Цель урока - познакомить учащихся с образовательной системой России , с достижениями науки в первой половине XIX века. Тип урока - комбинированный с элементами практикума. В ходе урока учащиеся выясняют основные направления политики в области образования, анализируя текст учебника, заполняют таблицу «Достижения российской науки в первой половине XIX в ».Презентация "Образование и наука в I половине XIX века" 8 класс история
Тема: Внутренняя и внешняя
политика во второй четверти XIX
в.
Тема урока: Образование и
наука в I половине XIXвека.
Урок истории России 8 класс
Сош № 1 г.Вилючинск
Гудзишевская Н.В.
Цель урока:
познакомить учащихся с образовательной системой
России , с достижениями науки в первой половине
19века
Задачи урока:
развивать умения анализировать, определять и
объяснять понятия, излагать материал
План:
1. Система образования в I половине XIXв.
2. Развитие науки в I половине XIXв.(практикум)
Д\задание:
§ 15,
таблица «Российская наука в I
половине XIXв».
1. Система образования в I половине
XIXв.
.
?
В первой половине XIX в. круг
образованных людей в России
значительно
расширился.
стало доступно
Образование
не только
но
высшему,
и среднему дворянству, а также
разночинцам.
Задание:
подумайте о причинах,
обусловивших развитие образования
в России .
Факторы развития
образования
начало промышленного
переворота в России
реформы Александра I в
области образования
рост
национального
самосознания в результате
Отечественной войны 1812г
Факторы развитияобразования
начале
было
1804г.
Россия
реформы
создано
народного
В
царствования
Александра I были проведе
ны
в области
образования:
1802г.
Министерство
просвещения.
была
разделена на шесть учебных
округов.
Центрами округов стали
университеты: Московский,
Дерптский
в
1802г.), Виленский Харьков
ский и Казанский (1804г.),
Пе
(преобразован
тербургский
из Главного педагогического
института в 1819 г.).
(открыт
Петербургский университет.
Несколько позднее на
ряду с университетами стали
создаваться специализиро
ванные учебные заведения:
Лесной
Межевой,
и Педагогический
институты,
Техническое
училище, Земледельческая
школа.
В губернских городах
гимназии,
были
в уездных
уездные
училища. Образование для
крестьян
ограничивалось
церковноприходскими
школами.
открыты
Минская женская гимназия
Гимназия - среднее учебное заведение.
Церковно-прихожская школа
учреждение начального образования при
церковных приходах.
Система образования в
начале XIXв
Высшая школа
(университеты, академии)
Общеобразовательная
школа
Гимназия
(7 лет)
Уездные училища
(3 года)
Приходское
училище
(1 год)
Система образования вначале XIXвВысшая школа(университеты, академии)Гимназия(7 лет)Уездные училища(3 года)Приходское училище(1 год)
влияние
во главе
В 1817 г.,
Система народного про
свещения испытывала постоян
ное
общественно
обстановки
политической
в стране.
когда
Александр I увлекся мистициз
мом, Министерство народного
просвещения было преобра
зовано в Министерство духов
ных дел и народного просве
щения
с председа
телем Библейского общества
кн. А. Н. Голицыным.
В 1819 г. во всех универси
тетах был введен курс богосло
соответст
вия и учреждены
вующие кафедры.
университетского,
При Николае I политика в области образования,
особенно
изменилась
к худшему:
1827г. было запрещено принимать в уни
верситеты и гимназии детей крепостных
1835 г. был введен новый университетский
устав, отменивший автономию университетов
строго ограничивалась численность студентов,
печатать лекции профессоров разрешалось
только с дозволения попечителя учебного округа
в университетах поощрялось преподавание
в духе
народности»
С. С. Уварова.
теории
«официальной
Сословность в
общеобразовательной школе
Общеобразовательные
учреждения
Приходские училища
Дети «самых низших
состояний»
Гимназия
Дети дворян, купцов,
чиновников
Уездные училища
Дети купцов, ремеслен
ников и др. городских
жителей
В царствование
сословность образования.
Николая
I усилилась
Общеобразовательные учрежденияПриходские училищаДети «самых низших состояний»Уездные училищаДети купцов, ремесленников и др. городских жителейГимназия Дети дворян, купцов, чиновников
?
учения
и
над
Николай I говорил о том, что
«предметы
самые
способы преподавания» должны
быть «соображаемы с будущим
предназначением обучающихся».
Необходимо, чтобы в будущем
учащийся «на стремился через
тем
меру
состоянием, в коем суждено ему
оставаться».
высказывание.
Прокомментируйте данное
возвыситься
губернии было около
Численность учебных заведений и учащихся
в первой половине XIX в. возросла. К середине 50
х гг. в каждой
130
начальных школ. (В начале XIX в. по всей стране
существовало немногим более 150 училищ.)
В основном школы
сосредоточены
в городах. В столицах и крупных
губернских
городах в начальной школе обучалось 3 –
5% населения, в целом по стране – 0,7%.
были
2. Развитие науки в I половине
XIXв.
Задание: с. 103106. заполнить
таблицу
«Достижения
российской науки в первой
половине XIXв».
в первой половине XIXв».
Имя ученого,
изобретателя
Открытие, изобретение
«Достижения российской науки
Отрасль
науки
Биология
Медицина
Геология
Астрономия
Математика
Физика
Химия
Технические
изобретения