Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад № 17 «Ладушки»
Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности в средней группе по теме: «В поисках воды»
Подготовила воспитатель
Заболоцкая А.С.
г.
Нижневартовск 2017 г.
Конспект НОД по экспериментированию с водой в средней группе
«В поисках воды»
Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой.
Задачи:
• Познакомить детей со свойствами воды
• Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы.
• Активизировать словарь детей новыми словами (лимонная кислота,
• Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру, бережное отношение к воде.
Материал:
• Глобус
• Апельсиновый сок, молоко
• Пластиковые стаканчики (ложки)
• Соль, сахар, лимонная кислота
• Разноцветные пуговицы
Предварительная работа: просмотр презентации, рассматривание глобуса, прочтение сказки о золотой рыбке
Ход НОД:
Воспитатель.
- Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие: у нас гости. Давайте повернемся и поздороваемся с ними. А теперь повернитесь ко мне лицом.
- Ребята, посмотрите, у нас сейчас пришла срочная посылка, давайте посмотрим, что в ней? (достает глобус) Кто знает, что это такое?
Дети:
- Это глобус.
Воспитатель.
- Правильно. Ребят, а вы знаете, что такое глобус? (выслушивает варианты детей и подводит к верному ответу) Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети:
- Синего, голубого.
Воспитатель.
- Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?
Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?
Дети.
- Животным, растениям, человеку.
Воспитатель.
-Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?
Дети.
- Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.
Воспитатель.
- Молодцы.
Совершенно верно
«Если руки ваши в краске,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить. Ни стирать,
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
чтобы плыли корабли,
чтоб варились кисели,
чтобы не было беды –
жить нельзя нам без воды».
Вода необходима всему живому на земле.
Но вот однажды в сказочной стране вода исчезла! И золотая рыбка из этой сказочной страны просит нас, ребята, помочь вернуть воду. Злая волшебница спрятала воду под четырями замками. Поможем вернуть воду, золотой рыбке?
Для этого нам необходимо узнать четыре свойства воды.
Приглашаю вас, ребята, отправится в волшебную лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды. Прежде чем мы пойдём в лабораторию, скажите, а что там делают?
- Проводят опыты.
Воспитатель.
- А чтобы всё получилось даже в сказочной лаборатории нужно соблюдать правила поведения:
1. внимательно слушать воспитателя.
2. не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
3. не забывайте после каждого опыта сделать вывод.
А сейчас проходите в лабораторию, занимайте места за столом.
1
Воспитатель.
- Ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, вы услышите аппетитный запах. А есть ли запах у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведём опыт:
Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (Апельсиновый).
- Как вы догадались, что сок - апельсиновый (пахнет апельсином).
А теперь возьмите стакан с водой. Понюхайте, чем пахнет? (у воды нет запаха)
- Так есть ли запах у воды (изображение с этим свойством воды). Вывод какой сделать можно: у воды нет запаха! Открываем первый замок.
2
Воспитатель.
- Ребята, а какой на вкус лимон? (кислый)
- А конфета? (сладкая)
- Интересно, а есть ли вкус у воды? Возьмите стакан с апельсиновым соком. Попробуйте сок. Какой вкус у апельсинового сока? (Вкус апельсина).
- А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая она? Сладкая? Кислая? Солёная? (Без вкуса).
- Так есть ли вкус у воды? (Нет).
Вывод: У воды нет вкуса (Вот мы и открыли второй замок).
Воспитатель.
- Вы правы, ребята. У воды нет вкуса. Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и чтобы выразить своё чувство, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не ощущает. Посмотрите, у вас на столе в тарелочках: соль, сахар и лимонная кислота а теперь то, что у вас на тарелочке добавляем в свои стаканы и перемешиваем. Вода поменяла цвет? (Нет). А теперь попробуйте на вкус. Какая на вкус вода у тебя, Ева? (Вариант ответа. Спросить каждого). Почему?
- Как вы думаете, от чего зависит вкус воды? (ответы детей).
Вывод: вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили (символ свойства вкуса).
3
Воспитатель.
- Прежде чем приступить к следующему опыту, который поможет открыть третий замочек, давайте поиграем: (Капли первые упали, пауков перепугали). Дождик прошёл и получились лужи. А что будет с лужами на морозе?
Дети.
-Лужи превратятся в лёд, застынут.
Воспитатель.
- Посмотрите внимательно: перед вами на столе на тарелочках – лёд. Возьмите его в руки.
- Какой лёд?
Дети.
- Лёд холодный.
Воспитатель.
-Как вы узнали об этом? Что почувствовали ваши ручки, какими они стали? А что еще можно сказать про лёд?
-Лёд твердый?
Воспитатель предлагает провести простые опыты со льдом: надавить, сжать, постучать по нему.
- Посмотрите, ребята, лёд на наших ладошках от теплоты рук начал таять? А когда лёд тает, то он во что превращается?
Дети.
- В воду.
Воспитатель.
Значит, лед – это тоже вода. Она может быть не только в жидком, но и в твердом состоянии, когда замерзает и превращается в лёд.
Таким образом, мы открыли ещё один замочек и разгадали ещё одно свойство воды.
4
Воспитатель.
Ребята, вспомните, что сказала злая волшебница золотой рыбке? Как вернуть воду?
Дети:
- Чтобы вернуть воду в сказочную страну, надо отгадать четыре свойства воды.
Но остался ещё один не раскрытый замочек. Мы провели три опыта и нам осталось узнать ещё одно свойство воды. Для этого мы подойдём к столу, встанем вокруг него аккуратно.
- Посмотрите, ребята, а вы знаете, какого цвета молоко? (Белого)
-А что вы можете сказать про воду? Она белого цвета? Давайте проверим, какого цвета вода? Закройте глаза. Я опущу в молоко пуговицы – ваша задача отгадать, какого цвета пуговицы я опустила.
- Открываем глаза. Какого цвета пуговица в вашем стакане с молоком, вы можете сказать? (Нет). Почему? (ответы детей). Теперь предлагаю взять ложечки и вытащить на салфетку пуговицы. Погрузите эти же пуговицы в стаканчик с водой. Теперь мы можем увидеть какого цвета пуговица? (да). Почему? (Потому что вода – прозрачная).
-Совершенно верно.
- Ребята, какие вы молодцы. Вы помогли вернуть воду в сказочную страну, отгадали четыре свойства воды.
(Звучит музыка «Улыбка» - вступление).
- Золотой рыбке мы помогли и нам пора возвращаться в детский сад на свои места, откуда мы начинали занятие. Вот мы и вернулись.
- Сегодня мы помогали золотой рыбке вернуть воду, которую заковала злая волшебница в четыре замка. Что нового узнали о свойствах воды? (Описательный рассказ по схеме: Вода имеет четыре свойства. Вода нужна человеку, растениям, животным). Золотая рыбка рада, что вы помогли ей вернуть воду и у нее хорошее настроение, и она будет ждать с нами новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.