Цель: расширять и обобщать знания детей о птицах и растениях весной
Как весна пришла
Задачи:
1. Познавательное развитие:
дать обобщенное представление о птицах, как живых существах;
учить устанавливать причинноследственные связи различного характера;
развивать познавательный интерес к природе.
2. Речевое развитие:
способствовать обогащению активного словаря детей;
развивать связанную диалогическую речь.
3. Социальнокоммуникативное развитие: воспитать бережное отношение к природе,
желание защищать, охранять ее.
4. Художественноэстетическое развитие:
развитие ценностносмыслового восприятия (словесного, музыкального) мира природы;
формирование эстетического отношения к окружающему миру.
5. Физическое развитие:
развитие двигательной активности детей.
Оборудование: иллюстрации перелётных птиц Оренбургской области, иллюстрации
цветов Оренбургской области, клетка, знаки охраны природы, заготовки для коллективной
аппликации (лучики, листья, птицы, первоцветы), посылка от Сороки, ребусы, аудиозапись
«голоса птиц», презентация «Птицы и цветы Красной книги Оренбургской области»
Вводная часть Слайд 1
Воспитатель: Ребята посмотрите на экран. Здесь спряталось время года.
Догадайтесь, что это за время года?
Какие признаки весны вы нашли?
Дети: солнце яркое, птицы прилетели, первые цветы расцвели.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю стать художниками и нарисовать весну.
Согласны?
Дети: Да
Основная часть: стрекот сороки, «влетает» Сорока
Сорока: Кар – каркар! Я вам весть на хвосте принесла. Птицы в лесу попали
в западню, цветы зима снегом закидала, весну усыпила. Не будет весны!
Воспитатель: Ребята, поможем птицам и цветам?
Дети: Да
Воспитатель: Отправляемся в лес. А чтобы быстрее добраться, споём песенку
«Если с другом вышел в путь»Воспитатель: Ребята, смотрите, сугроб. Нужно его растопить. От чего сугроб
может растаять?
Дети: от солнца
Воспитатель: А чтобы солнце его растопило, надо подобрать слова к
солнышку.
Воспитатель: солнышко какое?
Дети: яркое, жгучее, радостное, весёлое, утреннее, красное
Воспитатель: Ребята, смотрите, мы от снега освободили цветочки –
первоцветы. Как думаете, почему их так называют? Вы можете их назвать?
Дети: подснежник, крокус, ландыш, примула
Воспитатель: На территории Оренбуржья и нашего района произрастает
множество видов первоцветов, в том числе и лекарственные. Около 40 видов
вошли в Красную книгу Оренбургской области. Посмотрите на экран.
Слайд первоцветы Оренбургской области
Воспитатель: Ребята, а почему эти цветы занесены в Красную книгу?
Дети: редкие цветы, надо охранять.
Воспитатель: Посмотрите на эти знаки, какой выберем для того, чтобы
помнить, что цветы надо беречь и рвать их не следует.
Дети: выбирают знак и подставляют к цветам.
Воспитатель: Цветы от снега освободили. Ребята, а помните, Сорока
говорила, что птицы попали в западню. Посмотрите вокруг может найдёте
клетку с птицами.
Дети: находят клетку
Воспитатель: Ребята, а клетка заперта на замок. Чтобы его снять надо назвать
птиц, которые в клетке.
Дети: соловей, грач, трясогузка, скворец, кукушка
Воспитатель: Вот замок сняли, а птички в клетке. Попробуем угадать кто как
поёт?
Дети: угадывают голоса птиц, подвешивают на деревья.
Воспитатель: птички на воле, они радостные и хотят с нами поиграть.
Дидактическая игра «Найди свой домик»Воспитатель: Ребята, давайте заглянем в Красную книгу Оренбургской
области и посмотрим, каких птиц надо особенно охранять.
Слайды (птицы, занесённые в Красную книгу Оренбургской области)
Воспитатель: Ребята, как думаете, почему этих птиц занесли в Красную
книгу?
Дети: редко встречаются.
Воспитатель: Почему птицы встречаются редко?
Дети: отстреливают люди, во время перелётов, обрабатывают поля вредными
веществами, мало корма.
Воспитатель: А мы можем быть защитниками птиц?
Дети: Да
Воспитатель: Какой знак выберем для охраны птиц? Подставим к деревьям
знаки. Молодцы!
Звуки весны: ручей, пение птиц
Воспитатель: Ребята, а что это за звуки, слышите?
Дети: ручей, птицы весело поют.
Воспитатель: Я думаю, что это весна проснулась. Вспомните пословицы о
весне.
Рефлексия: Сейчас Артём расскажет стихотворение, а мы приготовим
пальчики, будем показывать то, о чём говориться.
Стихотворение: Стучат всё громче дятлы, синички стали петь
(соединить ладошки и изобразить «клювик», то раскрывая, то закрывая
его)
Встаёт пораньше солнце, чтоб землю нашу греть
(растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)
Бегут ручьи под горку, растаял весь снежок
(волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз)
А из под старой травки уже глядит цветок…
(Ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть. Чтобы
получилась чашечка цветка)Раскрылся колокольчик, в тени там, где сосна,
(раскрываем цветочек)
Динь – динь, звенит тихонько, динь – динь пришла весна.
(покачиваем цветочек из стороны в сторону)
Воспитатель: Вот мы и вернулись в группу, только картину весны не
нарисовали.
Вход Сороки: Вот вам посылка из леса.
Воспитатель: интересно, что внутри? Здесь конверты и письмо.
Письмо от весны.
Дорогие ребята. Спасибо за то, что освободили цветы от снега и выпустили
моих посланников из клетки. Дарю то, что поможет дорисовать картину
весны.
Работа в группах
Воспитатель: Разделитесь на группы и возьмите конверты. Внимательно
посмотрите что внутри. Расскажите нам.
Дети рассказывают, что у них в конвертах.
Самостоятельная работа: аппликация.
Воспитатель: Молодцы, красивая картина получилась. Давайте споём песню
«А весной».
Воспитатель: Край родной вы берегите,
Охраняйте и любите!
Наше занятие подошло к концу.