Урок по биологии может сопровождаться данной презентацией не только в 9 классе, но и в 10-11 классах. В иллюстративной и тезисной формах материал становится доступным для понимания значения солнечной энергии в развитии жизненных форм на планете. В презентации показан круговорот веществ и его значение в развитии жизни.
: Значение
тема: Значение
тема
фотосинтеза и
фотосинтеза и
биологического
биологического
круговорота веществ
круговорота веществ
в развитии жизни
в развитии жизни
С появлением механизма
воспроизводства (размножения )
процесс зарождения жизни
завершился.
Возникла острая проблема
выживания среди протобионтов.
Ученые считают, что
Ученые считают, что
первыми организмами
первыми организмами
Гетеротрофы- организмы,
являются:
являются:
которые питаются готовыми
органическими веществами и
используют энергию,
выделяющуюся при распаде
этих органических веществ.
Они получали энергию для процессов
жизнедеятельности путем брожения
(малоэффективная форма извлечения
энергии из органических веществ)
Солнечная радиация произвела распад
молекулы воды на водород и кислород
– уменьшилось синтезирование
органических веществ – сокращение
пищевых ресурсов.
Возникла конкуренция гетеротрофов за
питательные вещества.
Автотрофы, появившиеся еще на этапе
коацерватных капель, получили
преимущество перед гетеротрофами.
Первыми автотрофами стали
цианобактерии.
Автотрофы - организмы ,
способные самостоятельно
синтезировать органические
вещества из неорганических с
помощью солнечной энергии.
Первыми автотрофами были
цианобактерии
Цианобактерии – одноклеточные и
нитчатые сине-зеленые
водоросли, в борьбе за
существование оказались в
лучших условиях
Постепенно происходило
накопление изменений, которое
привело к появлению
хлорофиллов, хорошо
улавливающих свет
Одновременно происходило
формирование эукариотичеких
клеток
В результате возникли растения
Растения - автотрофы
Растения - автотрофы
Способны поглощать энергию
Солнца
На свету выделяют кислород
Потребляют углекислый газ
Создают из простых
неорганических веществ
органические
Изменения условий на Земле
Изменения условий на Земле
в результате геохимической
в результате геохимической
работы зеленых растений
работы зеленых растений
Атмосфера стала насыщаться
кислородом
Солнечная энергия накапливалась в
химических связях органического
вещества
Углекислый газ из атмосферы стал
вовлекаться в живое вещество
Новые условия повлияли
Новые условия повлияли
на развитие жизни
на развитие жизни
Погибли организмы для которых
кислород оказался токсичным
У организмов возник процесс
аэробного дыхания
При дыхании в организмах стали
синтезироваться
высокоэнергетические молекулы
АТФ которые обеспечивали более
быстрый рост и размножение
( стр. 134, мелкий шрифт)
Появление круговорота
Появление круговорота
веществ
веществ
Автотрофы расширили
энергетические ресурсы для
других организмов, т.к. сами
являются пищей для
гетеротрофов
Включили в круговорот
веществ большое количество
новых неорганических
соединений и элементов
Круговорот веществ в
Круговорот веществ в
природе
природе
Благодаря круговороту
Благодаря круговороту
веществ
веществ
Изменился состав атмосферы
◦Сократилось количество аммиака,
водорода, метана, сероводорода
◦Увеличилось количество азота
Образовались залежи железных,
марганцевых и серных руд
Образовались отложения
извести, фосфоритов, гипса,
железо-кремнистых пород
Биологический круговорот
Биологический круговорот
веществ
веществ
Взаимодействие автотрофов и
гетеротрофов, их непрерывное
рождение и гибель .
Вернадский Владимир
Вернадский Владимир
Иванович
Иванович
(1863 – 1945)
(1863 – 1945)
Живые организмы это мощнейшая
геохимическая сила преобразовавшая
внешний облик нашей планеты
Объясните роль автотрофов и
гетеротрофов в круговороте веществ.
Вывод:
Вывод:
Некогда безжизненная планета
обрела населенную живыми
существами оболочку - БИОСФЕРУ
Биосфераоболочка
земли, в пределах
которой существует
жизнь.
1926г. Термин
ввел В.И.
Вернадский.
Домашнее задание : § 34,
вопросы.