Данная презентация раскрывает основные моменты подготовки научно-исследовательской работы учащимися. Рекомендуется изучить содержание и попытаться самостоятельно выполнить те шаги, которые прописаны в презентации. В результате, выстраивается логика работы над учебной работой. Материалы могут дополняться примерами. Не рекомендуется менять местами слайды, так как их последовательность соответствует этапам работы над выбранной темой.Представление основных моментов научно-исследовательской деятельности для учащихся.
Проектная и
исследовательская
деятельность
ПРОЕКТ
Учебный проект
Социальный
проект
… … …
Учебно –
исследовательская
работа
Исследовательск
ий проект
Учебный проект… … … Социальный проектИсследовательский проектУчебно – исследовательская работаПРОЕКТ
Ключевые
понимания терминов:
моменты
учебно-исследовательская
• проект- НЕТ гипотезы, но
есть замысел (идея),
•
работа – ЕСТЬ гипотеза;
реализуется,
•
гипотеза проверяется.
идея
а
Учебная исследовательская
работа
Требования к
структуре и
оформлению
Какую работу можно считать научной
Характер целей (научнопознавательная)
Выделение специального объекта
исследования
Применение специальных средств
познания, методов науки
Соблюдение однозначности
терминологии
Оценка качества исследования
Постановка проблемы предполагает
ответ на вопрос: что надо изучить
из того, что было ранее не
изучено (пробел в научном знании,
знание о незнании)
Аппарат исследования
(по нему выстраивается логика изложения)
Актуальность (проблема)
Тема
Объект
Предмет
Цель («Объект, предмет и цель исследования
обусловили постановку следующей гипотезы»)
Гипотеза
Задачи.
Методы
Этапы
Новизна и практическая значимость
Актуальность исследования
Почему данной проблемой нужно
заниматься?
Потому что я мало знаю,
Не знаю, правда ли …. или нет,
Хочу стать … (профориентационный
момент)
Хочу, чтобы все знали
Тема исследования
Как назвать то, чем мы собираемся
заниматься?
Название … указывает на конкретность исследуемого
вопроса
Для малышей можно в форме вопроса…
В названии должно присутствовать одно из понятий
– «причины»,
– «роль»,
– «оценка»,
– «влияние»,
«моделирование»,
«особенности»,
«анализ»,
«характеристика»
Объект и предмет исследования
Объект ЧТО именно рассматривается в
исследовании?
Предмет – КАК рассматривается
Объект принадлежит всем, а предмет –
личное достояние автора исследования
Предмет = тема исследования
Тема
Объект Предмет
Роль симметричности
в хантыйском
орнаменте
Влияние партизанского
движения на роль
патриотизма в … (по
мемуарам…)
Роль музыки в
произведении
«Гранатовый браслет»
Куприна.
Причины гибели
динозавров (по данным
исследований,
опубликованных в
журнале «В мире науки»
за 20102013 гг)
-Симметрия в
хантыйском орнаменте
Хантыйский орнамент
Отражение
патриотического
подъема в мемуарах
Роль …
Влияние
Произведение
«Гранатовый
браслет»
-Гибель
динозавров
ИЛИ
- питание …..
Роль музыки
в…
Причины
гибели
цель
Цель это представление о
результате
Этап: Анализ проблемы
Формулировка проблем, определение
причинноследственных связей и построение
«дерева проблем»;
Формулировка проблемы, а не его «поля»:
«Проблема преемственности между
начальной и основной школой»;
Нельзя брать слово «проблема»;
Проблема – это расхождение между тем, что
есть или было и тем, что желательно;
Использование отрицательных коннотаций
Гипотеза
Предположение, при котором на основе
ряда фактов делается вывод о
существовании объекта, связи или
причины явления.
Знание не достоверное, а вероятное;
Высказывание, истинность или ложность
которого не установлена
Гипотеза
Формулируется в виде:
Если ……, то это могло привести к …., и,
следовательно, вызвать….
Мы предположили, что …
Чем больше …, тем чаще …
Если учесть, что … тесно связана с…., то
становится понятным, что…
Тема: Особенности особого отношения британцев к
воспитанию детей.
мы предположили, что британцы имеют особое
отношение , потому что…
Чем больше мы читаем о жизни подростка, тем больше
замечаем, что британцы имеют особое отношение.
Если Британия имеет другую систему воспитания, то
можно предположить, что у них …
Задачи:
Их должно быть всегда 4
1) Изучить литературу по теме
исследования о …
2) Подобрать и обосновать методы
исследования ….
3) Провести исследование / изучение …
4) Обобщить результаты и сделать
выводы (соединить теорию и
практику)
Методы исследования
Эмпирические (наблюдение, опросные
методы, эксперимент, научная
экспедиция, рейтинг, самооценка)
Теоретические (моделирование,
сравнительноисторический анализ,
причинноследственный анализ,
монографический и.т.д.)
Количественные и качественные
методы (математические методы)
Этапы
Необходимо расписывать, если позволяет
объем
За основу берутся этапы проекта по
Селивко (есть Word документ )
Новизна полученных результатов
что сделано из того, что другими не было
сделано,
какие результаты были получены впервые
– в исследовании впервые даны …
– впервые было доказано, что в основе…
лежало…
– Впервые был проведен сравнительный анализ
…, который позволил сделать вывод о том, что
…