В презентации представлена информация об основах языка программирования Паскаль (алфавит, специальные символы, зарезервированные слова, операторы для линейной программы). Также представлена структура простейшей линейной программы с указанием разделов программы. Презентация может рассматриваться как на интерактивной доске, так и индивидуально на рабочих станциях учащихся.
ОСНОВЫ
ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Тема урока:
Тема урока:
Понятие языка программирования.
Понятие языка программирования.
Язык программирования Pascal
Pascal. .
Язык программирования
Структура программы
Структура программы
Основные элементы языка Pascal
1. АЛФАВИТ
2. ЗАРЕЗЕРВИРОВАННЫЕ
СЛОВА
3. ПЕРЕМЕННЫЕ
4. КОНСТАНТЫ
5. ОПЕРАТОРЫ
А Л Ф А В И Т
БУКВЫ РУССКОГО АЛФАВИТА
от А до Я
БУКВЫ ЛАТИНСКОГО АЛФАВИТА
от А до Z
ЦИФРЫ
от 0 до 9
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ
Разделитель операторов
Разделитель в описаниях переменных
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ
:= Знак присваивания
;
:
( ) Скобки для арифметических и логических
. . Многоточие для списков
+ Сложение
Вычитание
* Умножение
/ Деление
= Логическое равенство, элемент описания
выражений
констант и типов
<> Логическое неравенство ( )
<, > Знаки "меньше", "больше"
<= Знак "меньше или равно" ( )
>= Знак "больше или равно" ( )
.
Конец программы или модуля, а также
десятичная точка в числах вещественного
типа
Разделитель элементов списка
,
' Ограничители константы строкового типа
{ } Скобки для комментариев
[ ] Скобки для ссылки на элемент массива или
указания диапазона значений индекса
ЗАРЕЗЕРВИРОВАННЫЕ СЛОВА
absolute
and
array
asm
begin
case
const
constructor конструктор
div
else
end
file
for
function функция
if
in
label
деление нацело mod
абсолютный
логическое И
массив
ассемблер
начало блока
вариант
константа
go to
do
downto
destructor
переход на
выполнять
уменьшить до
деструктор
not
or
of
procedure процедура
иначе
конец блока
файл
для
если
в (входит в ...)
метка
остаток от
деления
логическое НЕ
логическое ИЛИ
из
program программа type
record
unit
запись
until
repeat
повторять
множество uses
set
string
строка
var
то
then
while
to
увеличивая with
тип
модуль
до
использовать
переменная
пока
с
ПЕРЕМЕННЫЕ И
ПЕРЕМЕННЫЕ И
КОНСТАНТЫ
КОНСТАНТЫ
Т И ПТ И П
Переменная – это величина,
Переменная
Переменные и константы
Константа – это величина,
Константа
которая не изменяется в ходе
имеют ИМЯИМЯ и ТИПТИП
которая изменяется в ходе
программы.
программы.
ИМЯ должно начинаться с буквы,
ИМЯ
СИМВОЛЫ
CHAR
за которой могут идти любые
буквы и цифры.
СТРОКИ
STRING
ИМЕНА должны различаться
ИМЕНА
по первым восьми символам.
ЧИСЛА
ЦЕЛЫЕ — INTEGER
ДРОБНЫЕ — REAL
Раздел описаний переменных
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
program Zadacha_1;
Заголовок программы
const A=33;
var z, n, x : real;
begin
Read (n, x);
z:=(x + 2*A) / n;
writeln (z);
readln;
end.
Раздел описаний констант
Раздел операторов
Простейшие операторы для
линейной программы
Операторы ввода
Общая форма записи операторов:
Общая форма записи операторов:
ввода – Read и Readln;
Read (список вводимых переменных) – для ввода в строчку
Readln (список вводимых переменных) – для ввода в столбик
Оператор ввода предназначен для записи команды ввода
данных в память компьютера с помощью клавиатуры. Если
количество вводимых переменных 2 и более, то они
перечисляются через «, ».
Операторы вывода
вывода – Write и Writeln;
Общая форма записи операторов:
Общая форма записи операторов:
Write (список выводимых переменных) – для вывода в строчку
Writeln (список выводимых переменных) – для вывода в столбик
Оператор вывода предназначен для записи команды вывода
результатов на экран монитора. Если количество выводимых
переменных 2 и более, то они перечисляются через «, ».
Если операторы Readln и Writeln используются без списка
переменных, то происходит ввод пустой строки.
Writeln – автоматический перевод строки.
Readln – перевод строки после нажатия клавиши Enter.
Оператор присваивания
присваивания – :=
Общая форма записи оператора:
Общая форма записи оператора:
Переменная := значение;
Переменная := выражение ;
Оператор присваивания предназначен для вычисления
выражения,
“:=“, и
присваивания вычисленного значения переменной, стоящей
слева от символа.
стоящего
символа
справа
от
Например:
Х := 5 + 625 ; t := 2.5;
В := (2 * А –10) / 4 ;
ООппииссааннииее
РРееззууллььттаатт
модуль
синус угла
косинус угла
ИИммяя
abs (x)
sin (x)
cos (x)
arctan (x) арктангенс угла
exp (x)
ln (x)
sqr (x)
sqrt (x)
pred (x)
succ (x)
целый
вещественный
вещественный
вещественный
экспонента
вещественный
натуральный логарифм вещественный
квадрат числа
корень квадратный
предыдущее значение
следующее значение
целый
вещественный
целый
целый