Урок содержит дополнительный материал, который расширяет и углубляет эту интересную тему экономической географии. Урок имеет не только теоретическую направленность, но и практическую деятельность ученика. Данный материал формирует практические умения для получения необходимой географической информации; умение отстаивать свою точку зрения; Продолжается формирование навыков анализа статистического материала. В ходе урока воспитывается чувство сопричастности к жизни своей страны.
Тема урока:
Воспроизводство
населения
России
8 класс
демография
эпидемия
коллективизация
репрессия
социальные отношения
демографический кризис
демографический взрыв
естественное движение
«демографическое эхо войны
Охарактеризуйте особенности
изменения численности населения
России
Что вы знаете о Российских
демографических кризисах XX века?
Как изменялась численность
населения России по переписям?
советский энциклопедический
словарь
Воспроизводство населения –процесс
смены поколений в результате
естественного движения (рождаемости
и смертности )
мы используем следующее
определение
Под воспроизводством населения
понимают «процесс производства
людей людьми», процесс
непрерывной смены поколений.
4 процесса Е Д
Рождаемость (Р) Смертность(С) Брачность Разводимость
Социальные явления
Демографические показатели
населения мира 2007г.
Страна
Рождаемость ‰
Смертност ‰
Естественный
прирост ‰
Нигер
55
21
34
Германия
8
10
2
Р 55 – С 21=ЕП 34
Р 8 – С 10=ЕУ 2
Демографические показатели
населения России 2007г.
Численность
в мл.чел
Рождаемость
‰
Смертность
‰
Естественный
прирост ‰
142,2
10
15
5
Задание 1: Заполни таблицу
Вписать в таблицу основные показатели
типов воспроизводств населения
Архетип
Традиционный Современный
Архетип
Традиционный Современный
Ранние этапы
существования
человечества;
численность
ограничена она
такова, сколько
может прокормить
территория
Связан с аграрной
экономикой; не
регулируется
рождаемость
детей столько,
сколько есть; «как
жили отцы и деды»
Индустриализация
общества;
урбанизация;
эмансипация;
улучшение жизни
планирование
числа детей;
стабилизация
численности
населения
Новые слова темы:
Индустриализация создание крупного
промышленного производства
Урбанизациярост городов, городского
населения, распространение
городского образа жизни.
Эмансипация уравнивание прав
женщин и мужчин
Задание 2.
Заполнить схему: Каковы причины снижения
С и Р
Причины
Снижения С Снижения
Р
Причины
Снижения С Снижения Р
эмансипация женщин
улучшение жизни
(благоустройство)
изменение роли детей
улучшение медицинского
обслуживания социально
экономические условия
снижение детской смертности
питание
гигиена
условия труда
отдых
Задание 3.
Проанализируйте график естественного
движения населения России
Вопросы:
1.Когда естественный прирост
отличался наиболее высокими
показателями?
2.В какие периоды наблюдается резкое
сохранение ЕП населения?
3.На какие годы приходятся критические
периоды в ЕД населения?
Закрепление:
1.Какой характер ЕД населения
свойственен России, вашему региону.
1) Р = С 2) Р > С 3) Р < С
ЕД населения России
Р < С ( 10 15 = 5 )
ЕД населения Хабаровского
края
Р < С ( 8 10 = 2 )
2.Установить соответствие между
понятиями и их определениями
1.Естественное движение
населения.
2.Механическое движение
населения.
3.Демографический
кризис.
4. Традиционное воспроиз
водство населения.
5.Современное
воспроизводство
населения.
А.Превышение смертности
над рождаемостью.
Б.Совокупность процессов
рождаемости и смертности.
В.Перемещение населения по
территории.
Г.Планируемое возобнов
ление населения, при ко
тором сменяющиеся по
коления равны по чис
ленности.
Д.Возобновление населения,
при котором численность
последующих поколений
больше, чем предыдущих.
1.Естественное движение населения
Б.Совокупность процессов рождаемости и смертности.
2.Механическое движение населения
В.Перемещение населения по территории
3.Демографический кризис
А.Превышение смертности над рождаемостью.
4. Традиционное воспроизводство населения
Д.Возобновление населения, при котором численность
последующих поколений больше, чем предыдущих
5.Современное воспроизводство населения
Г.Планируемое возобновление населения, при котором
сменяющиеся поколения равны по численности
Домашнее задание:
§ 44, задание в тетради:
1.Изучите свою родословную и нарисуйте в
тетради генеалогическое древо своей
семьи.
2. Проанализируйте его и сделайте вывод:
отразились ли на вашей семье те
демографические процессы, которые
изображены на рис.198 и201 учебника.