Презентация на тему "О национальной идентичности и...русском языке".
1. Предоставлены аргументы, свидетельствующие об актуальности данной проблемы.
2. Показано, каким образом уроки русского языка (7-10 классы) могут помочь частично решать ее.
3. Считаем, что работа со смыслом слова (на уровне лексики, словообразования) помогает учащимся осознанно относиться к Слову, понимать не только его значение, но и вдумываться в Смысл Слова.
4. В работе на конкретном примере показано, как со временем менялся словарный состав языка и как в связи с этим менялся Смысл Слова.Презентация для учителей русского языка и литературы(аксиологический подход к ведению уроков русского языка-один из приемов). Работа со словом - разделы "Лексика" и " Словообразование".
О НАЦИОНАЛЬНОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ И…
РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Пробуждение национального самосознания
возможно только через язык…
К.Д.Ушинский
Общее направление к спасению нашего языка,
а значит, и нашего народа, и, наверное,
человечества в том, чтобы найти
противодействие
поверхностному восприятию слова.
В.Ю.Троицкий.
2002 г. № 13-51-28/13 Письмо
Министерства образования Российской
Федерации от 2 апреля 2002 г. «О
повышении воспитательного
потенциала общеобразовательного
процесса в общеобразовательном
учреждении".
2010 год. На федеральном уровне
принята «Концепция духовно-
нравственного развития и воспитания
личности гражданина России»
Об актуальности
«Нам нужны школы, которые не просто
учат, что чрезвычайно важно, это самое
главное, но и школы, которые воспитывают
личность. Граждан страны - впитавших её
ценности, историю и традиции. Людей с
широким кругозором, обладающих высокой
внутренней культурой, способных
творчески и самостоятельно мыслить».
В.В. Путин
Послание Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации
12.12.2013
... 9 июня 2014 год. Москва. Президент
России Владимир Путин подписал указ "О
Совете при Президенте Российской
Федерации по русскому языку".
Как отмечается в документе, совет
образован "в целях обеспечения
развития, защиты и поддержки
русского языка как государственного
языка Российской Федерации, а также
повышения эффективности деятельности
органов государственной власти РФ".
(ИТАР- ТАСС. Образование в России и за
рубежом)
Об актуальности
Ни в одном из документов, в которых говорится
о системе ценностей , в том числе и в
«Концепции духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России»,
ни слова о ЯЗЫКЕ КАК ЦЕННОСТИ…
НО!!!
П.А.Вяземский
Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его
природа,
Его душа и быт родной...
русский поэт, литературный критик, историк, переводчик,
публицист, мемуарист, государственный деятель.
Язык — не только орудие национального и
межнационального общения, но сосредоточенный в слове
духовный и практический опыт народа и как бы ключ к
этому опыту.
Язык также — форма и способ телесно-духовной жизни
народа и человека.
В своих высших проявлениях язык — это духовное
достояние и святыня народа;
в то же время он — способ человеческого освоения
материального мира и духовной действительности;
язык — школа мысли и единственное средство
получить образование.
Наконец, язык — форма духовной энергии,
проявляющаяся нередко помимо сознания его носителя и
оказывающая не только ожидаемые, но и
непредвиденные говорящим влияния на окружающий
мир…
Всеволод ТРОИЦКИЙ,
профессор, доктор филологических наук, главный
научный сотрудник института мировой литературы при
Российской академии наук
Молодёжь утрачивает
связь с великим духовным
наследием своего народа,
отчуждается от истинной
культуры и лишается
грамотного представления
о русской литературе и
мире, ею отражённом. Это -
признак несомненной
деградации основ
духовного существования
независимого государства.
(В.Ю.ТРОИЦКИЙ)
Что такое СЛОВО?
Павел Флоренский
считал, что СЛОВО
символично по своей
сути: в его основе
изначально лежит
СЛОВА.
определённый образ,
в котором сокрыт
глубинный смысл
Слово, как и человек,
имеет трехуровневую
структуру:
Тело - звуковая оболочка
Слова.
Душа - значение Слова.
Дух - смысл Слова.
Именно "дух слова" = его
смысл несет главную
информацию, именно в нем
скрыты те сокровенные
знания, которые необходимы
человеку для понимания как
себя, так и народа к
которому ты принадлежишь,
мира вокруг.
Павел
Флоренский
СЛОВО – живой субъект! И
относиться к нему необходимо
как к живому, уважительно!
Задача учителя: разработка таких
методов и приёмов работы со
словом, которые помогли бы
учащимся осознать природу
слова, а значит и свою
собственную природу, понять
свою Родину…
ВЫВОД
С чего начинается деятельность
учителя?
1. Целеполагание
2. Определение задач
3. Выбор типа урока
1. Подобрать однокоренные слова к
слову ЦЕЛЬ
целебница;
а) Целый, целостный, цельный;
б) Целиться, прицелиться, прицельный;
в) Целебный, исцеление, целитель,
г) Целоваться, поцелуй;
д) Целомудренный и целомудрие.
Урок №1 «Познавая сущностное
значение слова ЦЕЛЬ»
2. Работа со словом ИСЦЕЛЕНИЕ
-Всматриваясь в строение слова и
вдумываясь в его смысл, ответьте на
вопрос, при каком условии возможно
исцеление? (Исходя из +цел++е)
-Какова же цель человеческой жизни?
(Н.В.Маслов в книге «Основы русской
педагогики»: «…возвращение
человеку его первоначальной
цельности»)
-Подберите родственное слово к слову
ЦЕЛЬНОСТЬ (целостный)
-По лексическому словарю определите
его значение («Представляющий собой
внутреннее единство,
воспринимающийся как единое целое»-
Словарь рус.яз. АН СССР, том 4)
3. Целиться, прицелиться, прицельный
- Почему эта группа слов имеет тот же
- Как эти слова помогают определить
корень, что и предыдущая?
направление деятельности по
достижению цели?
целиться? («Направлять свои действия на
какую-либо цель»)
приставка ПРИ-
- Каково лексическое значение слова
- Какой оттенок в смысл слова вносит
- Какова роль возвратного суффикса –СЯ-
- Сделайте вывод: каким образом на
смысловом уровне соотносятся слова
первой и второй группы?
4. Целовать, целоваться, поцелуй
- Почему эти слова имеют корень ЦЕЛ?
(Мужчина и женщина-2 половинки
единого целого, отсюда суть слова ПОЛ)
5. Целомудрие, целомудренный
- Разберите эти слова по составу
- Каково лексическое значение слова
МУДРОСТЬ? («Основанный на глубоком
понимании»)
- Целомудрие (1.Девственность,невинность
2.Строгая нравственность, чистота)
- Подберите синонимы к слову ЧИСТОТА:
невинный, непорочный, безгрешный,
безгреховный, неиспорченный.
ВЫВОД
Высший смысл человеческого
бытия – обретение (возвращение)
цельности.
Путь к данной цели – Сохранение
себя в чистоте как физической,
так и духовной (это и есть
обретение мудрости)
6. Целитель
- Подберите синонимы к этому
слову. ( Врач, лекарь,
знахарь)
- Назовите родственные слова к
каждому из этих слов
(врачевать; лечить,
лекарство; знахарить)
- Какие из этих слов наиболее
употребительны в наше
время?
- Как называется заведение, где
оказывают помощь больному?
- Всматриваясь в корень слова, скажите,
от чего помогают избавиться больному
в больнице?
- Как вы думаете, как называлась
больница в 19 в.? (лечебница)
- Возможно ли в больнице-лечебнице
полностью оздоровить человека?
Почему?
Целебница – так изначально называлось
учреждение, где нездоровым людям
оказывали помощь.
Какое название больница, лечебница
или целебница самое правильное?
- Какое слово «больной» или
«нездоровый» отображает суть
происходящего с человеком?
Постепенно «во времени»
происходил отход от
сущностного значения
слова…замена одного слова
другим, не отражающим
главного
……….
Теперь можно понять, почему
так мало осталось у нас
здоровых людей.
ВЫВОД
ПОДВЕДЕМ ИТОГ!
Родной русский язык должен стать
главною основой воспитания-
образования каждого из нас:
приобщение (истинное) в полной мере
к языку – приобщение к духовной
сути нашей нации, к его духовной
культуре, путь к познанию
(идентификации) самого себя, щит от
духовного рабства.
О, слово! В таинстве
рождаясь,
Таишь в себе родство с
былым:
Гнилую душу покидая,
Само становишься
гнилым.
О, слово! Духа
дохновенье,
Что значишь ты в любой
судьбе,
Когда погибель иль
спасенье
Зависит от любви к тебе?
Храните слово с
колыбели,
Перевивая Чистотой,
Чтоб матери как прежде
пели
Напевы Родины Святой.
Спасайте слово
всенабатно
Константинова Нина Юрьевна - учитель русского языка и
литературы
МАОУ Гимназия №3 города Владимира