Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
Оценка 4.7

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Оценка 4.7
Презентации учебные
pptx
воспитательная работа
Детсад
27.05.2017
Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
В презентации на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности детской речи" раскрыты следующие вопросы: -понятие "загадка" -тематика загадок -содержание загадок -композиционные и языковые особенности загадок -педагогические возможности загадки -роль загадок в развитии у детей поэтического слуха -роль загадки в развитии речи детей
разв речи неясова.pptx

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
Роль загадок в развитии речевого детской речи творчества и становлении лексической выразительности Составила: Неясова Наталья Владимировна

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе Загадка — это краткое описание предмета или замысло ватую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемо го (скрытого) вопроса.

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
Тематика загадок Устаревают и отживают загадки, от ражающие быт прошлой эпохи: Без рук, без ног, все толк да скок (зыбка); Летом обута, зимой разута (соха). Круг тем, отражаемых в загадках, в настоящее время зна чительно расширился. В них рассказывается о достижениях советской культуры, техническом прогрессе: Чудо-дворник перед нами: загребущими руками за одну минуту сгреб пре огромнейший сугроб (снегоуборочная машина); Пыль увижу — заворчу, заворчу и проглочу (пылесос).

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
Загадка не оставляет без внимания и самые современ ные темы: Крыльев нет, но эта птица полетит и прилунится (ракета); Плывет в просторе, но не в море, кораблем зовется, а вокруг звезд вьется (космический ко рабль).

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
Содержание загадки отражает жизнь человека и окру жающую действительность: растительный и животный мир, различные явления природы, предметы быта …

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
Содержание загадок Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его с определенной стороны: Серый зверек через кочки скок! Легкие ножки и хвоста немножко. (о внешнем виде животно го) Так смеялся, что губа треснула. (характерные особенности) По полю скачет — ушки прячет, встанет столбом — ушки торчком. (повадки) Зимой беленький, ле том серенький. (защитная способность)

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
Литературная загадка *Её создают писатели и поэты. *Она продолжает тра диции народной загадки: она основывается на том же образном представлении о предмете, сравнении и сопостав лении. *Автор уже меньше заботится о ее краткости. *Даёт описание более подробно, бо лее детально.

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
Литературные загадки К. И. Чуковского Синий домик у ворот. Угадай, кто в нем живет. Дверца узкая под крышей Не для белки, не для мыши, Не для вешнего жильца, Говорливого скворца. В эту дверь влетают вести, Полчаса проводят вместе. Вести долго не гостят Во все стороны летят. Самый бойкий я рабочий В мастерской. Колочу я что есть мочи День-деньской. Как завижу лежебоку, Что валяется без проку, Я прижму его к доске Да как стукну по башке! В доску спрячется бедняжка — Чуть видна его фуражка.

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
Некоторые авторские загадки по содержанию и форме напоминают народные: *они предельно краткие *в них использован сло варь народного быта *их ритмы повторяют ритмы народных загадок Крыластый, Горластый, Красные ласты. (Гусь.) Наткет, Наплетет, Сядет и добычи ждет. (Паук.) А. Рождественская

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
Загадка как логическая задача Главная особенность загадки состоит в том, что эта ми ниатюра представляет собою логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Отгадать загадку— значит найти решение задачи, от ветить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мысли тельную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашиф рован разными способами. От способа шифра зависит тип логической задачи, ее сложность, а следовательно, и ха рактер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
Способы построения логических задач *Загадки, построенные на перечислении признаков предме та, явления. Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морков ку. Решение логических задач подобного типа основано на анализе (выделении всех признаков) и синтезе (объедине нии их в одно целое).

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
*Загадки, в которых характеристика дается крат ко, с одной-двух сторон Всегда во рту, а не проглотишь. (язык) Отгадывающий должен по двум, а то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета.

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
*Загадки, построенные на основе отрицательного сравнения Летит, а не птица, воет, а не зверь. (ветер) Отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в новом сочетании и путем исключения воз можных, но ошибочных ответов, при накоплении новых при знаков находить отгадку.

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
*Загадки метафо рические Красненьки сапожки в земельке лежат. (свекла) Разгадывание метафорических загадок развивает как образное, так и отвлеченное мышление.

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
Композиционные и языковые особенности загадок *Загадка может быть представлена в виде вопросительного предложения Кто на себе домик носит? (Улитка) *Загадка может состоять из одного или нескольких повествовательных предложений Деревянная дорога, вверх идет она отлого. Что ни шаг, то овраг. (Лестница)

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
*К загадкам, составленным из нескольких повест вовательных предложений, сам составитель добавляет воп росительное предложение Есть, ребята, у меня два серебряных коня. Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (Коньки.) Е. Благинина. *Вопросительное предложение может находится в начале загадки. Оно предупреждает слушателя о предстоящем перечислении признаков, подготавливает к напряженной умственной работе. Отгадай загадку: кто мы? В ясный день сидим мы дома. Если

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
*Структурно неоконченная загадка Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй не робей! Кто это? (Воробей) Тучек нет на горизонте, Но раскрылся в небе зонтик. Через несколько минут Опустился... (Парашют) Г. Сапгир.

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
Изобразительно-выразительные средства загадки *Употребление слова в ином, переносном значе нии У нас под крышей белый гвоздь висит. Солн це взойдет — гвоздь упадет. (сосулька) *Сопоставление с человеком (олицетворение) Сидит девица в темнице, а коса на улице *Использование многозначности слова Ходят весь век, а не человек. *Использование эпитетов и сравнений Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. Кругла, как шар, красна, как кровь, сладка, как мед . (морковь)

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
Формы ритмического строя загадок *Часто используют повторяющиеся слова Секу-секу — не высеку, руб лю-рублю —не вырублю. (солнечный луч) *Ритм создается созвучиями: Кручу, верчу, знать никого не хочу (вьюга). *Нет единого чередования ударных и безударных слогов. Даже внутри одной загадки ритм может меняться: Мету-мету — не вымету, Несу-несу — не вынесу. Ночь придёт — сама уйдёт. (Тень)

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
*Единая ритмическая ор ганизация: наиболее распространенный в народной поэзии хорей — двусложная стопа с ударением на первом слоге: Конь бежит, земля дрожит. (Гром) Крупно, дробно зачастило И всю землю напоило. (Дождь) *Большинство народных загадок построено на смене ритмов: У двух матерей По пяти сыновей, Одно имя всем. (Руки, пальцы.)

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
*Литературные загадки чаще все го имеют вид четверостишия, организованного по всем правилам литературного стихосложения: Была зеленой, маленькой, Потом я стала аленькой, На солнце почернела я, И вот теперь я спелая. (Вишня) С. Я. Маршак *Ритмическая основа загадок может выполнять изобра зительную роль: Сту-чат, сту-чат, Не ве-лят ску-чать, И-дут, и-дут, А все тут да тут — А. Рождественская

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
Разнообразны в загадках и рифмы *Смеж ные рифмы: Шапочка да ножка — Вот и весь Ермошка. (Гриб) *Перекрестные (характерны для ли тературных загадок): По деревянной речке Плывет кораблик новый. Свивается в колечки Дымок его сосновый. (Рубанок) Г. Белозеров

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
*Парные и тройные рифмы: Щука в море, хвост на заборе. (Ковш) Сто один брат Все в один ряд Вместе связаны стоят. (3абор) *Рифма в загадках, кроме своего прямого назначения, помогая быстрее найти отгадку: На шесте — дворец, Во дворце — певец, А зовут его... (Скворец.)

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
Загадкам свойственна богатая и многообразная звукопись: Рассыпался горох на семьдесят дорог, ни кто его не подберет. Частое повторение звуков р, с, а, о создает звуковую картину звенящего, барабанящего града. Звукопись имеет место и в тех случаях, когда отгадка рифмуется с каким-либо словом загадки: Без рук, без ног, под лавку скок. (клубок) Два брюшка, четыре ушка. (подушка). В подобных случаях звукопись играет роль звуковой подсказки.

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
Педагогические возможности загадки *Загадки формируют любовь к народному твор честву, родному языку, живому, образному и точному слову. *Вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эсте тическое наслаждение. *Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. *Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умствен ную активность, самостоятельность, привычку глубже ос мысливать мир.

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
*Отгадывание загадок оттачивает и дисци плинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассужде нию и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение са мостоятельно делать выводы, умозаключения. *Загадки вызывают у ребенка интерес к миру вещей и явлений. Каждая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это позволяет использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках пред метов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями.

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
Тематические группы *Загадки о предметах домашнего обихо да, об орудиях т руда: Два кольца, два конца, посре дине гвоздь и тот насквозь. (ножницы) *Загадки о средствах передвижения: Летит, как стрела, жужжит, как пчела. (само лет) *Загадки о животных: Маленький шарик под лавкою шарит. (мышь) *Загадки об овощах, о фруктах, ягодах, растениях: Круглое, румяное с дерева достану я. (яблоко) *Загадки о явлениях природы: Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет. (дождь, земля, трава) *Загадки, отражающие живописные пейзажи Родины: Унылая пора... Пусты поля., мокнет земля, дождь поли вает. Когда это бывает?

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
Роль загадок в развитии у детей поэти ческого слуха За гадки для ребенка — это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребен ка разнообразными ритмами и мелодиями. Ритмико-мелодическая основа жанра загадки тесно свя зана с другими жанрами народного творчества — сказками, песнями, пословицами. Ознакомление с загадками подготавли вает детей к более тонкому восприятию и пониманию по этической основы и других литературных произведений.

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
Роль загадки в развитии речи детей *Загадки дают ребенку большое число новых или мало знакомых для него слов: кушак, кафтан, балахон, хоромы, подпоры, ступка, сито, лыко, карниз, клин, хлев… *Помогают ребенку увидеть вторичные значения слов: Стучат, стучат, не велят скучать, идут, идут, а все тут да тут. (часы) *Позволяют развивать детские языковые пред ставления о возможностях переносного употребления слова: Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут. (облака)

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
*Размышления над загадками содействуют обостренному восприятию словообразовательных и формообразующих средств русского языка — его морфем: Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище. (кошка) *Загадка помогает детям осваивать синтаксис родной русской речи: сопоставительные и противительные отношения: Бел, да не сахар, ног нет, да идет. (снег) Сухой — клин, мо крый— блин. (зонт) *Помогает загадка осваивать и предложения с однородными членами: Маленький, удаленький сквозь землю про шёл, красну шапочку нашел. ( гриб )

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
Отбор загадок для детей младшего возраста -Необходимо учитывать психологические особенности ребен ка четвертого года жизни. -Тематика загадок для маленьких ограниченна. Это за гадки о тех предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается, которые многократно воспринимает и которые оказывают на него эмоциональное воздействие: загадки об игрушках, о домашних животных (кошке, петушке и др.), о некоторых предметах домашнего обихода, о продуктах пи тания. -Малышам предлагают загадки, в которых названы яр кие характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечены те качества и свойства, которые дети хорошо знают (голос животного, чем оно питается, повадки и др.) .

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
-Детям могут быть пред ложены рифмованные загадки: Беленькие перышки, Красный гребешок. Кто это на колышке?. (П е т я - п е т у ш о к.) -Загадки для малышей не должны быть очень подробны. -Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа — вот основные критерии при отборе загадок для малышей.

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
Отбор загадок для среднего дошкольного возраста Детям предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких жи вотных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения. Характеристика предмета загадки может быть дана пол но, подробно, загадка может выступать как рассказ о пред мете: В квартире нашей новый дом, Живет посуда в доме том, В нем место есть и для конфет. Он называется... ( Б у ф е т.)

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
Признаки предметов в загадках должны быть определены конкретно и четко, выражены словами в их прямых значениях. Они должны отражать своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета загадки. Брови дугой, нос кочергой, на голо ве колпак, а сам весельчак. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами С неба падают зимою и кружатся над землею легкие пушинки, белые... (снежинки). Облегчает задачу и рифмующаяся отгадка.

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
Отбор загадок для детей старшего дошкольного возраста Разнообразная тема тика. Можно загадывать загадки и народные, и литературные; среди них могут быть и лако ничные, и подробные. Характеристика предметов и явлений в загадках может быть краткой, но среди признаков должен быть обязатель но назван существенный, характерный. Бьют его рукой и палкой, Никому его не жалко, А за что беднягу бьют? А за то, что он надут. (Мяч) С. Я. Маршак

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
Какие загадки вызывают затруднения у старших дошкольников? Трудными загадками даже для старших дошкольников будут те, которые сложны по языку и художественным об разам: Зу бов много, а ничего не ест. (пила) На далеких сравнениях: Не зверь, не птица, нос, как спица. (комар) В них могут быть неожиданные упо добления: Круглая гора, что ни шаг, то нора. (напёрсток) Необычный словарь:

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
Отбор загадок для детей подготовительной группы Предлагаются загадки, содержащие краткое описание, часто с метафорическими сравнениями, оборотами. Загадки с отвлеченным, сравнительно-описательным содержанием. Смысл загадки, обороты, выражения, как никогда тщательно разбираются именно в подготовительной группе, поскольку дети должны не только понимать их, но и объяснить содержание, их смысл самостоятельно. Хоть сама и снег и лед, А уходит - слезы льет. (зима) Угадайте, что за шапка;  Меха целая охапка. Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору. (заяц)

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
Основные ошибки детей при отгадывании загадок 1.Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей. 2.Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак. 3.Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"

Презентация на тему "Роль загадок в развитии речевого творчества и становлении лексической выразительности вдетской речи"
Литература: *Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать  загадки. ­М. : Просвещение, 1976. *Алексеева М. М. , Яшина В. И. Методика  развития речи и обучения родному языку  дошкольников. ­М. : Академия, 2000. *Бородич А. М. Методика развития речи детей.  ­М. : Просвещение, 1981. *Романенко Л. Устное народное творчество в  развитии речевой активности детей // Дошк.  воспитание. ­1990. ­№7
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2017