Родился Ф.И.Тютчев в 1803 году в семье богатых дворян
Орловской губернии. Его родители – Екатерина Львовна и
Иван Николаевич, были интеллигентными, гостеприимными
людьми.
Домашним воспитанием Тютчева много занимался Семён
Егорович Раич, известный поэт, литературный критик.
Конечно, он сумел привить юному Тютчеву любовь к поэзии,
поэтому свою жизнь Фёдор Иванович тоже связал с
литературой.
22 года пришлось Тютчеву провести за границей, находясь
на дипломатической службе. И по возвращении на родину, он
буквально с упоением писал стихи о природе, любуясь ею.
Настоящее признание поэта состоялось в 1836 году, когда
Пушкин уговорил Фёдора Ивановича опубликовать свои
стихи в журнале «Современник»
Его произведения о Родине, о любви и, конечно же, о
природе.
Лирика - один из трех родов литературы, в
основе которого не действия и события, а
чувства и мысли человека (песня, послание,
ода, элегия, сонет).
Лирический герой –образ героя,
переживания, мысли, чувства которого
отражены в лирическом произведении.
Какую картину вы представляли, когда слушали
стихотворение?
-Какое настроение у вас вызвал сильный дождь?
Кто из вас когданибудь попадал под сильный дождь
в грозу?
Что вы чувствовали?
Представьте, что начался сильный дождь, изо всех
сил гремит гром и сверкает молния. Какие
возникают желания в такие моменты?
А какие значения и оттенки значения слова «гроза»
вам знакомы? (как в прямом, так и в переносном
смысле)
1. Определите тему
стихотворения.
(О чем?)
2. Какие художественные
средства использует поэт для
того, чтобы нарисовать
картину грозы?
-Эпитеты (синей молнии струя, пламень белый и
летучий, смятенная земля и др.)
-Олицетворения (принахмурилась земля, солнце
смотрит, солнце раз еще взглянуло, раскаты громовые
все сердитей и смелей и др.)
-Метафоры (синей молнии струя, в сиянье потонула
вся смятенная земля)
- Инверсия – расположение членов предложения в
особом порядке, нарушающем обычный прямой
порядок, с целью усилить выразительность речи
(ветра теплого порывы, солнце раз еще взглянуло)
«Тютчев часто изображал природу в её
промежуточных состояниях, например, в переходе
от зимы к весне.
В такие минуты ему острее и яснее открывались
тайны природы»
Давайте пронаблюдаем за лирическим
героем, проследим за его настроением.
Меняется ли оно? Если да, то как?
Какие «тайны» нам откроются?
* Что мы услышали?
* Что увидели?
* Что почувствовали?
Каким настроением
проникнуто стихотворение?
Страшной ли оказалась гроза в
стихотворении?
Гроза лишь нарушила нетерпимое для
природы однообразие жизни.
Очистительная гроза сметает оставшуюся
после зимы пыль с полей, промывает всё
вокруг, и природа предстаёт обновлённой,
прекрасной, и сама в смущении удивляется
этому чудному преображению.
Какова идея стихотворения?
Что хотел сказать нам поэт?
Человек – часть природы. Стихи
Тютчева о природе наполнены мыслью о
вечном диалоге человека и природы.
Порой, человек любуется ею, порой –
страшится.
Но у поэта это природное явление
вызывает восторг и восхищение!
План анализа стихотворения:
1.Тема стихотворения (о чем
оно?)
2.Выразительные средства,
которые использует автор в
стихотворении (привести по 2-
3 примера)
3.Идея (что хотел сказать нам
автор?)
Презентацию подготовила
учитель русского языка и
литературы
МБОУ СОШ «Перспектива»
г.Новосибирска
Бахирева Светлана Витальевна
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.