Кресты — сурэх
В музеях Республики Саха хранится большое количество якутских крестов, носимых как нагрудное украшение. Якутские кресты никогда не были предметом пристального исследования: Единственным исключением является книга Ф.М.Зыкова "Ювелирные изделия якутов", где в главе "Описание ювелирных изделий" автор выделяет предметы культового назначения. Из них наиболее распространенными и разнообразными были кресты, которые носили как украшени я.
Оба вида крестов на якутском языке назывались совершенно одинаково — словом "сурэх". Обряд крещения по-якутски называется "сурэхтэнии". Нательные кресты якуты получали при совершении обряда крещения и получении христианского имени. Были они из серебра, меди, латуни. Привозили кресты-тельники из Центральной России, где они и производились.
Нагрудные кресты, носимые как украшения, предположительно, появились в Якутии в первой половине XIXвека. Предстоит выяснить историю их возникновения у якутов, с чем это связано. Носили их и мужчины, и женщины как украшение и как символ принадлежности к православному вероисповеданию. В собраниях музеев республики нагрудные кресты, как это ни странно, встречаются чаще, чем нательные кресты.
Нагрудные кресты у якутов обогатились новыми элементами: носили их на груди на широких цепочках довольно сложной конструкции, появилось множество различных подвесок, дополнялись щипчиками, копоушками и т.д.
"Точное наименование украшения типа (ожерелье — Э.С.) установить не удалось. Идентичное ему по форме ожерелье в коллекции ГМЭ значится как "кыл бауы". Очевидно, своеобразной христианской модернизации указанного выше старинного ожерелья у кряшен был обычай носить его в комплексе с нательным крестом ("крус бавы").
Якутия — один из немногих центров Российской Федерации, где развивается традиционная, в сугубо северном варианте, художественная резьба по кости. Молодой, в сравнении с северорусской и чукотской, этот народный вид творчества, однако, имеет почти трехвековую историю. В результате появления специального промысла по добыче мамонтовых бивней и благотворного воздействия высокоразвитого искусства холмогорских резчиков, зарождение его в XVIII веке произошло на основе местных художественных традиций и, прежде всего, орнаментальной резьбы по дереву.
В скульптурной группе «Якутка у коновязей» (1974) эти качества сочетаются с тщательной проработкой орнаментальных деталей в праздничном наряде женщины, в богатом убранстве коня и ритуальных столбов сэргэ. Здесь все органично и цельно, все пронизано ощущением значительности праздничного ритуала, что придает произведению торжественное и монументальное звучание.
Такой тип настольной пластины, несущей большую декоративно-смыслрвую нагрузку, возник у Федорова еще в 1946 году, когда он создал своего «Василия Манчары» — полный динамики образ легендарного народного героя-бунтаря.
Уникальны по замыслу, по художественной трактовке комплекты шахмат, созданные Аммосовым по мотивам якутского эпоса и этнографии. Идея шахматной баталии очень занимательно развита в фигурках патри¬архальной четы родоначальников и их воинов, готовых сразиться со свои¬ми противниками. Фольклор и этнография сопутствуют и многим скульп¬турным композициям этого очень плодовитого мастера, с неизменной увлеченностью обращающегося к традициям и обычаям своего народа.
Эта статья о декоративно-прикладном искусстве народов, во многом сохранивших вековой традиционный образ жизни и культуру в условиях Крайнего Севера, Дальнего Востока, Арктики. Не утихают споры, оправдана ли такая жизнь, когда рядом современные города, бытовые удобства, быстрый транспорт и надежная связь. В поисках ответа особенно актуальным становится вопрос: почему многие народы, зачастую существуя в самых тяжелых природных условиях, смогли веками и тысячелетиями развивать свою культуру, не разрушая среды обитания? Не может ли человечество научиться так же жить в гармонии с окружающим миром, как это сумели сделать народы, не вовлеченные в гонку покорения и преобразования природы.
Еще недавно иным представлялось будущее, в котором единое человечество, не разделенное на народы и культуры, ведет одинаковый образ жизни и, думая на одном языке, исповедует одни и те же мысли. Но, изучив многие сложные системы, мы убеждаемся, что залогом успеха их существования является как раз разнообразие. Продолжение человеческой культуры, ее разнообразие должно не уничтожаться, а бережно поддерживаться. Культура каждого народа значима для всех людей и должна сохраняться вне зависимости от того, велик или мал этот народ по численности.
Изделия из оленьего меха и замши с аппликацией из цветных тканей, с меховой мозаикой, шитье бисером, скульптурные миниатюры из кости, предметы из дерева и бересты еще в прошлые века привлекали внимание землепроходцев, путешественников и ученых. Эти работы восхищают и нас. Ценно, что мы имеем здесь дело не с прошлым, не с достоянием истории, а с живым искусством сегодняшнего дня.
На Крайнем Севере исстари шьют верхнюю зимнюю одежду из оленьих шкур, их также стелют и на нарты; в недавнем прошлом зимой оленьими шкурами покрывались переносные сборные жилища таежных охотников - юрты и чумы. Мастерицы Заполярья искусно выделывают из оленьих шкур замшу-ровдугу, подкрашивают ее ольховой корой, придают ей благородный красновато-коричневый тон.
На одежде эвенов в широких голубых бисерных оторочках основная лента узора движется мягко, волнообразно, иногда образуя замкнутые круговые фигуры. Бисер, нашитый концентрическими кругами, покрывает дополняющие эвенский костюм замшевые сумочки, украшает кисеты, игольницы. Совсем иная отделка у долган, живущих на севере Красноярского края в Эвенкийском и Таймырском национальных округах.
Наряду с шитьем бисером, на Крайнем Севере распространено удивительное искусство - меховая мозаика. Это композиции из кусков меха, контрастных по цвету, вырезанных по шаблону и сшитых вместе таким образом, что получается единая поверхность с орнаментом - темным на светлом и светлым на темном фоне.
Теперь деревянная кумысная посуда выходит из употребления, заменяется стеклянной, фарфоровой, пластмассовой. Однако чороны вырезают специально к празднику и ставят в качестве украшения на сэргё или на столбы, ограждающие площадку, где проводится Ысыах.
В праздничной церемонии Ысыаха много внимания уделяется убранству коня, в которое входят седло (серебряная передняя лука украшена гравировкой), чепрак, кычымы. По всему Крайнему Северу славятся работы якутских ювелиров. Основу этих ювелирных изделий составляют серебряные (или посеребренные) пластины различной формы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.