Материал будет полезен для урока в 8 классе по биологии. Тема : " Положение человека в животном мире".
Сходства и различия:
На ранних стадиях развития есть хорда;
Нервная система состоит из головного и спинного мозга;
Сходство в строении скелета;
Замкнутая кровеносная система;
Органы дыхания: воздухоносные пути и лёгкие.
Тема урока:
ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
В СИСТЕМЕ
ЖИВОТНОГО МИРА.
Урок в 8 классе
Цель урока:
рассмотреть положение человека;
дать классификацию человека;
дать определения атавизмов и
рудиментов;
выявить сходство и различие человека
с другими животными.
ИМПЕРИЯ
НАДЦАРСТВО
ЦАРСТВО
ПОДЦАРСТВО
ТИП
КЛАСС
ОТРЯД
СЕМЕЙСТВО
РОД
ВИД
КЛЕТОЧНЫЕ
ЭУКАРИОТЫ
ЖИВОТНЫЕ
МНОГОКЛЕТОЧНЫ
Е
ХОРДОВЫЕ
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
ПРИМАТЫ
ГОМИНИД
Ы
ЧЕЛОВЕК
HOMO SAPIENS
Сходство человека с
хордовыми
На ранних стадиях развития есть
хорда;
Нервная система состоит из
головного и спинного мозга;
Сходство в строении скелета;
Замкнутая кровеносная система;
Органы дыхания: воздухоносные
пути и лёгкие.
Сходство человека с
млекопитающими
Потомство вскармливают молоком;
Наличие млечных, сальных и потовых желёз;
Постоянная температура тела;
Общий план строения внутренних органов;
Специализированные
зубы
предкоренные и коренные),лёгочное дыхание;
Четырехкамерное сердце и левая дуга аорты;
Наличие внутреннего уха, наличие диафрагмы.
(резцы, клыки,
Сходство человека с
приматами
Единый план строения верхних и нижних
конечностей (пятипалые с подвижными
пальцами);
Отсутствие хвоста, очень сходные ушные
раковины, наличие ногтей на пальцах;
Короткое
строение верхней губы;
туловище, длинные
ноги,
Внутреннее строение органов, мимика;
Состав крови, белковый обмен, структура
ДНК;
Систематическое положение
человека в отряде приматы
ПРИМАТЫ
Лемуры
(полуобезьяны)
Долгопяты
(полуобезьяны)
Человекоподобные, или антропоиды
(обезьяны и человек)
Широконосые
(обезьяны Нового Света)
Узконосые
(обезьяны Старого Света и человек)
Игрунковые
(гапалиды)
Цебусовые
(цебиды)
Мартышко
образные
обезьяны
Люди
(гоминиды)
Человеко
образные
обезьяны
(понгиды)
Рудименты и атавизмы
Рудименты – это недоразвитые
органы, которые практически утратили
в процессе эволюции свои функции.
Атавизмы – это признаки, которые
некогда существовали у наших предков,
в дальнейшем были утрачены, но гены
отвечающие за их развитие, ещё
сохраняются и при определённых
условиях вызывают образование этих
древних признаков.
Примерами
рудиментов
являются мышцы
ушной раковины,
хвостовые
позвонки(копчик)
,остатки
мигательной
перепонки глаза,
червеобразный
отросток слепой
кишки.
Атавизмы
Яркими примерами атавизмов являются
волосяной покоов на лице, наружный хвост,
лишние пары молочных желёз, перепонки между
пальцами.
Отличия человека от
человекообразных обезьян
Только
человеку
свойственно
прямохождение, благодаря этому он имеет
мощные ноги, сводчатую стопу, широкий
таз,Sобразный
высокая
позвоночник
способность
степень развития рук и
выполнять
и
тонкие
разнообразные,
высокоточные операции, большой объем
головного мозга, который в 2,5 раза
превышает мозг антропоидов и в 3,5 раза —
площадь его поверхности, и, наконец, речь,
которая свойственна только человеку.
Отличия человека
от
человекообразных
обезьян
Человек – это биосоциальное
существо, занимающее высокую
ступень эволюционного развития,
обладающего сознанием, речью,
абстрактным
и
способное к общественному труду.
мышлением