С
И
Н
О
Н
М
И
М
Ы
З
И
С
О
В
А
О
А
Р
Х
Л
Н
И
Ы
М
И
Н
О
Т
А
А
К
М
Л
Е
К
С
Л
О
Г
И
З
Ы
Н
Е
О
1. Слова, близкие, по лексическому значению, но различные по написанию.
Ы
2. Устаревшие слова.
3. Основная единица языка.
4. Слова, противоположные по значению.
5. Словарный состав языка.
6. Новые слова.
Ы
Цель урока-
понять, какие слова являются омонимами.
Научиться находить и различать омонимы в тексте.
Научиться отличать омонимы и многозначные слова.
Научиться использовать омонимы в речи.
Обогащать словарный состав.
Омонимы – это…
Омонимы (от древнегереч.:хомос – «ОДИНАКОВЫЙ», онима – «имя») – это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению.
Например: лук - огородное растение и лук– оружие, спортивный снаряд.
Норка вылезла из норки Нету норки,
И пошла к знакомой норке. Может, норка
В норку норкину Возле норки?
Вошла, Нет нигде.
Норку в норке Пропал и след.
Не нашла. Норка – здесь,
Если в норке А норки нет!
А. Шибаев.
Запишите слова-омонимы, выполните их морфемный и словообразовательный разборы.
ЭТИМОЛОГИЯ слов
НОРА | НОРКА |
Общеславянское: 1. скрываться; 2. погружаться. | Заимствовано из финского языка: «nirk» - горностай. |
РАЗНЫЕ по происхождению.
Сходство и отличие омонимов и многозначных слов
СХОДСТВО
Пишутся
одинаково.
ОТЛИЧИЕ
Многозначные Омонимы
имеют абсолютно
общее в ЛЗ разные ЛЗ
(по форме, цвету,
характеру, действию )
1. Апельсин – плод цитрусового дерева. - По реке проплывал плот. 2. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь. 3. Подплываем к берегу — Я берегу эту книгу.
Определите, есть ли в предложениях омонимы, подчеркните их.
1.Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот. 2. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь. 3. Подплываем к бе́регу — Я берегу́ эту книгу.
В русском языке различают полные омонимы и частичные (омофоны, омоформы, омографы)
ВИДЫ ОМОНИМОВ
Полные омонимы *Частичные омонимы:
1.Омофоны (разное написание)
«Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот» (К. Прутков)
*В справочник: омофоны: поласкать – полоскать.
2.Омоформы (разные части речи)
Вы, щенки! За мной ступайте! Да смотрите ж, не болтайте,
Будет вам по калачу, А не то поколочу. (А.С.Пушкин)
*В справочник: омоформы: по калачу (предлог с сущ.), поколочу (глаг.).
3. Омографы (разное произношение).
А что такое Атлас?
Его приносят в класс?
Я прочитала «атлас»,
Но есть ведь и атлАс.
*В справочник: омографы: атлас – атлас.
Дорога налево
Отгадайте загадки.
1. Вот слово. Для решенья
В нем отыщите два значенья:
Несется первое к реке,
Другое щелкает в замке.
Одно лепечет на поляне,
Шумит в лесу и на лугу,
Другое улеглось в кармане
И там все время ни гугу. 2. Я травянистое растение
С цветком различного цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
3. Чёрно-белая полоска, раскрасочка – отличная.
Небольшая, но лошадка – очень симпатичная.
Если в городе её вам придётся встретить,
На пешеходном переходе – можно не заметить.
Дорога направо
Что такое «каламбур»?
Каламбур – это игра слов.
- Кто вы?
- Мы лисички, дружные сестрички.
- Ну а вы-то кто же?
- Мы лисички тоже.
- Как, с одной-то лапкой?
- Нет, ещё со шляпкой.
Сев в такси, спросила такса:
- За проезд какая такса?
А водитель:
- Денег с такс
Не берем совсем. Вот так-с!
Дорога прямо
Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен?
-Наконец мы нашли настоящий замок.
Это была настоящая мука.
Зал..зать на дерево – зал..зать рану, зап..вать куплет – зап..вать лекарство.
Залезать на дерево – зализать рану, запевать куплет – запивать лекарство.
Случайно разбить стекло. – Со стола стекло молоко.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.