Рассматриваются элементы домашней работы как системы. Определяется связь домашней учебной работы школьников как один из видов учебной деятельности со всеми видами образовательной деятельности. Уделяется вопросу оценивания домашней работы и ее значимости. Возможна рейтинговая накопительная оценка в рамках предмета, где определены баллы за выполнение домашней работы. В качестве условия проектирования и реализации новой модели системы домашних заданий выступает изменение деятельности классных
руководителей (освобожденный классный руководитель), роль родителей в организации условий для выполнения домашних заданий.
Свойства системы домашних заданий
и условия их формирования.
Изменение домашней работы при переходе на новые
образовательные стандарты ( на уроках
биологии,химии,географии)
Дети учатся не только в школе, но и дома. Если в
школе их труд организуется, направляется и
контролируется учителем, то дома они часто
бывают предоставлены самим себе. Если учителя
не научат детей, как правильно организовать свой
учебный труд дома, они будут приходить в школу
с невыученными или плохо выученными уроками,
это неблагоприятно отразиться на их школьной
успеваемости, а, значит, и на отношении к учению.
М.Н. Скаткин.
Совершенствование процесса обучения.
Образовательный процесс как совокупность
аудиторной и внеаудиторной деятельности
Домашняя учебная работа как форма внеаудиторной работы представляет
собой одно из явлений образовательного процесса. Исследование литературы
позволяют рассмотреть домашнюю работу школьников как систему и процесс.
В качестве элементов домашней работы как системы можно выделить:
функции и роль домашней работы,
цели домашней работы,
способы управление домашней работой,
содержание,
условия выполнения,
оценивание,
регуляторы на разных этапах образовательного процесса.
Образовательный процесс как совокупность
аудиторной и внеаудиторной деятельности
Домашняя учебная работа должна иметь связи и отношения с другими
элементами образовательного процесса как системы. Так, цели домашней
работы должны быть связаны с общими целями образования, целями этапа
образовательной деятельности (в том числе, надпредметными), целями
предмета, темы и урока, личными целями учащихся. Домашняя учебная
работа как часть динамического процесса должна меняться в соответствии
с этапами образовательного процесса, усложняясь и развиваясь.
Домашняя учебная работа школьников как один из видов учебной
деятельности должна иметь связи со всеми видами образовательной
деятельности: не только с уроком, но и с другими аудиторными видами
деятельности, внеучебной работой, дополнительным образованием детей,
социальнотворческой деятельностью, социальной жизнью ребенка и его
семьи – всем, что составляет образовательный процесс.
Образовательный процесс как совокупность
аудиторной и внеаудиторной деятельности
Оценивание домашней работы должно быть частью системы оценивания результатов
образовательной деятельности. Оценке подлежат предметные, надпредметные и
личностные результаты. Необходима связь самооценки и внешней оценки. Вид оценки за
работу (отметка, балл, установление наличия работы, устная оценка) и ее значимость
должны быть определена до момента выполнения домашнего задания. Возможна
рейтинговая накопительная оценка в рамках предмета, где определены баллы за
выполнение домашней работы. Условия выполнения домашней работы характеризуют
гигиенические условия работы: наличие рабочего места, благоприятная семейная
обстановка и доступность источников информации (учебников, учебных пособий,
Интернета). При отсутствии условий для реализации домашней работы должна быть
возможность ее выполнения вне дома..
В качестве регуляторов домашней работы могут выступать следующие инструменты:
предметные и надпредметные образовательные программы, нормирование времени на
выполнение домашних заданий, учет индивидуальных особенностей учащихся, учет
трудоемкости заданий, процесс согласования домашней учебной работы между учителями
школы (параллели), между учителями и учениками, между учителями, учениками и их
родителями.
Образовательный процесс как совокупность
аудиторной и внеаудиторной деятельности
Функции домашней работы являются системообразующим элементом системы.
Они должны определять ее роль на разных этапах образовательного процесса,
особенности организации работы и параметры домашних заданий. Этапы
образовательного процесса могут характеризоваться доминирующей функцией
домашней работы.
Результативность системы домашней работы может быть рассмотрена, с одной
стороны, через анализ достижения целей домашней работы и предметных,
метапредметных и личностных результатов учащихся. С другой стороны,
результативность системы домашней работы может определяться тем влиянием,
которое она оказывает на образовательный процесс и его результаты.
Условия формирования системы домашних
заданий
В результате исследования «система домашних заданий как фактор обеспечения
качества образовательного процесса» было выделены следующие условия
формирования системы.
1. Взаимообусловленность изменения качества образовательного процесса
и формирования системы домашних заданий . В связи с тем, что
целенаправленность системы домашних заданий в современной школьной
практике связана с ориентацией элементов системы на предметные результаты,
уровень освоения которых — воспроизведение предметных знаний и умений,
содержание домашних заданий повторяет содержание аудиторной работы, а
характер домашних заданий не стимулирует познавательный интерес учащихся.
Это приводит к снижению как мотивации к самостоятельной работе дома,
так и качества выполненных заданий, невыполнению части из них, число
которых увеличивается от средней к старшей школе
Условия формирования системы домашних
заданий
2. Изменение деятельности классных руководителей
В качестве пятого условия проектирования и реализации новой модели
системы домашних заданий выступает изменение деятельности классных
Руководителей (освобожденный классный руководитель). Роль классного
руководителя в современной школе может быть изменена: от присмотра за
детьми класса до координации образовательной деятельности разных групп
учащихся класса. Он ответственен за координацию деятельности учителей
предметников и родителей, прогнозирование и мониторинг успеваемости, за
содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий
образования, планирование и реализации работы с одаренными и
неуспевающими учащимися.
Условия формирования системы домашних
заданий
3. Организация работы с родителями учащихся .
В связи со значительным влиянием родителей учащихся на организацию и
результаты домашней работы необходимо их включение в обсуждение проекта
системы домашних заданий в конкретной школе. Опыт обсуждения с членами
семей школьников особенностей образовательного процесса в конкретной
школе сегодня становится массовым явлением, чему способствует развитие
государственнообщественного управления в системе общего образования.
Изменение домашней учебной работы при
переходе на новые образовательные
стандарты ( на уроках биологии,химии,
географии)
Доминирующими целями домашней работы являются: создание
условий для развития навыков самостоятельной работы, творческой
деятельности в рамках познавательных и образовательных ситуаций.
Поэтому содержание домашних заданий — не только задания из
учебников, но и из других информационных источников, различные по
степени обязательности, индивидуализация, дифференциация и
интеграции. Домашние задания в могут быть согласованы с учителями
других предметов, что позволяет выйти на интегративный уровень
обучения и в дальнейшем — на ннтегративные результаты домашней
работы.
Необходимо дать детям такой способ работы, который позволил бы
сократить время, необходимое для выполнения домашнего задания, за счет
плодотворной деятельности на уроке.