Сюжетно-ролевая игра – один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях социализации дошкольников.
В игре ребенок формируется как личность, у него
формируются качества, от которых впоследствии будет
зависеть успешность его учебной и трудовой
деятельности, его отношения с людьми.
Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.
Сюжетно-ролевая игра
Педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры .
Любая сюжетно-ролевая игра имеет коллективный характер;
Игра строится по предварительной договоренности, которая обсуждается коллективно и принимается группой детей;
Практически все сюжетно-ролевые игры строятся на гендерных различиях, принятых в обществе;
Спонтанная сюжетно-ролевая игра возникает и управляется лидером
( в младшем возрасте – педагогом, в старшем ребенком-лидером, входящим в круг предпочитаемых);
Возникающие конфликтные ситуации, при грамотном педагогическом руководстве становятся образовательными задачами по приобретению навыков решения проблемных ситуаций;
Успех игры зависит от личностных качеств и коммуникативных умений каждого участника игры.
Через сюжетно-ролевую игру происходит обогащение жизненного опыта детей, развиваются навыки самоорганизации, творческая инициатива;
Сюжетно-ролевая игра формирует такие качества , как чуткость, доброта, развивает общительность, взаимопомощь.
Во-первых, игра является ведущим видом деятельности дошкольников , поэтому необходимо реализовывать природную потребность ребенка в игровом действии. Во-вторых, любая сюжетная игра должна быть ориентирована на добровольность участия каждого дошкольника. Роли в игре не назначаются взрослым, а выбираются самими играющими по желанию, поскольку являются игровой позицией ребенка: он отождествляет себя с каким-либо персонажем и действует в соответствии с представлениями о данном образе.В-третьих, необходимо помнить, что у игры своя особая пространственно-временная организация. Она искусственна, идеальна, поскольку условна. Сюжетная игра имеет свои установки, цели и задачи. Поэтому соблюдение правил в конкретной сюжетной линии является залогом ее успешности. В-четвертых, игра всегда конкретна, ситуативна, уникальна, неповторима. В связи с этим, сопровождение игрового процесса позволит педагогам провести прямое или косвенное наблюдение за дошкольниками, отметить индивидуальные проявления участников игры, их личностные позиции, актуализировать в дальнейшем перенос социальных навыков в реальную жизнь.
Принципы игрового действия.
Условия формирования сюжетно-ролевой игры
обогащение детей яркими впечатлениями о доступных явлениях окружающей жизни;
вычленение в последующих играх-занятиях наиболее характерных для этих впечатлений моментов и основных способов действий;
подбор игрушек и другого материала (их количество, сочетание, размещение);
руководство игрой в плане побуждения действовать по определенному сюжету, с последующим ненавязчивым вмешательством воспитателя (если это необходимо).
Эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании определенных условий:
1. Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту и потребностям детей; 2. Сюжетно-ролевые игры являются средством приложения природной активности ребенка;3. Сюжеты игр моделируют современные жизненные ситуации;4. необходимость продуманной предметно-игровой среды;5. Заключительным этапом сюжетно-ролевой игры должна стать рефлексия.
Методы и формы системного обогащения сюжетов игр и игровых методов.
Беседы
Рассматривание иллюстраций
Наблюдение
Экскурсии
Составление рассказов
Дидактические игры и упражнения
Пальчиковые игры
Ознакомление с художественной литературой
Изобразительная деятельность
Конструктивно-модельная деятельность
Музыкальная деятельность
Решение проблемных ситуаций
Подвижные игры
В соответствии с ФГОС ДО решается вопрос социального развития в рамках образовательных областей.
«социально-коммуникативное»
«познавательное развитие»
«речевое развитие»
«художественно-эстетическое развитие»
«физическое развитие»
Виды деятельности по ФГОС ДО
Игровая
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Восприятие художественной литературы и фольклора
Самообслуживание
Конструирование
Изобразительная деятельность
Музыкальная
Двигательная
Перевод реального опыта в игровой :
ИГРЫ ВВОДЯТ ДЕТЕЙ В УСЛОВНУЮ СИТУАЦИЮ И ЭМОЦИОНАЛЬНО ПРИОБЩАЮТ К ПРОЦЕССУ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ.
КАЖДАЯ ИГРА СВЯЗАНА С СОДЕРЖАНИЕМ ОТОБРАЖАЕМОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ ИЛИ СОДЕРЖАНИЕМ СЮЖЕТА ИГРЫ.
ИГРЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ФОРМУ ПЕРЕДАЧИ ИГРОВОГО ОПЫТА ДЕТЯМ ЧЕРЕЗ ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ,
Своевременное изменение игровой среды:
Подбор игрушек и игрового материала, с учетом практического и игрового опыта детей.
Расширение тематики атрибутов с разной степенью обобщенности образа.
СПОСОБСТВУЕТ ЗАКРЕПЛЕНИЮ В ПАМЯТИ НЕДАВНИХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРИ ЗНАКОМСТВЕ С ОКРУЖАЮЩИМ И ЧЕРЕЗ ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ.
НАЦЕЛИВАЕТ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ, ТВОРЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ИГРОВЫХ ЗАДАЧ.
ПОБУЖДАЕТ К РАЗНЫМ СПОСОБАМ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ИГРЕ.
ИГРЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ФОРМУ ПЕРЕДАЧИ ИГРОВОГО ОПЫТА ДЕТЯМ ЧЕРЕЗ ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ.
Совместная игровая деятельность ребенка и взрослого :
Усложняющиеся проблемные игровые ситуации.
1. ЗАКРЕПЛЯЕТ ПРИОБРЕТЕННЫЙ ОПЫТ .
2. ФОРМИРУЕТ ПРОГРЕССИВНЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ИГРОВЫХ ЗАДАЧ.
3. СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ УМЕНИЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ИГРОВОЙ ЗАДАЧЕ.
4. ПОБУЖДАЕТ ДОБИВАТЬСЯ ВООБРАЖАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА.
5. СПОСОБСТВУЕТ НАХОЖДЕНИЮ НОВЫХ ВАРИАНТОВ И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПОЗВОЛЯЕТ ОТОБРАЗИТЬ ЦЕЛОСТНЫЙ ПРОЦЕСС СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЗРОСЛЫМИ ВХОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МИР СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ; ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА - ЭТО ОПИСАНИЕ ПОШАГОВОГО ПРОЦЕССА ОСВОЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ С УКАЗАНИЕМ ПРИМЕРНЫХ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ И ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПОМОГАЕТ ПЕДАГОГАМ ОПРЕДЕЛИТЬ СТРУКТУРУ, ВЫБРАТЬ ОПТИМАЛЬНУЮ ФОРМУ, ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, РАЦИОНАЛЬНО распределить ВРЕМЯ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА ПО ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕМАТИКЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ В ТЕЧЕНИИ УЧЕБНОГО ГОДА.
Организация образовательной деятельности по технологической карте моделирования игрового опыта детей.
Во время организации образовательной деятельности по моделированию игрового опыта детей упускается момент прослеживания структуры и взаимосвязи компонентов, которые помогают овладеть необходимыми знаниями, игровыми действиями , детям не хватает жизненного опыта.
У педагогов нет практического осмысления своей деятельности с точки зрения постановки целей и их достижения наиболее рациональными средствами, не видно четкого результата всей деятельности и каждого этапа в отдельности.
Выводы:
Систематическая организованная работа с дошкольниками по использованию сюжетно-ролевых игр благотворно влияет на социальное развитие личности дошкольника .
Проведение сюжетно-ролевых игр сопряжено с большим ощущением свободы, эмоциональным подъемом, радостью, весельем. Поэтому сюжетно-ролевая игра – это лучшее, понятное, доступное средство эмоциональной сферы ребенка дошкольника.
Сюжетно-ролевую игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Для сюжетно-ролевых игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу.
Сюжетно-ролевая игра учит действовать в соответствии с правилами в коллективе, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, стимулирует переход детского организма к более высокой степени социального развития.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»
В.А. Сухомлинский
Источники информации
1.Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. М.: 1998.2.Безруких М.М. Развитие социальной уверенности у дошкольников. М.: , 2003.3.Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2011.5.Меремьянина О.Р. Развитие социальных навыков детей 5-7 лет. Волгоград, 2012.6.Пашкевич Т.Д. Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет. Волгоград, 2012.7.Поддьяков Н.Н. Закономерности психического развития ребенка. Краснодар, 1997.8.Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. С-Пб.: Речь, 2010.10.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
11. Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В. Игра дошкольника. М.: 1989
12. Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции педагогов и психологов. ФБГОУ «Красноярский государственный университет им. В.А. Астафьева»
13. http://kindergenii.ru/
14. http://festival.1september.ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.