Презентация на тему Проект как средство формирования информационной культуры участников процесса

  • Мероприятия
  • docx
  • 25.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проект.docx
1 ВЫСТУПЛЕНИЕ Проект как средство формирования информационной культуры участников процесса Нет ничего столь трудного,  чтобы невозможно было  достичь старанием. Теренций   незнакомой, Современное образование рассматривается во всем мире как важный фактор становления и развития личности, как неотъемлемая часть среды, в которой живет человек. Начальная школа — наиболее ответственный период в жизни человека.   Здесь   закладывается   то,   что   будет   развиваться   и   укрепляться   с возрастом.   Сегодня   младшие   школьники   вполне   успешно   справляются   с заданиями, требующими применения знаний, умений и навыков. Вместе с тем, эксперты отмечают неумение выпускников начальной школы действовать   в новой,   нестандартной   учебно­практической   ситуации. Федеральные   государственные   стандарты   нового   поколения   направлены   на сокращение     разрыва   между   требованиями   современности   и   результатами образовательной программы.  Каким же должен быть современный урок в условиях «новых» стандартов  в  основной и начальной школе? Каковы его содержание, формы? Конечно, прежде всего,  необходимо формирование мотивации на познание:  от «объяснения ­ формирования» ­ к пониманию, сотрудничеству,  саморазвитию. Для   успешной   реализации   ФГОС   используются   разные   современные технологии.   Остановимся   на   одной   из   них   ­  технология   проектного обучения. Актуальность проектного обучения в сегодняшнее время очевидна: Согласно  ФГОС,   в   центре   внимания   педагогов   должна   находиться деятельность учащихся. Важен не столько конечный результат, сколько сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться,   добывать   знания,   адаптироваться   в   жизненных   ситуациях, самостоятельно принимать решения, критически мыслить.  По   мнению   великих   ученых   и   педагогов,   например   Натальи   Ивановны Гендиной,   важнейшая задача, которая стоит сегодня перед школой: «Дать   учащимся   знания,   умения   и   навыки   информационного2 самообеспечения   их   учебной   деятельности,   научить   молодого гражданина   ХХI     века   ориентироваться   в   массивах   информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества».   Технология       проектного   обучения     открывает   широкие   возможности   для решения главной задачи, поскольку исследования под руководством Евгении Семеновны Полат показывают, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных  навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои   знания,   умений   ориентироваться   в   информационном   пространстве, развитие критического мышления.  Например,   в   процессе   работы   над   сетевым   проектом   учащиеся   могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы,   результатами   собственных   и   совместных   разработок.   Средства организации такой совместной деятельности включают: ­ электронную почту, ­ списки рассылок, ­ электронные доски объявлений, ­ дискуссионные группы, ­ средства поиска информации в Internet, ­ средства общения в реальном и отложенном времени, ­ социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0. Под сетевым проектом мы понимаем совместную учебно – познавательную, исследовательскую,   творческую   или   игровую   деятельность   учащихся   – партнеров,   организованную   на   основе   компьютерной   телекоммуникации, имеющую   общую   проблему,   цель,   согласованные   методы,   способы деятельности,   направленные   на   достижение   совместного   результата деятельности. Следует обратить особое внимание на требования, которыми должен обладать сетевой проект: 1. Учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях.  2. Работа учащихся, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна. 3.   В   сетевом   проекте   организация   взаимодействия   школьников полностью   отвечает   требованиям   эффективной   самостоятельной   не только индивидуальной, но и групповой работы. Основным видом деятельности при этом является работа с информацией, в том числе в Сети Интернет.  Систематическая практика в совместной деятельности формирует не только самостоятельность, но и ответственность за собственную работу и работу всей3 группы. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.) Критерии оценивания зависят от характера   работы на том или ином этапе проекта. Кроме специфических критериев, характерных для определенного вида деятельности, есть определенный набор критериев, которые в том или ином   сочетании   могут   присутствовать   среди   критериев   оценки   того     или иного вида деятельности. Метод учебного проекта – одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, включающий  в себя проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и др. методики. Данный   вид   работы   широко   используется   педагогами   нашей   школы.   У каждого   педагога   имеется   свой   Банк   проектов.     Начинали   мы   с   учебных проектов на базе своего класса, затем организовалась творческая группа из лица педагогов лицея, и мы организовали издательский проект по выпуску детских газет и журналов. ПОКАЗАТЬ видео Освоив технологию проектного обучения и программу  Intel  «Обучение для будущего»,   мы   начали   работать   над   сетевым   проектом.   Сначала   в   рамках лицея, потом района, регионов. Одним из таких проектов  был сетевой проект «Моя коллекция». Проект организован в рамках программы  Intel «Обучение для будущего»  и проекта   "  300   ИнтелШкол­2013",   при   участии   кафедры   информационных технологий и кафедры начального образования  ГБОУ ДПО Нижегородского института развития образования . ОТКРЫТЬ проект Краткая аннотация проекта "Коллекционирование ­ школа воли, рефлекс цели,  имеющий огромное жизненное значение"  И.П. Павлов Проектная деятельность сегодня является одной из ведущих в современном образовательном   процессе.   В   основе   каждого   проекта   лежит   системно­ деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности   ребенка,   отвечающих   требованиям   информационного   общества. Наверное, нет ни одного человека, который не пытался коллекционировать что­то в своей жизни. Есть люди, у которых это занятие превратилось в хобби. Наш проект мы посвящаем нашим коллекциям и людям, истинно увлеченным4 и любящим коллекционировать. Мы приглашаем всех рассказать о своих и о чужих  коллекциях, о  людях, занимающихся  коллекционированием. Потому что   уверены,  что   занятие   это   не   только   интересное,   но   и   очень   полезное. Например,   великий   ученый   А.   Эйнштейн   об   этом   сказал   однажды: "Коллекционируйте   ­   это   особенно   полезно   для   тех,   кто   занимается умственным трудом. Коллекционирование учит сосредоточивать память, при этом   будучи   само   по   себе   отдыхом   от   мыслей,   над   которыми   обычно приходится   сосредоточиваться".   Коллекция   –   это   богатство   каждого человека, созданное им на протяжении своей жизни. С помощью коллекции можно узнать духовный мир человека, найти ключик к его сердцу. Участвуя в проекте, у ребенка формируются основные умения, необходимые человеку в XXI веке:  ответственность  коммуникативные умения  творческий потенциал и любознательность  сотрудничество и взаимодействие  саморазвитие  социальная ответственность В  ходе   проекта   участники   наблюдают,  сравнивают,   анализируют,  проводят исследования,   способствующие   развитию   понимания   мира,   в   котором   мы живем, расширению их знаний из других областей, а также становлению их собственной   личности.   Данный   проект   предназначен   для   развития метапредметных умений, творческих способностей учащихся, формирования навыков исследовательской и проектной деятельности, развивает интерес и мотивацию   к   обучению.   Проект   направлен   на   организацию   сетевого взаимодействия   с   целью   повышения   коммуникативных   навыков,   развития информационной компетенции младших школьников, формирования навыков работы с сервисами Web.2.0. В проекте могут принимать участие учащиеся начальной   школы   и   их   родители.   Участие   в   проекте   командное:   от   2­5 человек+педагог.   Тема   проекта   органично   вписывается   в   программу внеурочной деятельности.5  SWOT­анализ   —   метод SWOT­анализ  стратегического планирования,   заключающийся   в   выявлении   факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их   на   четыре   категории:   Strengths   (сильные  стороны), Weaknesses (слабые стороны)... SWOT­анализ —  метод  стратегического   планирования,   заключающийся   в выявлении факторов внутренней и внешней среды  организации  и разделении их на четыре категории:[1]  Strengths (сильные стороны),  Weaknesses (слабые стороны),  Opportunities (возможности),  Threats (угрозы). Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта   анализа,   (то   есть   тем,   на   что   сам   объект   способен   повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем,   что   может   повлиять   на   объект   извне   и   при   этом   не   контролируется объектом)[1].   Например,   предприятие   управляет   собственным   торговым ассортиментом —  это   фактор   внутренней   среды,  но   законы   о   торговле   не подконтрольны предприятию — это фактор внешней среды. Объектом  SWOT­анализа   может   быть   не  только   организация,  но   и   другие социально­экономические   объекты:  города,  политические государственно­общественные   институты, партии, (НКО),   отдельные   специалисты, персоны и т. д.[1]  некоммерческие   организации   отрасли   экономики,  научная  сфера,6