Данная презентация содержит обобщение многолетнего опыта работа с детьми с ОВЗ ( их психологические особенности ,характеристику наиболее продуктивных методов и приёмов в работе с данной категорией детей, фрагменты с уроков, тематику исследований, проектов, дискуссий, виды заданий на развитие внимания,памяти,логического мышления и другие.
Данный опыт обобщён и представлен в рамках региональных курсов повышения профессиональной компетенции " ФГОС ООО: современный урок как способ достижения планируемых результатов ООП ООО. Русский язык" 27 марта 2018 года.
Cекреты успешного обучения детей
с ОВЗ
Автор: Ванцаева Н.А.,
учитель высшей категории,
Заслуженный учитель Р.Ф.
Цель :
• рассказать об особенностях
работы с детьми с ОВЗ (7 вид);
• поделиться некоторыми
секретами успешного их обучения.
Проблемы в обучении детей с ОВЗ
• ограниченное представление
обучающихся об окружающем мире;
• отсутствие мотивации познавательной
деятельности;
• низкий уровень развития внимания,
памяти, мышления, речи;
• повышенная утомляемость и
возбудимость;
• завышенная (заниженная) самооценка;
• отсутствие самостоятельности в работе.
Принципы в работе
• системный подход в формировании предметных и
метапредметных компетенций;
• планирование коррекционно-развивающих заданий на
каждом уроке;
• использование активных методик и технологий,
направленных на развитие познавательной активности и
творческих способностей;
• опора на жизненный опыт учащихся, практико -
ориентированная направленность обучения;
• деятельностный подход в обучении;
• осуществление индивидуального и дифференцированного
подхода;
• создание ситуации успеха для каждого;
• использование критериального оценивания
Выбор УМК
Используемый УМК
1. Русский язык.7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2
ч. Ч.1 / Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова. М.: Просвещение,
2014.
2. Русский язык.7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2
ч. Ч.2 / Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова. М.: Просвещение,
2014.
Этот УМК выбран с учетом особенностей памяти, мышления, восприятия
детей ЗПР.
Он содержит теоретический материал, изложенный в доступной форме;
практические задания , представленные в нем, имеют разноуровневый
характер, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в
обучении;
учебник легок в использовании: словарные слова помещены в рамочки, что
облегчает знакомство с ними; условные обозначения, принятые в учебном
пособии, позволяют свободно ориентироваться в нем; репродукции картин,
которыми снабжен учебник, хорошего качества, что дает возможность
осуществлять коррекцию зрительного восприятия при работе с ним.
Направления коррекционной
работы
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция –
развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти;
коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о
свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных
представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления : развитие наглядно-образного
мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать
логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения
сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие
понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности
принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой
и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою
деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия;
коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи;
коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Технологии активных форм и
методов
• здоровьесберегающие технологии;
• деятельностный принцип
обучения;
• развитие критического мышления
через чтение и письмо;
• интеграция предметов;
О чем это мы?...
Критическое мышление – это:
способность ставить новые,
полные смысла вопросы;
вырабатывать разнообразные,
подкрепляющие аргументы;
принимать независимые
продуманные решения.
…
8
Универсальные умения и навыки
(по технологии критического мышления)
• выделять главное;
• сравнивать, сопоставлять;
• устанавливать причинно-
следственные связи;
• видеть варианты решений;
• предсказывать последствия;
• проверять выводы на практике
Стратегия «Инсерт»
(«маркировка текста»)
Значки
+
–
?
Ключевые слова
уже знал
новое
думал иначе
есть вопросы
10
Кто о чём подумал ?
• снар…жение
• пустыня
• пр…вал
• инд…йцы
• н…члег
• к…стёр
• З…мля
Сбор рюкзака
Стёпка сбегал в сарай и принёс оттуда
Помимо этого, я приготовил три рогатки,
мешок из-под муки. И в этот мешок мы
положили хлеб и сахар. Потом положили
разную посуду: тарелки, стаканы, вилки и
ножи. Затем, подумавши, положили
волшебный фонарик, цветные карандаши,
глиняный рукомойник и увеличительное
стекло для зажигания костров. И кроме того,
запихали в мешок два одеяла и подушку от
тахты.
удочку и сачок для ловли тропических
бабочек.
уехали в город, а Стёпкина мать ушла на
речку полоскать бельё, мы покинули нашу
И на другой день, когда наши родители
Поиск информации и понимание прочитанного .
Формируемое
умение
• Находить
информацию,
данную в явном и в
неявном виде.
Вопросы для беседы
• Что дети взяли с
собой, отправляясь в
кругосветное
путешествие?
• Оповестили ли они
об этом своих
родителей?
• Догадались ли вы,
где мечтают
побывать
путешественники?
Преобразование и интерпретация
формируемое
умение
• Интерпретировать и
обобщать
полученную из
текста информацию.
задания
• Выпишите названия
вещей, которые
могли бы детям
пригодиться в
походе.
• Дополните список
теми, которых здесь
не оказалось.
Собираем рюкзак
Бинт, йод, марганцовка, уголь
активированный, подушка, жгут,
бинокль, конфеты, спички, телефон,
валидол, перекись водорода,
пластырь, мыло, мясо, чипсы, вода,
кастрюля, стулья, одеяло.
Оценка информации
• Связывать
информацию,
обнаруженную в
тексте, с
материалами из
других
источников и с
жизненным
опытом.
• Оцените,
насколько хорошо
подготовились к
походу дети,
изображённые на
рисунке.
Ночлег
Наконец стало темнеть. Степка бросил мешок на
землю. И мы решили тут заночевать. Мы собрали
хворосту для костра. И Степка извлек из мешка
увеличительное стеклышко, чтоб разжечь костер. Но не
найдя на небе солнца, Степка приуныл. И мы тоже
огорчились. И, покушав хлеба, легли в темноте. Степка
торжественно лег ногами вперед, говоря, что утром нам
будет ясно, в какую сторону идти. Степка тотчас
захрапел. И Тузик тоже засопел носом. Но мы с Лелей
долго не могли заснуть. Нас пугал темный лес и шум
деревьев. Сухую ветку под головой Леля вдруг приняла
за змею и от ужаса завизжала. А упавшая шишка с
дерева напугала меня до того, что я подскочил на земле,
как мячик. Наконец мы задремали.
Поиск информации и понимание
прочитанного
Формируемое
умение
Вопросы для беседы
• Находить
информацию,
данную в явном и
неявном виде.
• Как дети выбирали
место для ночлега?
Сумели ли они
развести костёр?
Почему?
•
• Почему Стёпка был
так уверен, что не
собьётся с пути?
• Почему они долго не
могли уснуть?
Преобразование и интерпретация
Формируемое
умение
• Интерпретировать и
Вопросы для беседы
• Удачно ли дети
• Что они не
предусмотрели?
обобщать
полученную из
текста информацию.
выбрали место для
ночлега?
Правила выбора места привала и
обустройства ночлега
Оценка информации
• Время делу –
• Какая из
потехе час.
• Не зная броду, не
пословиц больше
всего подходит
для юных
путешественнико
в?
суйся в воду.
• Поспешишь –
людей
насмешишь.
Нестандартные уроки
• путешествие по станциям;
• заочная экскурсия;
• ролевая игра;
• защита проекта;
• урок- исследование;