Презентация на тему: "Свойства системы домашних заданий и условия их формирования".

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 30.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рассматриваются элементы домашней работы как системы. Определяется связь домашней учебной работы школьников как один из видов учебной деятельности со всеми видами образовательной деятельности. Уделяется вопросу оценивания домашней работы и ее значимости. Возможна рейтинговая накопительная оценка в рамках предмета, где определены баллы за выполнение домашней работы. В качестве условия проектирования и реализации новой модели системы домашних заданий выступает изменение деятельности классных руководителей (освобожденный классный руководитель), роль родителей в организации условий для выполнения домашних заданий.
Иконка файла материала Условия формирования системы домашних заданий.ppt
Свойства системы домашних заданий  и условия их формирования.  Изменение домашней работы при переходе  на новые  образовательные стандарты ( на уроках  биологии,химии,географии)
Дети учатся не только в школе, но и дома. Если в  школе их труд организуется, направляется и  контролируется учителем, то дома они часто  бывают предоставлены самим себе. Если учителя  не научат детей, как правильно организовать свой  учебный труд дома, они будут приходить в школу  с невыученными или плохо выученными уроками,  это неблагоприятно отразиться на их школьной  успеваемости, а, значит, и на отношении к учению.      М.Н. Скаткин.  Совершенствование процесса обучения.
Образовательный процесс как совокупность  аудиторной и внеаудиторной деятельности     Домашняя учебная работа как форма внеаудиторной работы представляет  собой одно из явлений образовательного процесса. Исследование литературы   позволяют рассмотреть  домашнюю работу школьников как систему и процесс.   В качестве элементов домашней работы как системы можно выделить:  ­   функции  и роль домашней работы, ­  цели домашней работы, ­  способы управление домашней работой,  ­  содержание,  ­  условия выполнения,  ­ оценивание, ­­  регуляторы на разных этапах образовательного процесса.
Образовательный процесс как совокупность  аудиторной и внеаудиторной деятельности Домашняя учебная работа  должна иметь связи и отношения с другими      элементами образовательного процесса как системы. Так,  цели  домашней  работы должны быть связаны с общими целями образования, целями этапа  образовательной деятельности (в том числе, надпредметными), целями  предмета, темы и урока, личными целями учащихся.   Домашняя учебная  работа как часть динамического процесса должна  меняться в соответствии  с этапами образовательного процесса, усложняясь и развиваясь.    Домашняя учебная работа школьников как один из видов учебной  деятельности должна иметь связи со всеми видами образовательной  деятельности: не только с уроком,  но и с другими аудиторными видами  деятельности, внеучебной работой, дополнительным образованием детей,  социально­творческой деятельностью, социальной жизнью ребенка и его  семьи – всем, что составляет образовательный процесс.
Образовательный процесс как совокупность  аудиторной и внеаудиторной деятельности Оценивание домашней работы должно быть частью системы оценивания результатов      образовательной деятельности. Оценке подлежат предметные, надпредметные и  личностные результаты. Необходима связь самооценки и внешней оценки. Вид оценки  за  работу  (отметка, балл, установление наличия работы, устная оценка) и ее значимость  должны быть определена до момента выполнения домашнего задания. Возможна  рейтинговая накопительная оценка в рамках предмета, где определены баллы за  выполнение домашней работы. Условия выполнения домашней работы характеризуют  гигиенические условия работы: наличие рабочего места, благоприятная семейная  обстановка ­ и доступность источников информации (учебников, учебных пособий,  Интернета). При отсутствии условий для реализации домашней работы должна быть  возможность ее выполнения  вне дома.. В качестве регуляторов домашней работы могут выступать следующие инструменты:  предметные и надпредметные образовательные программы, нормирование времени на  выполнение домашних заданий, учет индивидуальных особенностей учащихся, учет  трудоемкости заданий, процесс согласования домашней учебной работы между учителями  школы (параллели), между учителями и учениками, между учителями, учениками и их  родителями.
Образовательный процесс как совокупность  аудиторной и внеаудиторной деятельности     Функции домашней работы являются системообразующим элементом системы.  Они должны определять ее роль на разных этапах  образовательного процесса,  особенности организации работы и параметры домашних заданий. Этапы  образовательного процесса могут характеризоваться доминирующей функцией  домашней работы.  Результативность системы домашней работы может быть рассмотрена, с одной  стороны, через анализ достижения целей домашней работы и предметных,  метапредметных и личностных результатов учащихся. С другой стороны,  результативность системы домашней работы может определяться тем влиянием,  которое она оказывает на образовательный процесс и его результаты.
Условия формирования системы домашних  заданий     В результате исследования «система домашних заданий как фактор обеспечения  качества образовательного процесса» было выделены следующие  условия  формирования системы. 1.  Взаимообусловленность изменения качества образовательного процесса  и формирования системы домашних заданий . В связи с тем, что  целенаправленность системы домашних заданий в современной школьной  практике связана с ориентацией элементов системы на предметные результаты,  уровень освоения которых — воспроизведение предметных знаний и умений,  содержание домашних заданий повторяет содержание аудиторной работы, а  характер домашних заданий не стимулирует познавательный интерес учащихся.  Это приводит к снижению как мотивации к самостоятельной работе дома,  так и качества выполненных заданий, невыполнению части из них, число  которых увеличивается от средней к старшей школе
Условия формирования системы домашних  заданий 2. Изменение деятельности классных руководителей В качестве пятого условия проектирования и реализации новой модели     системы домашних заданий выступает изменение деятельности классных Руководителей (освобожденный классный руководитель). Роль классного  руководителя в современной школе может быть изменена: от присмотра за  детьми класса до координации образовательной деятельности разных групп  учащихся класса. Он ответственен за координацию деятельности учителей  предметников и родителей, прогнозирование и мониторинг успеваемости, за  содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий  образования, планирование и реализации работы с одаренными и  неуспевающими учащимися.
Условия формирования системы домашних  заданий 3. Организация работы с родителями учащихся .     В связи со значительным влиянием родителей учащихся на организацию и  результаты домашней работы необходимо их включение в обсуждение проекта  системы домашних заданий в конкретной школе. Опыт обсуждения с членами  семей школьников особенностей образовательного процесса в конкретной  школе сегодня становится массовым явлением, чему способствует развитие  государственно­общественного управления в системе общего образования.
Изменение домашней учебной работы при переходе на новые образовательные стандарты ( на уроках биологии,химии, географии)  Доминирующими целями домашней работы являются: создание  условий для развития навыков самостоятельной работы, творческой  деятельности в рамках познавательных и образовательных ситуаций.   Поэтому содержание домашних заданий — не только задания из  учебников, но и из других информационных источников, различные по  степени обязательности, индивидуализация, дифференциация и  интеграции. Домашние задания в могут быть согласованы с учителями  других предметов, что позволяет выйти на интегративный уровень  обучения и в дальнейшем — на ннтегративные результаты домашней  работы. Необходимо дать детям такой способ работы, который позволил бы  сократить время, необходимое для выполнения домашнего задания, за счет  плодотворной деятельности на уроке.