ПРОЕКТ УРОКА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РИСУНОК»
Выполнила Кириленко Людмила Григорьевна
Тема урока для 4 класса:
«Рисунок – как основа в изучении изобразительного искусства.
Основные этапы исполнения рисунка с натуры. Шар.»
ВГАППССС 2017
•
Законы и правила рисования усваиваются
в результате сознательного отношения к работе с натуры. Каждое прикосновение
карандаша к бумаге должно быть продумано и обосновано чувством и пониманием
реальной формы.
• Учебный рисунок должен давать более полное представление о натуре, о ее форме, пластике, пропорциях и строении.
• Рисунок следует рассматривать, прежде всего, как познавательный момент в творчестве художника.
• Композиция – (лат. compositoсоставление, сочинение) построение произведения живописи или графики, согласованность его частей, отвечающие замыслу.
• Компоновка – составлять из отдельных частей единое целое. Итак, каждый рисунок нужно начинать с композиционного размещения изображения на
листе, от этого будет зависеть то, как будет выглядеть ваша будущая картина.
В композиции нужно учитывать масштаб и
характер изображения, правильное расположение листа (вертикально или
горизонтально), симметричность изображения, уравновешенность его частей,
подчиненность второстепенного главному, выделения зрительного центра.
Главная задача композиции является умением разместить предметы и их части так, чтобы создать единое гармоническое выразительное целое.
• Построение – следующий этап после композиции. Он
включает в себя учет масштаба и пропорций изображаемых предметов. Здесь
происходит прорисовка характера формы предметов или явлений, конструктивное и
перспективное изображение в пространстве.
• Выявление объема изображаемого с
помощью светотени. Светотень
- это сочетание света и тени на поверхности предмета, градации светлого и
темного, помогающие выявлению формы и среды. Благодаря светотени лучше
воспринимаются объем, пластические особенности натуры, имеет градации: свет,
тень, полутень, рефлексы и блики.
• Свет - наиболее освещенные части натуры. Светлота тона зависит от его соотношения с соседними тонами;
• Тень – наименее освещенная часть предмета в натуре. Тень бывает собственной, т.е.
лежащей на самом предмете и выявляющей его форму, и падающей –
отбрасываемой освещенным предметом на поверхность стола, пола, или фон. Степень
темноты тени определяется при сравнении с освещенными частями предмета.
• Полутень – переходная степень от ярко
освещенной до глубоко затененной части предмета.
Полутень относится к освещенной части, при помощи полутени моделируют объем в изображении предметов.
• Рефлекс (лат. reflexus – обращенный, повернутый назад, отраженный)
1. Цветовой оттенок на поверхности предмета, возникающий в результате отражения лучей света от окружающих предметов.
2.
В рисунке и живописи – отражение света
с поверхности одного предмета на затененной поверхности другого. Тонкое и
точное воспроизведение рефлексов способствует передаче объема, богатства цветов
и оттенков изображаемой натуры.
•
Тон (франц. ton, от греч. tonos – напряжение, ударение)
– качество, оттенок цвета или степень его темноты. В рисунке, который обычно
выполняется материалом одного цвета, тон наряду с линией является ведущим
художественным средством. В рисунке при помощи соотношений различных тонов
передаются объемность форм, положение в пространстве и освещение предметов. Тон
же передает различия по светлоте, которые обусловлены в натуре разнообразием цвета
и материала.
•
Работа над выявлением объема предмета
тоном – это лепка формы предметов с его помощью. Падающие тени всегда темнее
собственных, особенно от наиболее близко расположенных к вам предметов. Работая
над рисунком, необходимо постоянно сравнивать светотеневые отношения предметов
друг с другом. Главное в работе тоном – это выявление формы предметов и
умение работать тональными соотношениями. При штриховке целесообразно класть
тон штрихами по форме предмета, так как такое направление штриховки дает
хорошую возможность добиться иллюзии объемности формы предмета.
• Детализация, обобщение и завершение работы.
Переходя к детальной проработке формы предметов, нельзя забывать, что детали подчинены единому целому, в противном случае они будут раздроблены.
Работу стоит вести в совокупности, продвигаясь от общего к частному и от частного к общему, т.е. последовательно.
Рисунок следует привести к общему соподчинению всех тонов в соответствии
с общим зрительным впечатлением и композиционной целостностью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.