Презентация предназначена для учителей и классных руководителей и дает представление о создании ситуации успеха и использовании ее в эффективном обучении. Ситуация успеха особенно важна в работе с учениками, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ
УСПЕХА В УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учащихся
Семинар
Подготовила: Ямцун Т.С. –
учитель русского языка и
литературы высшей категории
Ситуация успеха
• это целенаправленное, организованное сочетание
условий, при котором создается возможность достичь
значительных результатов в деятельности как
отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
• Ситуация – это сочетание условий, которые
обеспечивают успех, а сам успех – результат
подобной ситуации.
• Ситуация успеха особенно важна в работе с
учениками, поведение которых осложнено целым
рядом внешних и внутренних причин, поскольку
позволяет снять у них агрессию, преодолеть
изолированность и пассивность.
Польза от создания ситуации
успеха
Без ощущения успеха у ученика пропадает интерес
к школе и учебным занятиям, но достижение успеха
в его учебной деятельности затруднено рядом
обстоятельств, среди которых можно назвать
недостаток знаний и умений, психологические и
физиологические особенности развития, слабая
саморегуляция и другие. Поэтому педагогически
оправдано создание для учащегося ситуации
успеха – субъективное переживание
удовлетворения от процесса и результата ( все
целиком или какойто части) самостоятельно
выполненной деятельности.
Восприятие учащимися успех
• В основе
ожидания успеха
– стремление
заслужить
одобрение;
стремление
утвердить свое
“Я”, свою позицию,
сделать заявку на
будущее.
• Учащийся начальной школы
не столько осознает успех,
сколько переживает;
• Учащийся средней школы и
осознает, и переживает, но
не всегда может докопаться
до его источников, не всегда
адекватно оценивает его.
• Старшеклассник, как
взрослый, подходит к
своему успеху или неудаче
аналитически, ищет их
корни, пытается
прогнозировать свои
возможности.
Создание ситуации успеха
Надежным путем
создания ситуаций
успеха является
дифференцированный
подход к определению
содержания
деятельности и
характеру помощи
учащимся при ее
осуществлении
• подбадривающие
слова;
• мягкие интонации;
• мелодичность
речи;
• корректность
обращения.
• доброжелательная
мимика.
Ситуация успеха и ее типы
1. Неожиданная радость.
2. Общая радость.
3. Радость познания.
Приемы “неожиданной” радости
или
“Даю шанс”
“Исповедь”
Подготовленные педагогические
ситуации, при которых ученик
“Когда учитель плачет”
получает возможность
Этот прием можно применять
неожиданно раскрыть для самого себя
собственные возможности.
что искренне обращение
Подобные ситуации учитель может
учителя к лучшим чувствам
и не готовить специально,
учеников получит понимание,
но его воспитательный
дар проявится в том, что он этот
момент не упустит, правильно его оценит,
сумеет его материализовать.
в тех случаях, когда есть надежда,
породит ответный оклик.
Как его применять – дело техники опыта,
интуиции и культуры педагога.
Здесь надо все точно просчитать,
правильно спрогнозировать
возможные реакции.
Приемы общей радости
Главная роль отведена учителю. Слова его, безусловно,
• Общая радость состоит в том, что бы
“Обмен ролями”
сих пор потенциал интеллектуальных
можно в том случае, если успех отдельного
ученика станет стимулом для успеха других,
“Эмоциональный всплеск”
ученик достиг нужной для себя реакции
или
Обмен ролями дает возможность
коллектива. Она может быть
высветить скрытый до
“Заражение”
“Ты так высоко взлетел”
подготовленной учителем или спонтанной,
“Заразить” коллектив интеллектуальной радостью
эмоциональноволевых
экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный
заметной или незаметной.
возможностей учащихся.
всплеск его искреннего стремления помочь ученику,
• Общей радостью считают только те
создать ситуацию успеха.
Они как бы создают важный
Создание цепной реакции, где слово учителя
реакции коллектива, которые дают
этого успеха вызовет радость всех.
рождает усилие, усилия рождают мысль,
разбиваясь на отдельные самостоятельные
возможность ученику почувствовать себя
В результате повышается интеллектуальный
а мысль расщепляется на знание и ответное чувство
фон коллектива, проявляется феномен
удовлетворенным, стимулируют его усилия.
признательности. В конечном итоге
превращаясь из формы деловой игры
сопереживания. Вырастает самоуважение
перерастет в успех многих, а осознание
прецедент на будущее,
акты “обмена ролями”,
формируется вера в себя, вера в успех.
в специфический прием
коллектива в целом.
создания ситуации успеха.
Радость познания
“Линия горизонта”
Выделяют пять основных мотивов учения.
“Эврика”
•
учебное задание,
какихто поставленных проблем,
неожиданно для себя пришел к выводу,
у которого они могут сделать
1.Непосредственно побуждающие – наименее социально
Если учитель делает учеников свидетелями
значимые, связанные с удовлетворением сиюминутных
потребностей (стремление получить отметку).
Суть состоит в том, чтобы создать условия,
своих раздумий, если он показывает
2.Перспективно побуждающие – более социально значимые,
при которых ученик, выполняя
движение своих мыслей в решении
связанные с удовлетворением широких, длительных по
времени потребностей (получить образование)
3.Моральные мотивы – социально значимые, связанные с
если он подводит ученика к тому рубежу,
пониманием учебы, как нравственного долга человека перед
раскрывающему неизвестные
обществом, семьей.
для него ранее возможности.
4.Мотивы общения – социально значимые, связанные с
самостоятельный вывод и испытать
потребностью быть в коллективе.
Он должен получить интересный результат,
радость от подобного “озарения”,
5. Интеллектуальные мотивы, в основе которых лежит
потребность познавать мир, когда важен не столько
результат, сколько процесс познания. Радость учебного
процесса и радость познания тесно связаны друг с другом, но
это не одно и тоже.
•
•
•
•
открывший перспективу познания
значит он создал ситуацию,
в которой даже интеллектуально пассивный
ученик может почувствовать себя
творческой личностью.
Ситуация неуспеха
Субъектное эмоциональное переживание
неудовлетворения собой в ходе и
результате совершения деятельности.
Она не может рассматриваться в отрыве
от ситуации успеха, а только лишь как
этап при переходе от одного успеха к
другому.