1
ВЫСТУПЛЕНИЕ
Проект как средство формирования информационной культуры
участников процесса
Нет ничего столь трудного,
чтобы невозможно было
достичь старанием.
Теренций
незнакомой,
Современное образование рассматривается во всем мире как важный фактор
становления и развития личности, как неотъемлемая часть среды, в которой
живет человек. Начальная школа — наиболее ответственный период в жизни
человека. Здесь закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с
возрастом. Сегодня младшие школьники вполне успешно справляются с
заданиями, требующими применения знаний, умений и навыков. Вместе с тем,
эксперты отмечают неумение выпускников начальной школы действовать в
новой,
нестандартной учебнопрактической ситуации.
Федеральные государственные стандарты нового поколения направлены на
сокращение разрыва между требованиями современности и результатами
образовательной программы.
Каким же должен быть современный урок в условиях «новых» стандартов в
основной и начальной школе? Каковы его содержание, формы?
Конечно, прежде всего, необходимо формирование мотивации на познание:
от «объяснения формирования» к пониманию, сотрудничеству,
саморазвитию.
Для успешной реализации ФГОС используются разные современные
технологии. Остановимся на одной из них технология проектного
обучения.
Актуальность проектного обучения в сегодняшнее время очевидна:
Согласно ФГОС, в центре внимания педагогов должна находиться
деятельность учащихся. Важен не столько конечный результат, сколько сам
процесс приобретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно
учиться, добывать знания, адаптироваться в жизненных ситуациях,
самостоятельно принимать решения, критически мыслить.
По мнению великих ученых и педагогов, например Натальи Ивановны
Гендиной, важнейшая задача, которая стоит сегодня перед школой:
«Дать учащимся знания, умения и навыки информационного2
самообеспечения их учебной деятельности, научить молодого
гражданина ХХI века ориентироваться в массивах информации,
используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в
условиях информационного общества».
Технология проектного обучения открывает широкие возможности для
решения главной задачи, поскольку исследования под руководством Евгении
Семеновны Полат показывают, что в основе метода проектов лежит развитие
познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать
свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве,
развитие критического мышления.
Например, в процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут
обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения
проблемы, результатами собственных и совместных разработок. Средства
организации такой совместной деятельности включают:
электронную почту,
списки рассылок,
электронные доски объявлений,
дискуссионные группы,
средства поиска информации в Internet,
средства общения в реальном и отложенном времени,
социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0.
Под сетевым проектом мы понимаем совместную учебно – познавательную,
исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся –
партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации,
имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы
деятельности, направленные на достижение совместного результата
деятельности.
Следует обратить особое внимание на требования, которыми должен обладать
сетевой проект:
1. Учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях.
2. Работа учащихся, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и
активна.
3. В сетевом проекте организация взаимодействия школьников
полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не
только индивидуальной, но и групповой работы.
Основным видом деятельности при этом является работа с информацией, в
том числе в Сети Интернет.
Систематическая практика в совместной деятельности формирует не только
самостоятельность, но и ответственность за собственную работу и работу всей3
группы. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли
(лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора
идей и т.д.)
Критерии оценивания зависят от характера работы на том или ином этапе
проекта. Кроме специфических критериев, характерных для определенного
вида деятельности, есть определенный набор критериев, которые в том или
ином сочетании могут присутствовать среди критериев оценки того или
иного вида деятельности.
Метод учебного проекта – одна из личностно ориентированных технологий,
способ организации самостоятельной деятельности учащихся, включающий в
себя проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные,
исследовательские и др. методики.
Данный вид работы широко используется педагогами нашей школы. У
каждого педагога имеется свой Банк проектов. Начинали мы с учебных
проектов на базе своего класса, затем организовалась творческая группа из
лица педагогов лицея, и мы организовали издательский проект по выпуску
детских газет и журналов. ПОКАЗАТЬ видео
Освоив технологию проектного обучения и программу Intel «Обучение для
будущего», мы начали работать над сетевым проектом. Сначала в рамках
лицея, потом района, регионов. Одним из таких проектов был сетевой проект
«Моя коллекция».
Проект организован в рамках программы Intel «Обучение для будущего» и
проекта " 300 ИнтелШкол2013", при участии кафедры информационных
технологий и кафедры начального образования ГБОУ ДПО Нижегородского
института развития образования . ОТКРЫТЬ проект
Краткая аннотация проекта
"Коллекционирование школа воли, рефлекс цели,
имеющий огромное жизненное значение"
И.П. Павлов
Проектная деятельность сегодня является одной из ведущих в современном
образовательном процессе. В основе каждого проекта лежит системно
деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств
личности ребенка, отвечающих требованиям информационного общества.
Наверное, нет ни одного человека, который не пытался коллекционировать
чтото в своей жизни. Есть люди, у которых это занятие превратилось в хобби.
Наш проект мы посвящаем нашим коллекциям и людям, истинно увлеченным4
и любящим коллекционировать. Мы приглашаем всех рассказать о своих и о
чужих коллекциях, о людях, занимающихся коллекционированием. Потому
что уверены, что занятие это не только интересное, но и очень полезное.
Например, великий ученый А. Эйнштейн об этом сказал однажды:
"Коллекционируйте это особенно полезно для тех, кто занимается
умственным трудом. Коллекционирование учит сосредоточивать память, при
этом будучи само по себе отдыхом от мыслей, над которыми обычно
приходится сосредоточиваться". Коллекция – это богатство каждого
человека, созданное им на протяжении своей жизни. С помощью коллекции
можно узнать духовный мир человека, найти ключик к его сердцу. Участвуя в
проекте, у ребенка формируются основные умения, необходимые человеку
в XXI веке:
ответственность
коммуникативные умения
творческий потенциал и любознательность
сотрудничество и взаимодействие
саморазвитие
социальная ответственность
В ходе проекта участники наблюдают, сравнивают, анализируют, проводят
исследования, способствующие развитию понимания мира, в котором мы
живем, расширению их знаний из других областей, а также становлению их
собственной личности. Данный проект предназначен для развития
метапредметных умений, творческих способностей учащихся, формирования
навыков исследовательской и проектной деятельности, развивает интерес и
мотивацию к обучению. Проект направлен на организацию сетевого
взаимодействия с целью повышения коммуникативных навыков, развития
информационной компетенции младших школьников, формирования навыков
работы с сервисами Web.2.0. В проекте могут принимать участие учащиеся
начальной школы и их родители. Участие в проекте командное: от 25
человек+педагог. Тема проекта органично вписывается в программу
внеурочной деятельности.5
SWOTанализ
— метод
SWOTанализ
стратегического
планирования, заключающийся в выявлении факторов
внутренней и внешней среды организации и разделении
их на четыре категории: Strengths (сильные стороны),
Weaknesses (слабые стороны)...
SWOTанализ — метод стратегического планирования, заключающийся в
выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении
их на четыре категории:[1]
Strengths (сильные стороны),
Weaknesses (слабые стороны),
Opportunities (возможности),
Threats (угрозы).
Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды
объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять);
возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть
тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется
объектом)[1]. Например, предприятие управляет собственным торговым
ассортиментом — это фактор внутренней среды, но законы о торговле не
подконтрольны предприятию — это фактор внешней среды.
Объектом SWOTанализа может быть не только организация, но и другие
социальноэкономические объекты:
города,
политические
государственнообщественные институты,
партии,
(НКО), отдельные специалисты,
персоны и т. д.[1]
некоммерческие организации
отрасли экономики,
научная сфера,6