Дата проведения занятия _________________
Класс __________________
14/14 Инерция
Тип урока: Комбинированный урок
Тема урока: Инерция
Образовательные: Изучить понятие «инерция»; отработать навыки решения и
оформления задач, используя формулы и графики;
Воспитательные: Развить навык коммуникативности в процессе совместной
деятельности,
Развивающие: способствовать формированию умения сравнивать, самостоятельно
делать выводы
Структура урока:
Постановка учебной цели;
Изучение новой темы;
Домашнее задание;
Закрепление изученного;
Рефлексия
Организационный момент
Ход урока:
1.
Учитель: Здравствуйте. Тема нашего сегодняшнего урока «Инерция».
Слайд 1
Производится запись темы урока в рабочие тетради
2. Повторение ранее изученного материала
Учитель: Мы изучаем раздел физики – кинематика. Прежде всего, мы должны знать
определение, уметь отвечать на вопрос: Что такое кинематика?
Ученик: Раздел механики, в котором изучают как движется тело, без выяснения
причин, вызвавших это движение, называется кинематикой.
Учитель: Физика любит удивлять вас, любит, чтобы вы наблюдали и думали,
получали научные знания об окружающем нас мире с помощью экспериментов и
наблюдений.
Цель нашего урока – изучить необыкновенное явление под названием инерция,
которая проявляется в окружающем нас мире на каждом шагу, но мы настолько привыкли
к ней, что и не замечаем её.
1 Сегодня будем исследовать инерцию с помощью наблюдений, опытов, решений
задач, проведем небольшую творческую работу, чтобы проверить насколько вы усвоили
тему урока, а так же повторим темы прошлых занятий.
Слайд 2
Учитель: Повторим изученный материал.
1. Какое движение называется механическим? (Механическим движением
называется изменение с течением времени положения тела относительно других
тел. Примеры)
2. Какие виды движения вы знаете? (Равномерное и неравномерное).
3. Какое движение называют равномерным? Неравномерным? (Движение называют
равномерным, если тело за равные промежутки времени проходит равные пути.
Движение называют неравномерным, если тело за равные промежутки времени
проходит разные пути)
4 .Чем они отличаются? (При равномерном движении скорость тела остаётся
постоянной, а при неравномерном движении скорость тела изменяется).
Слайд 3
Учитель: Может ли тело, находящееся в относительном покое, само собой
изменить скорость? Увеличить его? Уменьшить его? (Нет).
Демонстрация с мячом, который на столе.
Учитель: Как можно изменить скорость тел? (Подтолкнуть, т.е. подействовать
рукой)? Мяч начинает двигаться. Перестаю действовать, что наблюдаете? (Мяч
останавливается). Как же можно изменить скорость движения тела?
Слайд 4
Ученики: Скорость тела изменяется, если на него действуют другие тела!
Учитель: Как можно изменить направление скорости тела?
Слайд 5
Ученики: Направление скорости тела изменяется, если на него действуют
другие тела!
Учитель:Так при каком же условии движется тело?
Ученики: Тело движется, если на него действуют другие тела.
Учитель: Рада за Вас. Вы рассуждаете как выдающийся философ древней Греции
Аристотель. Жил он в IV в. до н.э.
Слайд 6 (Слайд с портретом Аристотеля и его высказыванием: «Все, что
находится в движении, движется благодаря воздействию другого. Без действия нет
движения»).
2 Учитель: Согласно взглядам Аристотеля тело движется только тогда, когда на него
действуют другие тела, а при отсутствии внешнего воздействия тело может только
покоиться. Идеи древнего философа господствовали в науке около двух тысяч лет.
Верно ли утверждение Аристотеля?
(Постановка второй учебной проблемы). Опыт с машинкой и попугаем.
Учитель: Выполним опыт с попугаем Кешой, который отправился в Таити на
машине. Но он так замечтался об отдыхе, что не увидел препятствия перед собой и упал.
Подумайте и скажите, почему упал попугай? На него никто же не действовал, а он
продолжил движение в виде падения.
Слайд 7
В 17 веке итальянский ученый Галилео Галилей первый показал, что тело может
не только покоиться в отсутствии внешнего воздействия, как утверждал Аристотель, но
может ещё и двигаться. Это видно из опыта с попугаем.
Нам необходимо выяснить, как будет двигаться тело при отсутствии внешнего
воздействия. Галилей использовал опыт. Наблюдал за движением шара по наклонной
плоскости. Давайте и мы проделаем этот опыт и пронаблюдаем за движением шарика по
наклонному желобу: сначала с тканью, а после без неё, т.е. без воздействия. Опыт. Вы
заметили, что в первом случае скорость шарика уменьшилась очень быстро, движение
было неравномерным, но во втором случае уменьшили трение, т.е. убрали ткань, шарик
катится дальше, т.к. скорость шарика изменяется медленнее, т.е. дольше сохраняется, а
движение шарика становится ближе к равномерному прямолинейному, но шарик снова
останавливается. Почему?
Ученики: Потому что движению мешает трение шарика о поверхность наклонного
желоба.
Учитель: Подумайте и скажите, как бы двигался шарик, если бы трения не было
совсем.
Ученики: Шарик совершал бы равномерное и прямолинейное движение (РПД).
Учитель: Именно такое предположение высказал Галилей в ХVII в.
Учитель: Ещё раз рассмотрим, как зависит изменение скорости тела от
величины действия другого тела?
Слайд 8
Вывод: чем меньше действие другого тела, тем дольше сохраняется скорость
движения и тем ближе оно к равномерному.
Учитель: Вспомните, если движение равномерное и прямолинейное, то скорость
тела изменяется или сохраняется постоянной?
3 Ученики: Скорость тела сохраняется постоянной.
Учитель: Обобщим мысленно эксперимент Галилео Галилея и наши наблюдения и
ответим на вопрос: Как же будет двигаться тело, если на него не будут
действовать другие тела?
Ученики: Тело, на которое не действуют другие тела, движется с постоянной
скоростью.
Учитель. Именно так формулируется явление инерция.
Откройте учебник и найдите в тексте (на с. 41) определение инерции, прочитаем.
Вывод: явление сохранения скорости тела, при отсутствии действия на него
других тел называется инерцией.
Слайд 9
Учитель: Кстати «инерция» в переводе с латинского — бездеятельность или
бездействие. Ктонибудь догадался, почему наш попугай упал.
Ученики: Потому что он двигался по инерции.
Учитель: Таким образом, движением по инерции называется движение тела
при отсутствии действия на него других тел.
Учитель: В конце 17 века английский учёный Исаак Ньютон обобщил выводы
Галилея, сформулировал закон инерции и включил его в качестве первого из трёх законов
в основу механики. Законы Ньютона будете изучать в 9 классе.
Все открытия представляют бесценное культурное наследие для нас. Мы должны
ценить всё, что сделано человечеством.
Учитель: Проявление инерции мы наблюдаем постоянно и настолько привыкли, что
даже не замечаем её. Явление инерции учитывается во многих видах спорта. Именно
инерция помогает устанавливать мировые рекорды.
Недавно в Ванкувере прошла Зимняя олимпиада. Наши спортсмены принимали
участие почти во всех видах спорта, в том числе и в кёрлинге, где явно проявляется
явление инерции.
Учитель: «Движение по инерции» понимается так, что неподвижные тела
сохраняют неподвижность, а движущиеся – сохраняют своё движение.
4.
Физкультминутка с музыкой. Теперь немного отдохнём. И одновременно
проведем творческую работу по проверке ваших знаний. Предлагаю вам изобразить
поведение пассажиров во время поездки в троллейбусе.
Представьте, что я — водитель. Я:
• Резко трогаюсь с места. Куда отклоняетесь? (Назад). Почему? Изза инерции движения
пассажира. При резком увеличении скорости ноги уходят вперёд, а верхняя часть тела
4 продолжает двигаться с прежней скоростью, в результате происходит отклонение
пассажира назад.
• Поворачиваю направо. (Налево). Почему? Т.к. вы продолжили по инерции двигаться по
курсу вперёд.
• Поворачиваю налево. (Направо).
• Резко торможу. (Вперёд). Происходит это в силу инерции движения пассажира, т.к. при
внезапной остановке ноги изза трения «припечатываются» к полу, а тело продолжает
двигаться
Учитель: Пока мы ехали, всё время с нами была госпожа «Инерция». Подумайте и
ответьте, когда же проявляется инерция?
Ученики: Инерция проявляется, если изменяется значение скорости или её
направление.
3. Закрепление изученного материала
Учитель: Давайте ещё раз вспомним самое главное и постараемся ответить на
вопросы.
Решение качественных задач, используя слайдовую презентацию
Слайд 10
1. Водитель микроавтобуса, увидев стоящий на дороге автомобиль, нажал на
тормоза, но не избежал столкновения. Объясните, почему?
2.Почему при торможении автомобиля обязательно включается задний красный
свет?
3.Почему необходимо закреплять грузы в кузове грузовика?
4.Объясните назначение ремней безопасности в автомобиле.
5.Что произойдёт с наездником, если лошадь, прыгая через препятствие,
споткнётся?
6.Что произойдёт, если человек поскользнётся?
7.Почему при землетрясении разрушаются здания и мосты? (Основной причиной
разрушений при землетрясении являются сильные подземные толчки и сотрясания земли,
достигающие земной поверхности. Вследствие инерции и жесткости конструкции
наземных сооружений они разрушаются.)
8.Почему лиса делает резкие прыжки в сторону, если её догоняет волк?
4. Домашнее задание
Учитель: Записываем Д/З: § 1718 (учебник “Физика – 7, Перышкин А.В.), примеры
положительного влияния инерции и отрицательного
Слайд 11
5 5. Рефлексия
Учитель:
Какие были трудности при усвоении нового материала? Удалось ли их
преодолеть?
Учитель. В завершение нашего урока помогите мне сочинить стихотворение. Я
начинаю, а вы продолжаете:
Слайд 12
Если ты снежок (бросаешь),
Или в тире ты (стреляешь),
Или в мячик (ударяешь),
Или сам ядро (толкаешь),
Почему же, почему же
Те предметы вдаль летят?
Отчего же, отчего же
Сразу падать не хотят?
Эти разные предметы
Потому вперед (летят),
Что (инерцию) имеют,
Скорость (сохранить) хотят.
Галилей был самым (первым),
Кто инерцию (открыл),
И прошло три с лишним века
С той поры, (когда он жил).
Учитель: Спасибо за работу. Урок окончен, можете быть свободны.
6
Презентация по физике на тему "Инерция" (7 класс, физика)
Презентация по физике на тему "Инерция" (7 класс, физика)
Презентация по физике на тему "Инерция" (7 класс, физика)
Презентация по физике на тему "Инерция" (7 класс, физика)
Презентация по физике на тему "Инерция" (7 класс, физика)
Презентация по физике на тему "Инерция" (7 класс, физика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.