Рабочая программа внеурочной деятельности
(1-4 классы)
«Учебно-творческий проект»
(проектная деятельность)
Составил: Ульянова Ольга Николаевна учитель начальных классов, высшей квалификационной категории.
2016 г.
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Учебные творческие проекты»
3. Содержание программы 1 класс
4. Учебно - тематическое планирование 1 класс
5. Содержание программы 2 класс
6. Учебно – тематическое планирование 2 класс
7. Содержание программы 3 класс
8. Учебно - тематическое планирование 3 класс
9. Содержание программы 4 класс
10. Учебно - тематическое планирование 4 класс
11. Список литературы для учителя и учащихся Пояснительная записка
Обучение путем развития творческих способностей в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Педагогика ориентируется на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе творческих проектов предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию в практике. В образовательной практике необязательно добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Современный учитель все чаще стремиться предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены, поэтому выполнение творческих проектов ребенком интенсивно развивается в сфере дополнительного образования.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических ценностей, норм и традиций к продуктивному образованию, ориентированному на организацию самостоятельной деятельности учащегося, направленной на создание им образовательных продуктов. Необходимость такого перехода обусловлена экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному приходит информационное общество. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную информацию, становится жизненно важным для современных школьников. Введение занятия «Учебные творческие проекты», как вариативной части учебного плана, обусловлено тем, что в последние годы мощное движение различных конкурсов для младших школьников дает интеллектуальное развитие учащимся как в индивидуальной, так и групповой форме, где ребенок может развивать свои способности в интересующей его области.
В стандартах 2 поколения раскрываются новые социальные запросы, которые определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться», соответствующие национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утверждѐнной Президентом РФ Д. Медведевым. Среди характеристик школы XXI века обозначена как приоритетная следующая: «Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Данная идея также будет находить своѐ воплощение в базисном учебном плане, соответствующем новым стандартам второго поколения.
Программа «Учебные творческие проекты» ориентирована на применение широкого комплекса методик добычи знаний. Программа построена на основе методического пособия А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников».
– 2-е изд., исправл. и дополн.- Самара: Изд-во «Учебная литература», 2006. – 208 с.
Цель программы – формирование проектной деятельности обучающихся Задачи программы:
ü Развивать познавательные способности и формировать исследовательский поиск у младших школьников;
ü Развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы и постановка задач, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);
ü Содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.
Программа адресована младшим школьникам и рассчитана на 35 часов во 2-4 классах и 33 часа в 1 классе.
программы внеурочной деятельности по проектной деятельности «Учебно-творческие проекты».
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о: творческом проекте. Умеет:
1 класс Дать определение проекту, ставить цель проекта, составить краткий план проекта. 2 класс Определять конкретную индивидуальную проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект
3 класс Определять групповую проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект (групповой проект)
4 класс Определять социально-значимую проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект (групповой проект)
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
а) личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты); б) регулятивные универсальные учебные действия:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
в) познавательные универсальные учебные действия:
извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ , выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
г) коммуникативные универсальные учебные действия:
доносить свою позицию до других, владея приѐмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии: «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» (таблица 1)
Таблица 1
Диагностический инструментарий |
Оцениваемые универсальные учебные действия |
ü Методика «Беседа о школе»; ü проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»; ü Опросник мотивации; |
Внутренняя сформированность позиции школьника; мотивация учения; сформированность познавательных мотивов; сформированность способов решения и общего способа действий; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу. |
Типовые учебные задачи (Ж.Пиаже); Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман); Задание «Левая и правая сторона» (Ж. Пиаже); Методика «кто прав» (Г.Цукерман и др); |
Сформированность действий, направленных на учѐт позиции собеседника, коммуникативные действия, осуществление сотрудничества |
Шкала выраженности учебно- познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой);
|
Установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами, сформированность действия смыслообразования |
Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха; |
сформированность действия личностного самооценивания |
Уровни сформированности целеполагания (в соответствии основным положениям концепции П.Я. Гальперина) |
Формирование целеустремлѐнности в достижении целей, готовность к преодолению трудностей |
Уровни развития контроля (в соответствии основным положениям концепции П.Я. Гальперина) |
Формирование актуального рефлексивного контроля |
Уровни развития оценки (в соответствии основным положениям концепции Г.В. Репкина, Е.В. Заика) |
Формирование учебной и личностной самооценки, установка на улучшение результатов своей деятельности |
Уровни сформированности учебных действий (в соответствии основным положениям концепции Г.В. Репкина, Е.В. Заика) |
Сформированность выполнения действий по усвоенному алгоритму, самостоятельное построение учебной цели |
Итоги учѐта знаний, умений, овладения учеником универсальных учебных действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, основного содержания портфолио учеников, опросников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: наблюдение, умение задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, объяснять и защищать свои идеи.
Проект. Знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты. Знакомство с основными доступными нам методами создания проектов (наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации и др.). Чем проект отличается от исследования Выполнение практической части, заданий (практические задания типа «что сначала, что потом..»). Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график. Практические задания по созданию схем, графиков. Высказывание суждений. Знакомство с классификацией. Знакомство с умозаключениями. Как правильно делать умозаключения. Работа с книгой. Какие книги считаются научными. Что такое справочник, энциклопедия и т.п. Как сделать сообщения о своем проекте. План своего выступления.
Представление результатов деятельности. Мини-конференции в классе. Представление своих проектов. Умение задавать вопрос. Вопросы авторам.
Учебно-тематический план
1 класс
№п/п |
Темы занятий |
Количество часов |
1-2 |
Мир вокруг нас. (Наблюдение за природой, событиями и т.п.). Умозаключения, выводы увиденного. |
2 |
3-4 |
Проект. Что это? Где использует человек проекты, с какой целью? Как увидеть проблему? Что такое суждение. Чем проект отличается от исследования. |
2 |
5 |
Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы, видеть проблему |
1 |
6 |
Главное и второстепенное. Практические задания типа «что сначала, что потом…». |
1 |
7-8 |
Рисунок, схема, график. Практические задания по созданию схем, графиков |
2 |
9-11 |
Классификация. Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации – поиск ошибок. |
3 |
12 -13 |
Как работать с книгой. Научные книги. |
2 |
14-21 |
Творческие учебные проекты (выбор, составление плана, распределение по этапам, выбор источников информации, описание) |
8 |
22-24 |
Мини-конференция. (Обработка полученных результатов. Оформление проекта. Представление проекта) |
5 |
25-26 |
Проект первоклассников «Школьный сад» |
2 |
27-28 |
Проектирование школьника «Животные Бурятии» |
3 |
29-30 |
Аналитическая справка-итог по проектам первоклассников. |
2 |
Итого: |
|
33 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 класс
Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности, виды презентаций проектов, распределение учащихся по проектным группам. Персональные и групповые проекты.
Проект. Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы.
Наблюдение младших школьников за окружающим миром. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.) Проектирование – познание в действии. Практическая работа.
Что мы знаем о проекте. Планирование и разработка проектов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.)
Гипотезы и идеи. Разработка гипотез творческих проектов.
Практическая работа на выдвижение гипотез, постановка цели проекта
Искусство делать сообщения. Как правильно спланировать сообщение о своем проекте. Как выделить главное и второстепенное. Составление рассказа по плану.
Обработка полученных результатов. Итог работы. Направленность учащихся на выполнение творческих проектов.
Как выбрать тему творческого проекта. Индивидуальная работа с учащимися.
Индивидуальная консультативная работа с учащимися по выполнению творческого проекта. Подготовка отчѐта. Правила оформления работы. Подготовка презентации. Подготовка презентации работы. Подготовка выступления. Практическая работа. Представление результатов деятельности . Семинар. Предварительная защита результатов своей работы. Заслушивание всех проектов. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Учебно-тематический план
2 класс
№п/п |
Темы занятий |
Количество часов |
1-2 |
Проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности. Виды презентаций проектов. |
1 |
3-4 |
Распределение учащихся по проектным группам. Персональные и групповые проекты. |
1 |
5-11 |
Выбор темы творческого проекта Индивидуальные проекты |
1 |
12 |
Подбор методов исследования |
1 |
13 |
Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. |
1 |
14 |
Проектирование – познание в действии. Практическая работа. |
1 |
15 |
Гипотезы и идеи. |
1 |
16 |
Искусство делать сообщения. |
1 |
17 |
Обработка полученных результатов. Итог работы. |
2 |
18 |
Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. |
1 |
19 |
Проектирование – познание в действии. Практическая работа. |
4 |
20 |
Гипотезы и идеи. |
2 |
21 |
Искусство делать сообщения. |
2 |
22 -23 |
Обработка полученных результатов. Итог работы. |
3 |
24-25 |
Подготовка отчѐта. |
2 |
26-27 |
Подготовка презентации. |
2 |
28-29 |
Подготовка выступления. |
2 |
30 |
Семинар. |
2 |
31-35 |
Заслушивание всех проектов. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений. |
5 |
Итого: |
|
35 |
3 класс
Содержание программы
Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: формулирование основных вопросов, обозначение границ проектов.
Проект. Выбор темы проектной работы. Коллективное обсуждение проблематики возможных проектов. Коллективная беседа «наиболее интересные научные проекты».
Направление будущей проектной работы
Определение задач, целей работы, формулирование гипотезы.
Разработка гипотез проектирования, в том числе и нереальных – провокационных идей. Совершенствование владения основными методами проекта. Сбор и обработка информации (зафиксировать получение знаний). Анализ самых интересных находок в группе. Фиксация полученных знаний. Выбор форм продукта. Выбрать наиболее оптимальных форм продукта.
Обобщение полученных результатов. Анализ и обобщение собранного материала.
Подготовка отчѐта. Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам проектирования, использовать рисунки, таблицы.
Представление результатов деятельности. Подготовка презентации. Демонстрация продукта, выполненная на основе информационных технологий.
Работа над определениями основных понятий. Умение отвечать на незапланированные вопросы.
Защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. Учить излагать добытую информацию. Представление продукта. Презентационные умения и навыки. Учебно-тематический план
3 класс
№п/п |
Темы занятий |
Количество часов |
1 |
Проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности. Виды презентаций проектов. |
1 |
2 |
Распределение учащихся по проектным группам. Персональные и групповые проекты. |
1 |
3 |
Выбор темы творческого проекта |
1 |
4-7 |
Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. |
4 |
8 -17 |
Проектирование – познание в действии. Практическая работа. Подбор методов проектирования |
10 |
18-23 |
Правильное мышление и логика. Практические задания «как делать обобщения» Гипотезы и идеи. |
6 |
24-27 |
Искусство делать сообщения. Структурирование текста |
4 |
28-29 |
Обработка полученных результатов. Итог работы. |
2 |
30 |
Подготовка отчѐта. |
1 |
31 |
Подготовка презентации. |
1 |
32 |
Подготовка выступления. |
1 |
33-35 |
Заслушивание всех проектов. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений. |
3 |
Итого: |
|
35 |
4 класс
Содержание программы
Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление
будущего проекта), определение сферы проекта (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
Проект. Научная теория (коллективная беседа). Главные особенности описательных теорий, объяснительных теорий. Выбор тем по трѐм группам:
• Фантастические - ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений (воплощение в технических рисунках и макетах);
• Эмпирические - связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Это наиболее интересное и перспективное направление проектной деятельности. В качестве объектов могут быть и люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевлѐнные предметы;
• Теоретические темы - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.
Ассоциации и аналогии. Практические задания на ассоциативное мышление, на создание аналогий.
Выработка гипотезы (разработать гипотезы, в том числе и нереальные - провокационные идеи). Выявление и систематизация подходов к решению проблемы (выбрать методы проекта)
Сбор и обработка информации (зафиксировать получение знаний). Анализ и обобщение полученных результатов (структурировать материал, использовать известные логические правила и приѐмы). Составление определѐнного алгоритма систематизации определѐнных данных.
Представление результатов деятельности.
Подготовка отчѐта (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам проекта, использовать рисунки, таблицы, подготовить презентацию выступления).
Учебно-тематический план
4 класс
№ п/п |
Темы занятий |
Кол-во часов |
1-2 |
Научная теория (коллективная беседа). Главные особенности описательных теорий, объяснительных теорий. Известные, но недоказанные гипотезы. |
2 |
3-4 |
Ассоциации и аналогии. Практические задания на ассоциативное мышление, на создание аналогий. |
2 |
5 - 6 |
Определение социально-значимых проблем. Выбор тем проектов Обозначение границ проекта. |
2 |
7-8 |
Направление проекта. Актуализация проблемы |
2 |
9-10 |
Разработка гипотезы и методов проекта |
2 |
11 -16 |
Сбор информации, обработка информации |
6 |
17 - 26 |
Наблюдения и проектирование |
10 |
27 - 31 |
Структурирование материала, обобщение полученных результатов |
5 |
32-35 |
Подготовка презентации. Подготовка выступлений |
4 |
Итого: |
|
35 |
Список литературы.
1. Брицкая Е.О. Метод проектов, особенности применения в начальной школе [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2006. – 2, 34 Mб
2. Гайдаенко Е. Проектная деятельность учащихся: Шаги в науку с 1-го класса./Е. Гайдаенко // Нач.шк.: Прил.к газ. «Первое сентября».-2006. - № 10. – С.2-3
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2008.-151с
4. Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе. /А.И.Комашинский // Практика административной работы в школе.-2006. - № 6. - С.65-70
5. Мальцева Л.Р. Опыт организации творческих дел младших школьников. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 30 августа
6. Материалы дистанционного курса ЦДО «Эйдос»: Как разработать и провести проект в начальной школе.
7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара, издательство «Учебная литература», 2006. – 208 с
8. Савенков, А.И. Я- исследователь : учебник – тетрадь для младших школьников. – Самара: Изд-во «Учебная литература». – 2004. – 32 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.