до 14 лет, они изучают Закон Божий, историю,
географию, пение, рисование, рукоделие. При монастыре создана и
В наши дни
возрожден
благочестивый
обычай:
паломники,
направляющиес
я в Троице-
Сергиеву лавру,
стараются
посетить
обитель в
Хотьково и
поклониться
гробнице
родителей
Сергия
Радонежского в
нынешнем
Покровском
храме.
На протяжении многих веков игуменьи Хотьковского Покровского
монастыря старались украшать свою обитель.
Рака с мощами
преподобных Кирилла и
Марии, родителей
преподобного Сергия
Радонежского.
Центральный Покровский собор
Чудотворца, с приделами во имя
апостолов Петра и Павла и в
воспоминание обновления храма
Церковь во имя Николая
Воскресения Христова во
Иерусалиме (Словущего
Воскресения)
Церковь Рождества
Иоанна Предтечи
(над северными
воротами)
Церковь прп.Митрофана
Воронежского (над южными
воротами)
ПОКРОВСКИЙ
ХОТЬКОВ МОНАСТЫРЬ
СЕГОДНЯ
В большинстве своем
монастырь восстановлен,
но работы еще по
восстановлению
продолжаются.
Продолжаются росписи
Храма. Территория
ухожена. Красивые
растения. Лавочки.
Богатая церковная лавка.
Монастырь содержит
детский приют.
Монастырю выделено 30
га земли. Занимаются
сельским хозяйством.
Послушницы в основном
молодые. Все спокойно.
Умиротворение. .