Презентация на тему "Проектная деятельность на уроках географии"
Оценка 5

Презентация на тему "Проектная деятельность на уроках географии"

Оценка 5
Презентации учебные
doc
география
Взрослым
01.04.2017
Презентация на тему "Проектная деятельность на уроках географии"
технология проектной деятельности на уроках географии.doc
Технология  проектной  деятельности  на  уроках  географии  как  средство  самореализации  обучающихся.      «…в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь  образования,     о   формировании   принципиально   новой   системы непрерывного предполагающей постоянное обновление,   индивидуализацию спроса и возможностей     Ключевой характеристикой   такого   образования   становится   не только   передача     знаний   и   технологий,   но   и формирование творческих компетентностей».   его   удовлетворения. ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ИНИЦИАТИВЫ  « НАШ  НОВАЯ  ШКОЛА».         Метод учебных проектов позволяет внести в современную технологию обучения два  существенных дополнения – изменение в функции знаний и способов организации процесса  их усвоения. Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания и  организуется в многообразных формах поисковой, проектной, мыслительной деятельности  как продуктивный творческий процесс. Основой учебного проектирования становится  усвоение как знаний, так и способов самого усвоения, развитие познавательных сил и  творческого потенциала ученика. Метод проектов требует от учителя высокого мастерства,  умения работать по ситуации, одновременно направлять и организовывать различные виды  деятельности детей.         Выбор темы работы  «Технология  проектной деятельности на уроках географии    как  средство самореализации  обучающихся» обусловлен  его актуальностью   и   желанием систематизировать и обобщить  мой   личный опыт работы с  одаренными  детьми.         Работа по данной теме мною проводится уже пятый год. За это время уже накоплен  достаточный материал по некоторым учебным и внеклассным темам, например, по  краеведению (8, 9 классы), природоведению (5класс), по начальному курсу географии  (6класс), по географии материков и океанов (7класс), по географии России (природа и  экономика  8­9 классы),  страны мир (10­11классы).         Так как метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся по  решению какой­либо задачи, то девизом проектной деятельности по географии выбрана  древнекитайская мудрость: «Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь…»   Проект  – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися   комплекс   действий,   где   они   могут   быть   самостоятельными   при   принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.  Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание  которой  составляет  целесообразное   изменение   и  преобразование  в  интересах людей;   условие   существования   общества.   Деятельность   включает   в   себя   цель,   средства, результат и сам процесс. Проектная деятельность содержит: ­ анализ проблемы; ­ постановка цели; ­ выбор средств ее достижения; 1 ­ поиск и обработка информации, ее анализ и синтез; ­ оценка полученных результатов и выводов. Предметная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и  коммуникативный. Проектная деятельность учащихся является одним из методов  развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских  умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов,  анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и  логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и  приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.      Целью проектной деятельности является  понимание и применение учащимися  знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на  интеграционной основе).     Задачи проектной деятельности: ­ Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на  протяжении всей работы);  ­ Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен  уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);  ­ Умение анализировать (креативность и критическое мышление);  ­ Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы,  презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);  ­ Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу,  энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и  графиком работы).  Принципы организации проектной деятельности: ­ Проект должен быть посильным для выполнения;  ­ Создавать   необходимые   условия   для   успешного   выполнения   проектов   (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);  ­ Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);  ­ Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие   записи   своих   мыслей,   идей,   ощущений   —   рефлексия.   Дневник   должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную   работу.   Учащийся   прибегает   к   помощи   дневника   во   время   собеседований   с руководителем проекта.  ­ В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.  ­ Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.          К важным факторам проектной деятельности относятся: ­ повышение мотивации учащихся при решении задач;  ­ развитие творческих способностей;  ­ смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;  ­ формирование чувства ответственности;  ­ создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.        Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из­за наличия в  проектной деятельности ключевого признака ­ самостоятельного выбора.      Развитие  творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к  технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора  2 инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата.  Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится  доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует  отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности  проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают  отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет  содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно  ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.  Основные требования к использованию метода проектов: 1.Наличие   значимой   в   исследовательском,   творческом   плане   проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование   демографической   проблемы   в   разных   регионах   мира;   создание   серии репортажей   из   разных   концов   земного   шара   по   одной   проблеме;   проблема   влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.). 2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например,   доклад   в   соответствующие   службы   о   демографическом   состоянии   данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.); 3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. 4.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). 5.Использование   исследовательских   методов,   предусматривающих   определенную последовательность действий:  определение  проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование  в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");   выдвижение гипотез их решения;   обсуждение   методов   исследования   (статистических   методов,   экспериментальных, наблюдений, пр.);   обсуждение   способов   оформление   конечных   результатов   (презентаций,   защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).    ролевая,   прикладная    сбор, систематизация и анализ полученных данных;   подведение итогов, оформление результатов, их презентация;   выводы, выдвижение новых проблем исследования. Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки: 1. Доминирующая   в   проекте   деятельность:   исследовательская,   поисковая,   ознакомительно­ творческая, ориентировочная,   пр.   (исследовательский   проект,   игровой,   практико­ориентированный, творческий);  (практико­ориентированная), 2. Предметно­содержательная   область:  моно   проект   (в   рамках   одной   области знания); межпредметный проект.  3. Характер   координации   проекта:   непосредственный   (жесткий,   гибкий),   скрытый (неявный,   имитирующий   участника   проекта,   характерно   для   телекоммуникационных проектов).  4. Характер   контактов  (среди   участников   одной   школы,   класса,   города,   региона, страны, разных стран мира).  5. Количество участников проекта.  6. Продолжительность проекта. Реализация   метода   проектов   и   исследовательского   метода   на   практике   ведет   к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной,   исследовательской   деятельности   своих   учеников.   Изменяется   и 3 психологический  климат   в классе,  так  как учителю  приходится   переориентировать  свою учебно­воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности   учащихся,   на   приоритет   деятельности   исследовательского,   поискового, творческого характера. По доминирующему в проекте методу: 1. Исследовательские.  Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников , социальной значимости, продуманных методов, в   том   числе   экспериментальных   и   опытных   работ,   методов   обработки   результатов.  При выполнении проекта ученик:  ­ Структурирует проект в логике научного исследования, включает в него аргументацию  его актуальности, исследования, ­ Определяет объект и предмет исследования, ­ Обозначает   цели   и   задачи   проектного   исследования,   формулирует   гипотезу ­ Определяет методы исследования и выводит методологию исследования; ­ Конкретизирует источники информации, , ­ Определяет пути решения проблем, ­ Осваивает новое опытным путем, ­ Оформляет проект в виде выводов и подтверждает или опровергает гипотезу, ­ Выходит на новый спектр проблем. 2. Информационные.  Этот   тип   проектов   изначально   направлен   на   сбор   информации   о   каком­то   объекте, ознакомление   участников   проекта   с   этой   информацией,   ее   анализ   и   обобщение   фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы   над   проектом.   Структура   такого   проекта   может   быть   обозначена   следующим образом:   цель   проекта,   его   актуальность   ­   методы   получения   (литературные   источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки",пр.) и обработки информации  (их анализ,   обобщение,   сопоставление   с   известными   фактами,   аргументированные   выводы)   ­ результат (статья, реферат, доклад, видео,пр.) ­ презентация ( публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции, пр.).  ­ Задает жесткую структуру проекта, предусматривающую систему коррекции, ­ Направляет работу на сбор и знакомство с новой информацией, ­ Обобщает и анализирует информацию,  ­ Делает выводы, корректирует поиск по уточненным направлениям, ­ Анализирует и обобщает новые факты, проводит презентацию, ­ Организует проведение «внешней» оценки. 3. Творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается   и   далее   развивается,   подчиняясь   принятой   логике   и   интересам   участников проекта.   В   лучшем   случае   можно   договориться   о   желаемых,   планируемых   результатах (совместной   газете,   сочинении,   видеофильме,   спортивной   игре,   экспедиции,   пр.);   ­ Договаривается с группой или учителем о жанре, ­ Развивает проект в подчинение жанра конечного результата, ­ Стремится получить творческий продукт, ­ Задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления. 4. Игровые. 4 В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием   проекта.   Это   могут   быть   литературные   персонажи   или   выдуманные   герои, имитирующие   социальные   или   деловые   отношения,   осложняемые   придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут   вырисовываться   лишь   к   его   концу.   Степень   творчества   здесь   очень   высокая,   но доминирующим видом деятельности все­таки является ролево ­ игровая, приключенческая;  ­ Намечает «игровые» роли, ­ Подчиняет логику ролей содержанию проекта, ­ Моделирует ситуации, ­ Проигрывает «виртуальные реальности». 5. Практические. Эти   проекты   отличает   четко   обозначенный   с   самого   начала   результат   деятельности участников   проекта.   Причем   этот   результат   обязательно   ориентирован   на   социальные интересы   интересы   самих   участников   (газета,   документ,   видеофильм,   звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).  Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в  оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация  координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и  индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных  способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.  ­ Обозначает результат в начале проектной деятельности, ­ Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера, ­ Получает конкретный материальный продукт... ­ Задает жесткую структуру, ­ Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера, ­ Получает конкретный материальный продукт... внутренними или региональными(т.е. в пределах одной страны);  личностные (между двумя партнерами, находящимися  в разных школах,  регионах, Что касается характера контактов, то проекты могут быть:    международными (участники проекта являются представителями разных стран).  По количеству участников проектов, можно выделить проекты:   странах);    В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать эту  групповую  деятельность  участников  проекта   (как  в  группе  своих  учеников,  так  и   в объединенной группе участников проекта различных школ, стран,т.д.). Роль педагога в этом случае особенно велика.        И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:  парные (между парами участников);  групповые (между группами участников).     краткосрочными   (для   решения   небольшой   проблемы   или   части   более   крупной проблемы).   Такие   небольшие   проекты   могут   быть   разработаны   на   одном   ­   двух уроках;  средней продолжительности (от недели до месяца);  долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).           Образовательный   проект  –   это   форма   организации   занятий,   предусматривающая комплексный   характер  деятельности  всех   его  участников  по  получению  образовательной продукции за определенный промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев. Он имеет структурную основу, которая отражается в его положении или программе: 5 ­ название проекта; ­ цитата, лозунг или иная форма представления проекта; ­ общая характеристика проекта; ­ идея проекта, цели и задачи проекта; ­ участники проекта; ­ условия регистрации в проекте; ­ сроки реализации проекта; ­ этапы проведения проекта; ­ условия участия в проекте (организационные, технические, другие); ­ особенности проведения проекта, виды деятельности участников; ­ формы взаимодействия организаторов проекта с его участниками и другими субъектами; ­ критерии оценки работ отдельных участников всего проекта; ­ диагностическая и оценочная группа; ­ результаты проекта, их оценка. Призы и награды; ­ возможное продолжение и развитие проекта; ­ авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта.         Этапы работы над проектом. Работа над проектом включает четыре этапа: ­ планирование; ­ аналитический этап; ­ этап обобщения информации; ­ этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация). I. Планирование. Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде   всего   обмен   мнениями   и   согласованиями   интересов   учащихся;   выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносится на обсуждение. Цели первичного обмена мнениями: 1. Стимулирование потока идей Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Учителю следует по возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые учащимися возражения. 2. Определение общего направления исследовательской работы Когда   определены   все   возможные   направления   исследований,   учитель   предлагает учащимся высказать свое отношение каждому. Затем учитель:  ­ Выделяет наиболее удачные; ­ Определяет сроки, необходимые для получения конечных результатов; ­ Помогает ученикам сформулировать 5­6 связанных  друг с другом подтем; ­ Продумывает   вариант   объединения   выделенных   подтем   в   единый   проект   для   класса (параллели, несколько параллелей и т. д.).  Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача учителя на данном этапе – проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами. Далее   учащиеся   совместно   с   учителем   выявляют   потенциальные   возможности   каждого (коммуникативные, артистические, публицистические, организаторские, спортивные и т. д.). Учителю   следует   построить   работу   так,   чтобы   каждый   мог   проявить   себя   и   завоевать признание окружающих. Можно также выбрать консультантов, т.е. ребят, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач на тех или иных этапах работы.  6 II. Аналитический этап. Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик:  ­ Уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности; ­ Ищет и собирает информацию, учитывая:      • Собственный опыт;           •   Результат   обмена   информацией   с   другими   учащимися,   учителями,   родителями, консультантами и т.д.;      • Сведения, полученные из специальной  литературы, Интернета и т.д.; ­ Анализирует и интерпретирует полученные данные.  На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах   контроля   работы   над   проектом.   Каждый   ученик   может   вести   «индивидуальный журнал», в котором он будет записывать ход работы. Можно вести общий журнал для всех участников проекта. Это поможет учителю (да и самому ученику) оценить индивидуальный вклад   каждого   в   работу   над   проектом,   а   также   облегчить   контроль.   Введение индивидуального журнала для ученика, на наш взгляд, зависит от конкретных ситуаций и не является обязательным.  Последовательность работы: 1. Уточнение и формулировка задач.  Правильная формулировка задачи проекта (т.е. проблемы, которую предстоит решить) предопределяет   результативность   работы   группы.   Здесь   необходима   помощь   учителя. Сначала члены каждой группы обмениваются уже имеющимися знаниями по выбранному ими направления  работы,   а  также  соображениями   о  том,  что  ещё,  на  их   взгляд,   необходимо узнать, исследовать, понять. Затем учитель при помощи проблемных   вопросов подводит учащихся к формулировке задачи. Если учащиеся априорно знают решение поставленной проблемы   и   легко   отвечают   на   вопросы   учителя,   задачи   для   группы   поставлены   не правильно, так как не отвечают основной цели проекта – обучению навыкам самостоятельной работы и исследовательской деятельности. Во время работы над проектом необходимо, чтобы каждая группа и каждый её член чётко понимали свою собственную задачу, поэтому рекомендуется оформить стенд, на котором были   бы   вывешены:   общие   темы   проекта,   задачи   каждой   группы,   списки   членов   групп, консультантов, ответственных и т.д. Такой стенд способствует также осознанию каждым учащимся ответственности за выполняемую работу перед остальными участниками проекта. 2. Поиск и сбор информации. Прежде всего учащимся необходимо определить, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинается непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Этот процесс может осуществляться различными способами, выбор которых зависит от времени, отведённого   на   данный   этап,   материальной   базы   и   наличия   консультантов.   Учащиеся   (с помощью   учителя)   выбирают   способ   сбора   информации:   наблюдение,   анкетирование, социологический опрос, интервьюирование, проведение экспериментов, работ со средствами массовой информации, с литературой. Задача учителя – обеспечить, по мере необходимости, консультации   по   методике   проведения   такого   вида   работы.   Здесь   необходимо   уделить особое внимание обучению учащихся навыкам конспектирования. На данном этапе учащиеся получают навыки поиска информации её сравнения, классификации; установления связей и проведения аналогий; анализа и синтеза; работы в группе, координации разных точек зрения посредством: ­ Личных наблюдений и экспериментирования; ­ Общения с другими людьми (встречи, интервьюирование, опросы); ­ Работы с литературой и средствами массовой информации (в том числе через Интернет). 7 Учитель   играет   роль   активного   наблюдателя:   следит   за   ходом   исследований,   его соответствием   цели   и   задачам   проекта;   оказывает   группам   необходимую   помощь,   не допуская   пассивности   отдельных   участников;   обобщает   промежуточные   результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе. 3. Обработка полученной информации. Необходимое   условие   успешной   работы   с   информацией   –   ясное   понимание   каждым учеником цели работы и критериев отбора информации. Задача учителя – помочь группе определить   эти   критерии.   Обработка   полученной   информации   –   это   прежде   всего   её понимания,   сравнение,   отбор   наиболее   значимой   для   выполнения   поставленной   задачи. Учащимся   потребуются   умение   интерпретировать   факты,   делать   выводы,   формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для учащихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы учителя. III. Этап обобщения информации. На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.  Учащиеся: ­ Систематизируют полученные данные; ­ Объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию; ­ Выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. (Это могут быть: рефераты,   доклады,   проведение   конференций,   показ   видеофильмов,   спектаклей;   выпуск стенгазет, школьных журналов, презентация в интернете и т.д.).    проведение   социологического   опроса, Учителю необходимо проследить, чтобы учащиеся обменивались знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работ с информацией (анкетирование и обработка полученных   знаний,   интервьюирование, экспериментальная  работа  и   т.д.).   Все  необходимые  мероприятия  данного  этапа   должны быть направлены на обобщение информации, выводов и   идей каждой группы. Учащиеся должны   знать   порядок,   формы   и   общепринятые   нормы   представления   полученной информации (правильное составление   конспекта, резюме, реферата, порядок выступления на   конференции   и   т.д.).   И   на   этом   этапе   учителю   необходимо   предоставить   учащимся максимальную   самостоятельность   выбора   форм   представления   результатов   проекта, поддерживать   такие,   которые   дадут   возможность   каждому   ученику   раскрыть   свой творческий  потенциал.  Процесс  обобщения  информации  важен и  потому, что каждый из участников   проекта   как   бы   «пропускает   через   себя»   полученные   всей   группой   знания, умения,   навыки,   так   как   в   любом   случае   он   должен   будет   участвовать   в   презентации результатов проекта. IV. Представление полученных результатов работы (презентация). На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом ( в школе,  округе, городе и т.д.). Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы,  но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована  информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с  которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также  является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Основные требования к презентации каждой группы и к общей  презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню  аудитории, для которой она проводится. В процессе работы по обобщению материала и  подготовки к презентации у учащихся, как правило, появляются новые вопросы, при  обсуждении которых может быть даже пересмотрен ход исследований. Задача учителя –  объяснить учащимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их  конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование  8 различных точек зрения решения одной проблемы. Работая над проектом, учителю не  следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство  удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и  приобретенных навыков.          В ходе работы над проектами с учащимися разных параллелей наибольшую нагрузку  учитель несет при организации мотивации учащихся на работу и планирование их  деятельности, особенно у учащихся 6­7­х классов. Для формирования умения работать  самостоятельно учащимся 6­х классов предлагалось в ходе изучения темы «Виды  изображений земной поверхности» создать карту вымышленного острова. Обязательными  условиями проекта были: нанесение на карту градусной сетки и элементов рельефа.  Мотивация данной темы: участие в выставке­конкурсе проектов, защита проекта в классе,  возможное выступление победителя на школьной конференции, пополнение портфолио по  результатам работы.        Задачи, решаемые в классе в ходе организации этой работы: 1. Образовательные: закрепление и углубление знаний по теме «Виды изображений  поверхности Земли», в частности, понятий географическая карта, масштаб, изображение  рельефа, градусная сеть, географические координаты и т.д. 2. Развивающие: развитие умения работать самостоятельно, использовать различные  источники информации, работать с географической картой и самостоятельно создавать ее;  выступать перед классной аудиторией, защищать свое мнение, развивать познавательные  интересы к изучаемому предмету. 3. Воспитательные: формирование навыков исследовательской работы, умений делать выбор, планировать свою деятельность, выступать перед аудиторией, вести диалог с  одноклассниками (развитие коммуникативных компетенций).         Результатами этой работы были: презентация проекта в классе, выставка проектов в  кабинете географии и награждение победителей.         Если учащиеся 6­7 классов выбирают тему проекта и форму его выполнения из  предложенных мною тем, то в 8­9­х классах учащимся предоставляется большая  самостоятельность в выборе как темы, так и формы выполнения, презентации сделанной  работы.        Некоторые из школьных проектов, выполненных в рамках регионального компонента,  были представлены на школьной научно­практической конференци. Например, работа  учащейся 9­ого класса Ивановой Адели «Утилизация вредных бытовых отходов» заняла 2  место на городской НПК молодых исследователей «Шаг в будущее».        На мой взгляд, метод проектов, помимо развития навыков самостоятельной работы,  развития интересов к предмету, формирует мировоззрение, расширяет кругозор, позволяет  легче адаптироваться в среде сверстников, помогает в выборе сферы профессиональной  деятельности.     К сожалению, в работе по методу проектов есть и слабые стороны. Прежде всего, нет  резервного программного времени для осуществления этой деятельности. Я же, как учитель,  который должен выполнять требования стандарта, вижу несоответствие методов и форм  традиционной системы этим требованиям: реализовывать знания в практической жизни наши  ученики малоспособны. Не все умеют интегрировать знания, применять их для получения  новых. Дети не могут работать с информационными носителями, перерабатывать,  трансформировать информацию, а она уже основа нашей жизни. Вот поэтому я использую в  обучении своих учеников метод проектов. О его роли и технологии внедрения во внеурочной деятельности написано много рекомендаций и практических руководств, а вот о применении  на уроке мнения учёных и педагогов ещё неоднозначны. Так, К. Н. Поливанова считает, что  проектная деятельность разрушает классно­урочную систему. А. Б. Воронцов, наоборот,  рассматривает место проекта в образовательном пространстве не только во внеурочное  9 время, но и в учебном процессе. При этом он предлагает создавать разные образовательные  пространства, исходя из целей и задач урока: урок, учебное занятие, урок­мастерская, урок­ консультация, урок­презентация.        Работая по традиционной системе и переходя на новые ФГОСы , я считаю, что метод  проектов органично дополняет и расширяет процесс обучения, так как детям, выполняя  проектное задание, приходится решать задачи, связанные с реалиями жизни. При этом ребята овладевают разными компетентностями: информационной, познавательной,  коммуникативной и другими. Конечно, подчиняя целям и задачам содержание урока,  приходится менять форму его проведения, изменяя стереотипы.         В ходе проектных уроков я использую игровые технологии, интегрированные,  технологии личностно­ориентированного образования с использованием ИКТ.        При подготовке к уроку я учитываю особенности и уровень подготовки учащихся. А в  ходе урока опираюсь на субъектный опыт ученика. Как учитель, я использую разные  источники сообщения информации и ориентирую на это детей. Так как урок ограничен по  времени, то задания дифференцируются, носят частично­поисковый, исследовательский  характер.         Очень важно на таких уроках организовать атмосферу включённости каждого ученика в  работу. Поэтому инициируется выполнение заданий, внутренне неоднородных с учётом  индивидуальных возможностей детей. По мнению А. Б. Воронцова, создав на уроке  нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и  определить их проблемы. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что  именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи. Работают не «на учителя», а  на общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные  предметные знания в гораздо более полном объёме. На таких уроках, конечно, применяются  различные формы организации учебно­познавательной деятельности, но приоритет за  «групповыми». «В споре рождается истина» – таким девизом я ориентирую своих детей на  работу в группах и учу их «коллективно­распределённой деятельности, где проявляются  умения (или неумения) планировать ход решения, адекватно распределять работу между  членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль и т.п.».        При этом моё участие «окажется связывающим всю ситуацию проектирования воедино:  идея проекта при участии педагога структурируется в собственно замысел и реализацию». А  итогом таких реализованных замыслов становятся книги, рисунки, газеты, рекламы и многое  другое.        Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной  литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них я и начинаю  знакомство с методом проектов в 6­8 классах. В 6 классе на одном из уроков в начале года  ребятам рассказываю о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов  бывают, как можно оформить результат работы над проектом и предлагаю им сделать  творческий проект – например, написать сказку «Путешествие маленькой капельки» о  Мировом круговороте воды. Ученики написали сказку и оформили ее иллюстрациями.  Ученик 6 класса Мишенев Кирилл написал  «Путешествие капельки» в стихотворной форме  и защищала проект в форме презентации.        Для осуществления проектной деятельности учащихся необходимо, чтобы этой  методикой владел сам учитель.                 В проектной деятельности меняется роль учителя. Из всеведущего и непререкаемого  наставника он постепенно превращается в компетентного коллегу, старшего партнера по  исследованию и разработке проекта. Роль учителя:  ­ помогает ученикам в поиске источников, способных помочь в работе над проектом; 10 ­ сам является источником информации; ­ координирует весь процесс; ­ поддерживает и поощряет учеников; ­ поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы помогать продвижению учеников в  работе над проектом.                     И, конечно, главная ценность таких уроков в развитии общекультурных, учебно­ познавательных, ценностно­смысловых, информационных, коммуникативных компетенций  ребёнка.             Есть китайская пословица, ясно выражающая сущность проектного метода обучения:  «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, сделай вместе со мной – и я  научусь». Я стараюсь учиться, чтобы научить своих детей. 11

Презентация на тему "Проектная деятельность на уроках географии"

Презентация на тему "Проектная деятельность на уроках географии"

Презентация на тему "Проектная деятельность на уроках географии"

Презентация на тему "Проектная деятельность на уроках географии"

Презентация на тему "Проектная деятельность на уроках географии"

Презентация на тему "Проектная деятельность на уроках географии"

Презентация на тему "Проектная деятельность на уроках географии"

Презентация на тему "Проектная деятельность на уроках географии"

Презентация на тему "Проектная деятельность на уроках географии"

Презентация на тему "Проектная деятельность на уроках географии"

Презентация на тему "Проектная деятельность на уроках географии"

Презентация на тему "Проектная деятельность на уроках географии"

Презентация на тему "Проектная деятельность на уроках географии"

Презентация на тему "Проектная деятельность на уроках географии"

Презентация на тему "Проектная деятельность на уроках географии"

Презентация на тему "Проектная деятельность на уроках географии"

Презентация на тему "Проектная деятельность на уроках географии"

Презентация на тему "Проектная деятельность на уроках географии"

Презентация на тему "Проектная деятельность на уроках географии"

Презентация на тему "Проектная деятельность на уроках географии"

Презентация на тему "Проектная деятельность на уроках географии"

Презентация на тему "Проектная деятельность на уроках географии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017