Презентация к уроку по теме «Семейство Розоцветные", предназначена для использования на уроках биологии в курсе 6 класса. Содержит основные характеристики семейства: жизненные формы представителей этого семейства, особенности листьев, строение цветка, формулу, типы плодов. А так же разноуровневые задания для опроса д/з и закрепления темы.
СЕМЕЙСТВО
РОЗОЦВЕТНЫЕ.
Составила:
учитель биологии
Шматова Анжела
Александровна
КГУ «Школа детский сад № 26» СКО г. Петропавловск.
Проверяем
домашнее задание.
Тест. Выпишите номера признаков,
которыми обладают представители
семейства крестоцветные.
1. Плод – ягода.
2. Соцветие – кисть.
3. Чашечка цветка состоит из 4 свободных
чашелистиков.
4. Венчик цветка состоит из 5 свободных
лепестков.
5. Плод – боб.
6. Венчик цветка состоит из 4 свободных
лепестков.
7. Соцветие – головка.
8. Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок, из
9. Плод – стручок или стручочек.
10.Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок.
которых 2 короткие и 4 длинные.
Проверяем.
•Ответы: 2, 3, 6,
8. 9.
Определите, какое
растение лишнее.
Горчица белая. Хрен деревенский. Пастушья сумка Малина садовая.
1
2
3
4
Вставьте вместо точек.
У растений семейства
Крестоцветных цветок
имеет …… околоцветник,
чашечка состоит из
…..чашелистиков, венчик
– из….. лепестков,
тычинок….. , пестик … .
Плод - …. или ….. .
Вставьте вместо точек.
У растений семейства
Крестоцветных цветок
имеет
двойной
4
околоцветник, чашечка
1
состоит из
чашелистиков, венчик –
стручоче
стручок
из лепестков, тычинок ,
к
пестик
6
4
Взаимопроверка.
Оцени:
910 правильных
ответов
"5"
78 правильных
ответов
"4"
5 6 правильных
ответа
"3"
Отгадай загадки.
• Хоть прячется Алёна за
веточкой зелёной,
Но красная щека видна
издалека.
• У мамы дочки – на
шнурочке.
• Хоть жжёт его солнце,
одет он в суконце.
А сукно золотистое,
тонкое
и чистое.
Персик
Эти, растения
относятся к семейству?
РОЗОЦВЕТНЫЕ
СЕМЕЙСТВО
РОЗОЦВЕТНЫЕ.
Д/з § 25. Творческое
задание.
Придумать и нарисовать
эмблему любого
растения этого
семейства.
Дополните текст.
• Семейство Розоцветные
насчитывает……
• В РК произрастает …….. видов.
• К этому семейству относятся: …….
• Это семейство класса ………
Дополните текст.
• Семейство Розоцветные
насчитывает 3000 тыс. видов.
• В РК произрастает 35 видов.
• К этому семейству относятся: роза,
яблоня, миндаль, рябина, ирга,
персик, гравилат, ежевика,
малина, клубника…
• Это семейство класса –
двудольные.
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ СТРОЕНИЯ РОЗОЦВЕТНЫХ.
Жизненные формы
?
?
?
У каких растений?
Жизненные формы
травы
кустарники
деревья
Земляника
Роза
Рябина
?
?
Листья
?
?
?
У каких растений?
Листья
простые
сложные
лавровишня
тройчатые
перистые
пальчатые
земляника
шиповник
лапчатка
Формула и диаграмма цветка,
семейства Розоцветных
Чашечка
5 чашелистиков
1 или много
Венчик
5 лепестков
Тычинки
много
Пестик
∞П∞Т5Л5Ч
?
?
Цветы
?
?
?
У каких растений?
Цветы
одиночный
соцветия
роза
кисть
зонтик
щиток
Черёмуха
Яблоня
Груша
?
?
Плоды
?
?
?
У каких растений?
Плоды
яблоко
костянка
орешек
земляничина
сборная
костянка
Гравилат
Дополните текст.
1. Виды плодово-ягодных растений
семейства Розоцветные: ………………
2. Виды лекарственных растений семейства
Розоцветные: ………………
3. Виды декоративных растений семейства
Розоцветные: ………………
4. Виды сорных растений семейства
Розоцветные: ………………
Дополните текст.
1. Виды плодово-ягодных растений семейства
Розоцветные: яблоня, груша, вишня, персик,
миндаль, айва, слива, малина, черёмуха,
рябина, земляника.
2. Виды лекарственных растений семейства
Розоцветные: боярышник, ежевика,
кровохлёбка, малина, лавровишня, рябина,
шиповник.
3. Виды декоративных растений семейства
Розоцветные: розы, спирея, шиповник,
боярышник.
4. Виды сорных растений семейства
Лабораторная работа № 23.
• Тема: Строение цветка и плода
растений семейства Розоцветных.
• Цель: научиться определять
признаки семейства по внешнему
виду растения и строению его
плодов и цветков; научиться
работать с определительными
карточками.
• Оборудование: гербарии растений,
инструктивные карточки,
определительные карточки.
Лабораторная работа № 23.
Ход работы:
Запишите видовое название растения.
Определите к какому семейству относится растение.
Рассмотрите гербарий растения. Определите тип корневой
системы. О принадлежности к какому
классу это может свидетельствовать?
Рассмотрите стебель. Определите вид стебля (травянистый
или деревянистый), характер его роста (прямостоячий,
вьющийся, стелющийся);
Определите особенности листьев (характер листовой
пластинки, жилкование, тип листорасположения);
Рассмотрите строение цветка. Напишите формулу цветка;
Обобщите полученные результаты и на их основании
сделайте вывод о принадлежности растения к
определенному семейству.
Источники
• 1. http://img-
fotki.yandex.ru/get/5907/vladinteres.1b/0_52dc1_2602ddcc_XL
• 2. http://900igr.net/datai/biologija/Vysshie-sporovye-
rastenija/0009-010-Generativnye-organy.png
• 3. http://900igr.net/fotografii/biologija/Vysshie-sporovye-
rastenija/011-Generativnye-organy.html
• 4. http://900igr.net/fotografii/biologija/Vysshie-sporovye-
rastenija/012-Generativnye-organy.html
• 5. http://vertograd-s.com/wp-content/uploads/2009/07/Lodoicea-
maldivica-seed-460x218.jpg
• 6. http://img-fotki.yandex.ru/get/5305/val-
pavlovna.16f/0_76ee9_915ddf5a_L
• 7. http://www.aferzone.com/files/catalog/bf39d3f.jpg
• 8. http://www.cambridge2000.com/gallery/images/P6027018.jpg
• 9. Кузнецова В. И. Уроки ботаники: Пособие для учителя. – М.:
Просвещение, 1985.