Презентация "О национальной идентификации и... русском языке"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация на тему "О национальной идентичности и...русском языке". 1. Предоставлены аргументы, свидетельствующие об актуальности данной проблемы. 2. Показано, каким образом уроки русского языка (7-10 классы) могут помочь частично решать ее. 3. Считаем, что работа со смыслом слова (на уровне лексики, словообразования) помогает учащимся осознанно относиться к Слову, понимать не только его значение, но и вдумываться в Смысл Слова. 4. В работе на конкретном примере показано, как со временем менялся словарный состав языка и как в связи с этим менялся Смысл Слова.Презентация для учителей русского языка и литературы(аксиологический подход к ведению уроков русского языка-один из приемов). Работа со словом - разделы "Лексика" и " Словообразование".
Иконка файла материала для интернета.pptx
О НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И… РУССКОМ ЯЗЫКЕ Пробуждение национального самосознания возможно только через язык… К.Д.Ушинский Общее направление к спасению нашего языка, а значит, и нашего народа, и, наверное, человечества в том, чтобы найти противодействие поверхностному восприятию слова. В.Ю.Троицкий.
 2002 г. № 13-51-28/13 Письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении".  2010 год. На федеральном уровне принята «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Об актуальности
 «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны - впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить».  В.В. Путин  Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12.12.2013 
 ... 9 июня 2014 год. Москва. Президент России Владимир Путин подписал указ "О Совете при Президенте Российской Федерации по русскому языку". Как отмечается в документе, совет образован "в целях обеспечения развития, защиты и поддержки русского языка как государственного языка Российской Федерации, а также повышения эффективности деятельности органов государственной власти РФ". (ИТАР- ТАСС. Образование в России и за рубежом) Об актуальности
Ни в одном из документов, в которых говорится о системе ценностей , в том числе и в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», ни слова о ЯЗЫКЕ КАК ЦЕННОСТИ… НО!!!
Так что же такое ЯЗЫК?
П.А.Вяземский Язык есть исповедь народа, В нем слышится его природа, Его душа и быт родной...  русский поэт, литературный критик, историк, переводчик, публицист, мемуарист, государственный деятель.
Язык — не только орудие национального и межнационального общения, но сосредоточенный в слове духовный и практический опыт народа и как бы ключ к этому опыту. Язык также — форма и способ телесно-духовной жизни народа и человека. В своих высших проявлениях язык — это духовное достояние и святыня народа; в то же время он — способ человеческого освоения материального мира и духовной действительности; язык — школа мысли и единственное средство получить образование. Наконец, язык — форма духовной энергии, проявляющаяся нередко помимо сознания его носителя и оказывающая не только ожидаемые, но и непредвиденные говорящим влияния на окружающий мир… Всеволод ТРОИЦКИЙ, профессор, доктор филологических наук,  главный научный сотрудник института мировой литературы при Российской академии  наук
 Молодёжь утрачивает связь с великим духовным наследием своего народа, отчуждается от истинной культуры и лишается грамотного представления о русской литературе и мире, ею отражённом. Это - признак несомненной деградации основ духовного существования независимого государства. (В.Ю.ТРОИЦКИЙ)
Что такое СЛОВО? Павел Флоренский считал, что СЛОВО символично по своей сути: в его основе изначально лежит СЛОВА. определённый образ, в котором сокрыт глубинный смысл
Слово, как и человек, имеет трехуровневую структуру: Тело - звуковая оболочка Слова. Душа - значение Слова. Дух - смысл Слова. Именно "дух слова" = его смысл несет главную информацию, именно в нем скрыты те сокровенные знания, которые необходимы человеку для понимания как себя, так и народа к которому ты принадлежишь, мира вокруг. Павел Флоренский
СЛОВО – живой субъект! И относиться к нему необходимо как к живому, уважительно! Задача учителя: разработка таких методов и приёмов работы со словом, которые помогли бы учащимся осознать природу слова, а значит и свою собственную природу, понять свою Родину… ВЫВОД
С чего начинается деятельность учителя? 1. Целеполагание 2. Определение задач 3. Выбор типа урока
1. Подобрать однокоренные слова к слову ЦЕЛЬ целебница; а) Целый, целостный, цельный; б) Целиться, прицелиться, прицельный; в) Целебный, исцеление, целитель, г) Целоваться, поцелуй; д) Целомудренный и целомудрие. Урок №1 «Познавая сущностное значение слова ЦЕЛЬ»
2. Работа со словом ИСЦЕЛЕНИЕ -Всматриваясь в строение слова и вдумываясь в его смысл, ответьте на вопрос, при каком условии возможно исцеление? (Исходя из +цел++е) -Какова же цель человеческой жизни? (Н.В.Маслов в книге «Основы русской педагогики»: «…возвращение человеку его первоначальной цельности»)
-Подберите родственное слово к слову ЦЕЛЬНОСТЬ (целостный) -По лексическому словарю определите его значение («Представляющий собой внутреннее единство, воспринимающийся как единое целое»- Словарь рус.яз. АН СССР, том 4)
3. Целиться, прицелиться, прицельный - Почему эта группа слов имеет тот же - Как эти слова помогают определить корень, что и предыдущая? направление деятельности по достижению цели? целиться? («Направлять свои действия на какую-либо цель») приставка ПРИ- - Каково лексическое значение слова - Какой оттенок в смысл слова вносит - Какова роль возвратного суффикса –СЯ- - Сделайте вывод: каким образом на смысловом уровне соотносятся слова первой и второй группы?
4. Целовать, целоваться, поцелуй - Почему эти слова имеют корень ЦЕЛ? (Мужчина и женщина-2 половинки единого целого, отсюда суть слова ПОЛ) 5. Целомудрие, целомудренный - Разберите эти слова по составу - Каково лексическое значение слова МУДРОСТЬ? («Основанный на глубоком понимании») - Целомудрие (1.Девственность,невинность 2.Строгая нравственность, чистота) - Подберите синонимы к слову ЧИСТОТА: невинный, непорочный, безгрешный, безгреховный, неиспорченный.
ВЫВОД Высший смысл человеческого бытия – обретение (возвращение) цельности. Путь к данной цели – Сохранение себя в чистоте как физической, так и духовной (это и есть обретение мудрости)
6. Целитель - Подберите синонимы к этому слову. ( Врач, лекарь, знахарь) - Назовите родственные слова к каждому из этих слов (врачевать; лечить, лекарство; знахарить) - Какие из этих слов наиболее употребительны в наше время? - Как называется заведение, где оказывают помощь больному?
- Всматриваясь в корень слова, скажите, от чего помогают избавиться больному в больнице? - Как вы думаете, как называлась больница в 19 в.? (лечебница) - Возможно ли в больнице-лечебнице полностью оздоровить человека? Почему?
 Целебница – так изначально называлось учреждение, где нездоровым людям оказывали помощь.  Какое название больница, лечебница или целебница самое правильное? - Какое слово «больной» или «нездоровый» отображает суть происходящего с человеком?
Постепенно «во времени» происходил отход от сущностного значения слова…замена одного слова другим, не отражающим главного ………. Теперь можно понять, почему так мало осталось у нас здоровых людей. ВЫВОД
ПОДВЕДЕМ ИТОГ!  Родной русский язык должен стать главною основой воспитания- образования каждого из нас: приобщение (истинное) в полной мере к языку – приобщение к духовной сути нашей нации, к его духовной культуре, путь к познанию (идентификации) самого себя, щит от духовного рабства.
О, слово! В таинстве рождаясь, Таишь в себе родство с былым: Гнилую душу покидая, Само становишься гнилым. О, слово! Духа дохновенье, Что значишь ты в любой судьбе, Когда погибель иль спасенье Зависит от любви к тебе? Храните слово с колыбели, Перевивая Чистотой, Чтоб матери как прежде пели Напевы Родины Святой. Спасайте слово всенабатно
Константинова Нина Юрьевна - учитель русского языка и литературы МАОУ Гимназия №3 города Владимира