1
ВЫСТУПЛЕНИЕ
Проект как средство формирования информационной культуры
участников процесса
Нет ничего столь трудного,
чтобы невозможно было
достичь старанием.
Теренций
незнакомой,
Современное образование рассматривается во всем мире как важный фактор
становления и развития личности, как неотъемлемая часть среды, в которой
живет человек. Начальная школа — наиболее ответственный период в жизни
человека. Здесь закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с
возрастом. Сегодня младшие школьники вполне успешно справляются с
заданиями, требующими применения знаний, умений и навыков. Вместе с тем,
эксперты отмечают неумение выпускников начальной школы действовать в
новой,
нестандартной учебнопрактической ситуации.
Федеральные государственные стандарты нового поколения направлены на
сокращение разрыва между требованиями современности и результатами
образовательной программы.
Каким же должен быть современный урок в условиях «новых» стандартов в
основной и начальной школе? Каковы его содержание, формы?
Конечно, прежде всего, необходимо формирование мотивации на познание:
от «объяснения формирования» к пониманию, сотрудничеству,
саморазвитию.
Для успешной реализации ФГОС используются разные современные
технологии. Остановимся на одной из них технология проектного
обучения.
Актуальность проектного обучения в сегодняшнее время очевидна:
Согласно ФГОС, в центре внимания педагогов должна находиться
деятельность учащихся. Важен не столько конечный результат, сколько сам
процесс приобретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно
учиться, добывать знания, адаптироваться в жизненных ситуациях,
самостоятельно принимать решения, критически мыслить.
По мнению великих ученых и педагогов, например Натальи Ивановны
Гендиной, важнейшая задача, которая стоит сегодня перед школой:
«Дать учащимся знания, умения и навыки информационного 2
самообеспечения их учебной деятельности, научить молодого
гражданина ХХI века ориентироваться в массивах информации,
используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в
условиях информационного общества».
Технология проектного обучения открывает широкие возможности для
решения главной задачи, поскольку исследования под руководством Евгении
Семеновны Полат показывают, что в основе метода проектов лежит развитие
познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать
свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве,
развитие критического мышления.
Например, в процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут
обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения
проблемы, результатами собственных и совместных разработок. Средства
организации такой совместной деятельности включают:
электронную почту,
списки рассылок,
электронные доски объявлений,
дискуссионные группы,
средства поиска информации в Internet,
средства общения в реальном и отложенном времени,
социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0.
Под сетевым проектом мы понимаем совместную учебно – познавательную,
исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся –
партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации,
имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы
деятельности, направленные на достижение совместного результата
деятельности.
Следует обратить особое внимание на требования, которыми должен обладать
сетевой проект:
1. Учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях.
2. Работа учащихся, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и
активна.
3. В сетевом проекте организация взаимодействия школьников
полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не
только индивидуальной, но и групповой работы.
Основным видом деятельности при этом является работа с информацией, в
том числе в Сети Интернет.
Систематическая практика в совместной деятельности формирует не только
самостоятельность, но и ответственность за собственную работу и работу всей 3
группы. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли
(лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора
идей и т.д.)
Критерии оценивания зависят от характера работы на том или ином этапе
проекта. Кроме специфических критериев, характерных для определенного
вида деятельности, есть определенный набор критериев, которые в том или
ином сочетании могут присутствовать среди критериев оценки того или
иного вида деятельности.
Метод учебного проекта – одна из личностно ориентированных технологий,
способ организации самостоятельной деятельности учащихся, включающий в
себя проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные,
исследовательские и др. методики.
Данный вид работы широко используется педагогами нашей школы. У
каждого педагога имеется свой Банк проектов. Начинали мы с учебных
проектов на базе своего класса, затем организовалась творческая группа из
лица педагогов лицея, и мы организовали издательский проект по выпуску
детских газет и журналов. ПОКАЗАТЬ видео
Освоив технологию проектного обучения и программу Intel «Обучение для
будущего», мы начали работать над сетевым проектом. Сначала в рамках
лицея, потом района, регионов. Одним из таких проектов был сетевой проект
«Моя коллекция».
Проект организован в рамках программы Intel «Обучение для будущего» и
проекта " 300 ИнтелШкол2013", при участии кафедры информационных
технологий и кафедры начального образования ГБОУ ДПО Нижегородского
института развития образования . ОТКРЫТЬ проект
Краткая аннотация проекта
"Коллекционирование школа воли, рефлекс цели,
имеющий огромное жизненное значение"
И.П. Павлов
Проектная деятельность сегодня является одной из ведущих в современном
образовательном процессе. В основе каждого проекта лежит системно
деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств
личности ребенка, отвечающих требованиям информационного общества.
Наверное, нет ни одного человека, который не пытался коллекционировать
чтото в своей жизни. Есть люди, у которых это занятие превратилось в хобби.
Наш проект мы посвящаем нашим коллекциям и людям, истинно увлеченным 4
и любящим коллекционировать. Мы приглашаем всех рассказать о своих и о
чужих коллекциях, о людях, занимающихся коллекционированием. Потому
что уверены, что занятие это не только интересное, но и очень полезное.
Например, великий ученый А. Эйнштейн об этом сказал однажды:
"Коллекционируйте это особенно полезно для тех, кто занимается
умственным трудом. Коллекционирование учит сосредоточивать память, при
этом будучи само по себе отдыхом от мыслей, над которыми обычно
приходится сосредоточиваться". Коллекция – это богатство каждого
человека, созданное им на протяжении своей жизни. С помощью коллекции
можно узнать духовный мир человека, найти ключик к его сердцу. Участвуя в
проекте, у ребенка формируются основные умения, необходимые человеку
в XXI веке:
ответственность
коммуникативные умения
творческий потенциал и любознательность
сотрудничество и взаимодействие
саморазвитие
социальная ответственность
В ходе проекта участники наблюдают, сравнивают, анализируют, проводят
исследования, способствующие развитию понимания мира, в котором мы
живем, расширению их знаний из других областей, а также становлению их
собственной личности. Данный проект предназначен для развития
метапредметных умений, творческих способностей учащихся, формирования
навыков исследовательской и проектной деятельности, развивает интерес и
мотивацию к обучению. Проект направлен на организацию сетевого
взаимодействия с целью повышения коммуникативных навыков, развития
информационной компетенции младших школьников, формирования навыков
работы с сервисами Web.2.0. В проекте могут принимать участие учащиеся
начальной школы и их родители. Участие в проекте командное: от 25
человек+педагог. Тема проекта органично вписывается в программу
внеурочной деятельности. 5
SWOTанализ
— метод
SWOTанализ
стратегического
планирования, заключающийся в выявлении факторов
внутренней и внешней среды организации и разделении
их на четыре категории: Strengths (сильные стороны),
Weaknesses (слабые стороны)...
SWOTанализ — метод стратегического планирования, заключающийся в
выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении
их на четыре категории:[1]
Strengths (сильные стороны),
Weaknesses (слабые стороны),
Opportunities (возможности),
Threats (угрозы).
Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды
объекта анализа, (то есть тем, на что сам объект способен повлиять);
возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть
тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется
объектом)[1]. Например, предприятие управляет собственным торговым
ассортиментом — это фактор внутренней среды, но законы о торговле не
подконтрольны предприятию — это фактор внешней среды.
Объектом SWOTанализа может быть не только организация, но и другие
социальноэкономические объекты:
города,
политические
государственнообщественные институты,
партии,
(НКО), отдельные специалисты,
персоны и т. д.[1]
некоммерческие организации
отрасли экономики,
научная сфера, 6
Презентация на тему Проект как средство формирования информационной культуры участников процесса
Презентация на тему Проект как средство формирования информационной культуры участников процесса
Презентация на тему Проект как средство формирования информационной культуры участников процесса
Презентация на тему Проект как средство формирования информационной культуры участников процесса
Презентация на тему Проект как средство формирования информационной культуры участников процесса
Презентация на тему Проект как средство формирования информационной культуры участников процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.