Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Оценка 5

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Оценка 5
Презентации учебные
pptx
воспитательная работа
Детсад
08.06.2017
Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Презентация составлена для воспитателей детского сада. В её содержание входит: -Особенности развития художественного восприятия дошкольников -Требования, предъявляемые при отборе картин для дошкольников -Приемы, подготавливающих детей к рассказыванию по картине - Несколько видов рассказов детей по картине -Этапы обучения детей рассказыванию по картине -Обучение рассказыванию по картине в младшем возрасте, среднем, старшем и подготовительном дошкольном возрасте
развит. речи неясова.pptx

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Теория и технология обучения детей восприятию картин Составила: Неясова Наталья Владимировна

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Сила воздействия искусства на ребенка может быть очень велика в том случае, когда «мировой опыт», заложенный в искусстве, соприкоснется с опытом ребенка. Вероятность этой встречи определяет педагог. Педагог должен досконально знать то художественное произведение, с которым знакомит детей, его смысл, философию, текст и контекст, в котором оно создавалось, а не просто называть обобщенно- эмоциональную характеристику.  Педагог должен иметь представление о том, насколько ребенок может воспринять художественное произведение в соответствии с его сегодняшним жизненным опытом.

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
«Осмыслению всего изображенного на картине детей надо учить» 1) восприятие ребенка при отсутствии специального обучения неточно, смутно, фрагментарно и не всегда правильно; 2) восприятие необученного ребенка не имеет целенаправленного характера, оно непроизвольно; возрастные особенности 3) восприятия развития чувственного познания. детского возможности этого важнейшего процесса лимитируют

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Особенности развития художественного восприятия дошкольников Не сразу ребенок воспринимает произведение искусства в качестве  такового. Однако зачатки художественного восприятия проявляются  уже в дошкольном возрасте. В процессе переживания создаются определенные отношения и  моральные оценки. Вначале эти оценки выражаются в предпочтении того, что просто  нравится, затем они приобретают характер суждений об искусстве с  точки зрения определенного идеала. К концу дошкольного возраста отношение к воспринятому меняется –  появляется способность занять позицию вне изображаемого,  позицию зрителя. Дети старшего дошкольного возраста дают эстетические оценки не  только интересному содержанию, но и пейзажу, в котором  захватывающий сюжет отсутствует, проявляют способность  улавливать настроение.

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Ведя с детьми занятия по картинкам, следует руководствоваться следующими основными положениями 1. Картина должна быть графически грамотной и ни одной из своих деталей не искажать действительности.  2. Своим содержанием картина должна психологически соответствовать возрасту ребенка, а потому картины должны предлагаться детям в соответствующей последовательности. 3. Рассматривание    картины    может   продолжаться лишь до тех пор, пока ребенок   проявляет   интерес   и внимание. 4. Число картин, вводимых в детскую жизнь, должно быть педагогически обоснованно. 5. Воспитание наблюдательности и сознательного созерцания отнюдь не должно ограничиваться использованием одних картин. 6. Занятия по картинам достигают всех связанных с ними целей только при активном использовании воспитателем и детьми речевого общения. 7. Картина, показываемая детям, выставляется на доске или мольберте против света. Дети    усаживаются против нее полукругом. Для показа необходима специальная палочка. Показывать   пальцем не дозволяется. 8. Участвуя в игре или занятии, педагог своим примером, показом стимулирует детей к желательным речевым реакциям.

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Серии дидактических картин разных типов: Предметные картины – на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» – автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров). Предметные картинки располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображенного предмета.

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Сюжетные картины Предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом. Сюжетная картинка наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Серия или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием, например (рассказ в картинках) «Рассказы в картинках» Н. Радлова (М., Планета, 1992)

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Репродукции картин мастеров искусства: пейзажные картины:  А. Саврасов «Грачи прилетели»;  И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода»,  «Март»;  К. Юон «Мартовское солнце»;  А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес»,  «Рубка леса»;  В. Васнецов «Аленушка»;  В. Поленов «Осень в Абрамцеве»,  «Золотая осень» и др.;

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
натюрморт:  К. Петров­Водкин «Черемуха в стакане»,  «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П. Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Требования, предъявляемые при отборе  картин *содержание картины должно быть интересным,  понятным, воспитывающим положительное отношение к  окружающему;  *картина должна быть высокохудожественной;  изображения персонажей, животных и других объектов  должны быть реалистическими;  *доступность изображения; не должно быть чрезмерного нагромождения картины  деталями;  *сильное сокращение и заслонение предметов вызывает  их неузнаваемость; *следует избегать излишней штриховки, набросочности,  незаконченности рисунка.

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Приемы, подготавливающих детей к рассказыванию по картине : *Рассматривание картины *Беседа по ее содержанию

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Рассматривание картин преследует тройную цель (Е. И. Тихеева): 1. упражнение в наблюдении, 2. развитие мышления, воображения, логического суждения 3. развитие речи ребенка. А также: активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Цель беседы по картине: подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания картины и одновременно развитие диалогической речи.

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Трудности восприятия и понимания детьми картины нередко предопределены типичными методическими ошибками воспитателя: отсутствием вводной беседы и трафаретностью, шаблонностью постановки вопросов.

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Рассматривание картины Рассматривание начинается с внесения картины и молчаливого ее созерцания. Но поскольку малыши не могут молча смотреть на картину, воспитатель поддерживает разговор, обращает их внимание на предмет или персонаж и постепенно развертывает беседу. Основной методический прием здесь – вопросы. Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ (Кого вы видите на картине?), затем рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. Так последовательно идет восприятие картины, выделяются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленными на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приемы (детям предлагается мысленно поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу; игра «Кто больше увидит?»). Последовательность вопросов обеспечивает целостное восприятие картины, а игровые приемы поддерживают интерес к ней. Такое рассматривание картины приближается к разговору воспитателя с детьми.

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Беседа по картине Отличается от предыдущего занятия большей целенаправленностью, систематичностью вопросов, последовательностью рассматривания и обязательным участием всех детей. Здесь используются, кроме вопросов, обобщение педагога, подсказ нужного слова, повторение детьми отдельных слов и предложений. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые ответы.

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Несколько видов рассказов детей по картине: • Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни. • Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. • Рассказ по последовательной сюжетной серии картин - ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети в логически определенной связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец. учатся рассказывать последовательности,

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
В обучении детей рассказыванию по картине выделяют несколько этапов • В  младшем  дошкольном  возрасте  осуществляется  подготовительный  этап,  который  ставит  своей  целью  обогатить  словарь,  активизировать  речь  детей,  научить  их  рассматривать  картины  и  отвечать  на  вопросы  по  их  содержанию. среднем  учат  рассматривать  и  описывать  предметные  и  сюжетные  картины  сначала  по  вопросам  воспитателя,  а  затем  по  его образцу. детей  • В  дошкольном  возрасте  • В  старшем  дошкольном  возрасте  дети  самостоятельно  или  с  небольшой  помощью  воспитателя  описывают  предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные  рассказы по серии картин, придумывают начало и конец  сюжету картины.

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
картине Обучение рассказыванию по *Основной вид занятия по картине в младшей в младшем возрасте группе – беседа. Перед показом картины выясняют опыт детей, вызывают интерес к ней. В беседе можно выделить такие части: рассматривание картины и рассказ воспитателя о ней. *У детей постепенно формируют умение связно, последовательно рассказывать о содержании картины с помощью вопросов воспитателя, его дополнений, вместе с ним по логической схеме: «Кошка Мурка лежит на... (коврике). У нее маленькие... (котята). Один… (котенок)» и т.д. *Занятие заканчивается небольшим обобщающим рассказом воспитателя, который объединяет детские высказывания. Можно прочитать какой- либо авторский рассказ.

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
быть использованы в самом начале, в ходе беседы, при ее завершении. *Важно мотивировать речевую деятельность: показать картину и рассказать о ней новенькой девочке, кукле, своей любимой игрушке, маме. Можно предложить еще раз внимательно посмотреть на картину, запомнить ее и дома сделать рисунок. В свободное время надо рассмотреть рисунок и предложить ребенку рассказать о нем. *В конце четвертого года жизни становится возможным переходить к самостоятельным высказываниям детей. Как правило, они почти полностью воспроизводят образец рассказа воспитателя с небольшими отступлениями.

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
В младшем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуются картины: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня», «Куры»

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Обучение рассказыванию по картине в средней группе *Процесс обучения и здесь идет последовательно. Рассматриваются и описываются предметные картинки, проводится сравнение изображенных на картине предметов и животных, взрослых животных и их детенышей. *Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Постепенно дети подводятся к связному последовательному описанию сюжетной картины, в основе которого первоначально лежит подражание речевому образцу.

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Структура занятий в средней группе картины.  Образец  изложения  беседа,  уточняющая  основное  *Вначале дети молча рассматривают картину *Проводится  содержание и детали.  *Далее дается образец и предлагается рассказать о  содержании  учит  событий,  последовательности  и  правильному  соединению  их  друг  с  другом,  отбору  необходимой  лексики.  Образец  должен  быть  достаточно  коротким, преподноситься живо, эмоционально. *Дети  позднее  рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое  творчество. воспроизводят  предложений  образец,  а  построению

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех) *Этот этап работы возможен при наличии у детей умения описывать картины. *Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. *В процессе рассматривания выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета.

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
В среднем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуются картины: Картины, которые рассматривались в младшей группе, и новые, более сложные по содержанию: «Медвежата», «Подарки маме в день 8 Марта», «Дорогие гости», «На реке», «В гости к бабушке», «Мы играем» Е. Г. Батуриной, «Наша Таня» О. И. Соловьевой.

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
картине в старшей группе Обучение рассказыванию по Задачи обучения монологической речи на занятиях с картинами усложняются. Дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам.

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Типы высказываний: • описание предметных картин и сравнению • описание сюжетных картин • повествованию сюжетных картин по серии

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
обсуждение  рассказывание,  Структура занятий в старшей группе Занятие  начинается  с  рассматривания  или  повторного  просмотра  картин,  уточняющего  основные  моменты  сюжета.  Педагог  использует  разные  методические  приемы:  вопросы,  план,  речевой  образец,  коллективное  последовательности  повествования, творческие задания. Основным  приемом  обучения  по­прежнему  остается  образец.  По  мере  овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец  дается  уже  не  для  воспроизведения,  а  для  развития  собственного  творчества.  В  какой­то  мере  подражание  остается  –  дети  заимствуют  схему  построения  текста,  средства  связи,  языковые  особенности.  В  связи  с  этим  возможны  варианты  применения  образца:  он  касается  одного  эпизода  картины  или  отдельных  персонажей;  образец  дается  по  одной  из  двух  предлагаемых  для  рассказывания  картин;  предлагается  в  виде  начала  (дети  продолжают  и  заканчивают  его);  может  даваться  после  нескольких  детских  рассказов,  если  они  однообразны;  может  вообще  не  использоваться  или  заменяться  литературным текстом. В последнем случае необходимы другие приемы  руководства детьми.

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
В старшей группе продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин. Такой вид рассказывания способствует развитию умения выстраивать сюжетную линию высказывания, формирует представления о его композиции, активизирует поиск образных средств выражения и способов внутритекстовой связи.

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии  1. На доске выставляют набор картинок с заведомо  нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку,  исправляют ее, придумывают название рассказа и  содержание по всем картинкам. 2. Вся серия картинок находится на доске, первая  картинка открыта, другие закрыты. После описания  первой открывают по порядку следующую, каждая  картинка описывается. В конце дети дают название серии,  отбирают самое удачное.  3. Дети размещают в нужной последовательности не  правильно расположенные картинки, затем составляют  рассказ по целой серии. Они договариваются между  собой, кто в какой последовательности будет  рассказывать.

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
В старшем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуются картины: «Шар улетел», «Новенькая», «У пристани», «Лошадь с жеребенком», др.  «Ежи», «Белки» и

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Обучение рассказыванию по картине в подготовительной группе Для обучения используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение. Продолжается обучение рассказыванию по серии картин, проводится рассказывание по многоэпизодным картинам.

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Структура занятий в подготовительной группе • Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; обогащается словарь образными (эпитеты, сравнения, метафоры). активизируется, выражениями • Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжат. Можно использовать указания, кому начинать, о чем рассказать какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании. сначала, в

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Придумывание творческого рассказа-повествования • Берется знакомая детям, ее содержание, составляется описание. Затем детям предлагают придумать, что могло быть до изображённого события. уточняется • Пока дети не овладеют умением придумывать начало и конец к картине, можно подсказывать завязку для развития сюжетной линии Сразу после этого можно придумать и концовку. • Воспитатель или дети обобщают детские рассказы в одно повествование. Возможно составление коллективного рассказа. Задача воспитателя – давать четкие указания. Задание рассказать про то, что нарисовано, ведет к описанию сюжета, задание придумать начало и конец к сюжету обязывает ребенка сочинить

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Методика рассматривания и описания  репродукций пейзажных картин и натюрмортов кисти мастеров искусства (Н. М. Зубарева)  Воспринимая пейзаж или натюрморт, дети должны увидеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому. Рассматривание пейзажных картин необходимо сочетать с наблюдениями природы и с восприятием поэтических произведений, описывающих природу. Запас непосредственных наблюдений над явлениями природы помогает детям воспринимать произведения искусства и испытывать эстетическое наслаждение. Н. М. Зубарева рекомендует оригинальные приемы рассматривания пейзажных картин. Повышает эмоциональное восприятие картины рассматривание ее в

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему помогает детям увидеть различные композиционные приемы, которыми пользуются художники для выражения своего замысла. Предложение мысленно войти в картину, осмотреться вокруг, прислушаться стимулирует творчество и дает полноту ощущения образа. Далее организуется описание картин детьми. Аналогичная работа проводится по рассматриванию и описанию натюрморта. Эстетическому восприятию его способствует рассматривание посуды, цветов, овощей, фруктов, знакомство с их цветом, формой, фактурой, запахом и составление из них «живых натюрмортов» на столе. Так дети подводятся к описанию натюрморта («Цветы» Д. Налбандяна, «Сирень» И. Левитана).

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
В подготовительной группе для рассматривания рекомендуются картины: И. Левитана «Золотая осень»; «Березовая роща» И. Левитана; «Березовая роща» А. Куинджи; «Утро в сосновом бору» И. Шишкина; «Цветы» Д. Налбандяна, «Сирень» И. Левитана и др.

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Советы воспитателям (Бородич А.М.) • Хочется посоветовать воспитателям бережно относиться к классическим изобразительным работам, стараться прежде всего научить детей с интересом, взволнованно их воспринимать. • Опасно превращать шедевры в наглядные пособия для дошкольников. • Описание мелких картинок, фотографий, а также изобразительных работ после упражнений с крупными картинами не составляет труда для детей, чаще всего оно проводится в игровой форме («Экскурсия по выставке рисунков», «Урок аппликации по телефону»).

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"

Презентация на тему "Теория и технология обучения детей восприятию картин"
Литература: 1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 2. А. М. Бородич, "Методика. развития речи детей", М., 1981. 3. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 4. Развитие творческого воображения, эмпатии детей старшего дошкольного возраста средствами изотеятельности-NewReferat.com 5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –– М.: Просвещение, 1981
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017