Презентация "Пейзажная лирика Тютчева" (6 класс, литература)

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 10.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учебная презентация. Цель: обучение анализу лирического произведения.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала 18. Ф.Тютчев, Неохотно и несмело. Анализ стихотворения.pptx
Лирика Ф.И.Тютчева Урок литературы в 6 классе
«Есть в осени первоначальной…» Короткая, но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный И лучезарны вечера…»
«Чародейкою зимою Околдован лес стоит. И под нежной бахромою, неподвижною, немою, чудной жизнью он блестит…»
«Зима недаром злиться, Прошла её пора. Весна в окно стучится И гонит со двора…»
«Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом…»
Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело…»
Родился Ф.И.Тютчев в 1803 году в семье богатых дворян  Орловской губернии. Его родители – Екатерина Львовна и  Иван Николаевич, были интеллигентными, гостеприимными  людьми.       Домашним воспитанием Тютчева  много занимался Семён  Егорович Раич, известный поэт, литературный критик.  Конечно, он сумел привить юному Тютчеву любовь к поэзии,  поэтому свою жизнь Фёдор Иванович тоже связал с  литературой.       22 года пришлось Тютчеву провести за границей, находясь  на дипломатической службе. И по возвращении на родину, он  буквально с упоением писал стихи о природе, любуясь ею.         Настоящее признание поэта состоялось в 1836 году, когда  Пушкин уговорил Фёдора Ивановича опубликовать свои  стихи в журнале «Современник»      Его произведения о Родине, о любви и, конечно же, о  природе.
Лирика - один из трех родов литературы, в основе которого не действия и события, а чувства и мысли человека (песня, послание, ода, элегия, сонет). Лирический герой –образ героя, переживания, мысли, чувства которого отражены в лирическом произведении.
­Какую картину вы представляли, когда слушали  стихотворение? -Какое настроение у вас вызвал сильный дождь? ­Кто из вас когда­нибудь попадал под сильный дождь  в грозу? ­Что вы чувствовали?
­Представьте, что начался сильный дождь, изо всех  сил гремит гром и сверкает молния. Какие  возникают желания в такие моменты? ­А какие значения и оттенки значения слова «гроза»  вам знакомы? (как в прямом, так и в переносном  смысле)
1. Определите тему стихотворения. (О чем?) 2. Какие художественные средства использует поэт для того, чтобы нарисовать картину грозы? -Эпитеты (синей молнии струя, пламень белый и летучий, смятенная земля и др.) -Олицетворения (принахмурилась земля, солнце смотрит, солнце раз еще взглянуло, раскаты громовые все сердитей и смелей и др.) -Метафоры (синей молнии струя, в сиянье потонула вся смятенная земля) - Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный прямой порядок, с целью усилить выразительность речи (ветра теплого порывы, солнце раз еще взглянуло)
«Тютчев часто изображал природу в её  промежуточных состояниях, например, в переходе  от зимы к весне.  В такие минуты ему острее и яснее открывались  тайны природы»
Давайте пронаблюдаем за лирическим героем, проследим за его настроением. Меняется ли оно? Если да, то как? Какие «тайны» нам откроются? * Что мы услышали? * Что увидели? * Что почувствовали?
Каким настроением проникнуто стихотворение? Страшной ли оказалась гроза в стихотворении? Гроза лишь нарушила нетерпимое для природы однообразие жизни. Очистительная гроза сметает оставшуюся после зимы пыль с полей, промывает всё вокруг, и природа предстаёт обновлённой, прекрасной, и сама в смущении удивляется этому чудному преображению.
Какова идея стихотворения? Что хотел сказать нам поэт? Человек – часть природы. Стихи Тютчева о природе наполнены мыслью о вечном диалоге человека и природы. Порой, человек любуется ею, порой – страшится. Но у поэта это природное явление вызывает восторг и восхищение!
План анализа стихотворения: 1.Тема стихотворения (о чем оно?) 2.Выразительные средства, которые использует автор в стихотворении (привести по 2- 3 примера) 3.Идея (что хотел сказать нам автор?)
Домашнее задание: 1.Выучить стихотворение наизусть. 2.Письменный анализ одного стихотворения по плану.
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ «Перспектива» г.Новосибирска Бахирева Светлана Витальевна